В своем эссе мы разберем, как и что такое социология культуры. Согласно словарному определению, социология культуры представляет собой одну из областей гуманитарного знания, находящегося на стыке культурологии и социологии, что, я думаю, ясно из самого названия. Она изучает взаимосвязь социальных процессов и культурных явлений.
В истории развития данной дисциплины обычно выделяют несколько направлений. Я для своего эссе взял для анализа классическую социологию культуры, базирующуюся на идеях Георга Зиммеля и Карла Манхейма, и представителей франкфуртской школы, оказывающей до сих пор большое влияние на западноевропейскую и американскую гуманитарную научную мысль. В первую очередь речь идет о Теодоре Адорно и Герберте Маркузе, Эрихе Фромме, соединивших марксистский социологический нарратив (недаром многие исследователи считают Карла Маркса одним из основателей социологии) с фрейдистской концепцией понимания культуры.
Начнем с классической социологии культуры хотя бы потому, что она была сформулирована раньше, чем свое понимание культуры предложили Адорно и его последователи. Кстати, считаю, нужно сделать важное уточнение: если более детально рассматривать взгляды представителей так называемой франкфуртской школы, то можно найти в них серьезные расхождения на те или иные вопросы. Однако я считаю, лучше сфокусироваться на том, что их объединяло, а не разделяло. Вернемся теперь к классической концепции культуры.
Немецкий исследователь Георг Зиммель, чья деятельность пришлась на стык 19-20 веков, занимает особое место среди классиков социологии культуры. Я не случайно акцентировал внимание на времени деятельности Зиммеля, поскольку конец 19 — начало 20 века — это настоящий слом эпох. Происходила быстрая трансформация общества, что роднит тот период с современностью, на мой взгляд.
Подход Зиммеля к пониманию феномена культуры характеризуется глубоким философским осмыслением. Исследователь рассматривает культуру как выражение творческой деятельности человеческого разума, тесно связанное с идеей жизни как стихийного начала.
Тезисно основные идеи, высказанные Зиммелем, включают в себя следующие пункты:
Культура по своей природе изменчива, представляя собой постоянное движение от создания новых форм к их трансформации.
Зиммель ввел в научный обиход термин «трагедия культуры», которую он понимал следующим образом: трагедия культуры — это невозможность полной реализации культурного потенциала в материальных формах.
Кроме того, Зиммель настаивал на дуализме культуры: противопоставление субъективного (поток жизни) и объективного (система ценностей) начал.
Подведем промежуточный итог: Зиммель правильно обратил внимание на изменчивость культуры, данное наблюдение очень хорошо коррелируется на изменчивость и социальных процессов внутри общества. Кстати, еще больший аспект на социологии в рамках рассмотрения феномена культуры сделал Карл Манхейм, английский социолог австрийского происхождения.
Карл Манхейм развивает социологический подход к изучению культуры, акцентируя внимание на социальной детерминации мышления. Рассмотрим опять же тезисно основные мысли Карла Манхейма касательно культуры.
Рефлективность культуры: осознание европейской культурой своего кризисного состояния. Описанный выше постулат симптоматичен для западноевропейской философской мысли периода после окончания первой и второй мировой войн. Поскольку осмысление трагедии мировых войн нанесло серьезнейший удар по концепции, берущей своё начало еще в эпохе просвещения, что научный прогресс вкупе с распространением в мире культурной евроцентрической культурной гегемонией — это безусловное благо для человечества.
Манхейм обратил внимание и на еще один интересный феномен культуры и социологии, выраженный в двух разнонаправленных тенденциях.
Фрагментация культуры: разделение социального и культурного опыта.
Синтетическая функция социологии: объединение разрозненного культурного опыта.
Таким образом, Манхейм считал, что социология сама по себе выполняет очень важную функцию своеобразного «сшивания» культурного пространства.
Тем самым Манхейм еще больше, чем его предшественники, связал культурологию и социологию, дав мощный толчок развитию смежной дисциплине социологии культуры.
Перейдем теперь к знаменитой «франкфуртской школе».
Франкфуртская школа представляет собой критическое направление в социологии культуры. Её представители, Теодор Адорно и Герберт Маркузе, развивают концепцию социальной критики культуры. Отмечу, в первую очередь критикуется современная культура с его культом потребления и превалирования материального аспекта над духовным.
Рассмотрим главные идеи Франкфуртской школы:
Признание и анализ манипулятивного характера современной массовой культуры. Что под этим понимают представители франкфуртской школы?
Думаю, это лучше всего показать на примере коммерциализации современной рекламы. Любая реклама побуждает человека купить какой-либо товар или, если смотреть шире, совершить действие, которое принесет выгоду тому, кто заказал рекламу. С помощью рекламы человеку неосознанно навязываться ложные потерны поведения. Например, чтобы быть успешным, у тебя обязательно должен быть айфон последней модели. Надо ли говорить о ложности подобного посыла: человеческое счастье не может быть измеримо ценой и моделью айфона. Однако реклама пытается нас убедить в обратном. Еще одним проявлением коммерциализации рекламы являеться рекламные интеграции популярных инфлюенсеров. К примеру, человек делает разбор фильма и посреди ролика делает подводку к рекламе банка или каршеринговой компании. Даже сама история становится объектом коммерческой рекламы, достаточно вспомнить серию роликов банка Империал.
Закономерно из коммерциализации рекламы и в целом культуры вытекает концепция одномерного человека. Одномерный человек — это рационализированный индивид, подчинённый современной капиталистической системе. Как бы запрограммированной самой системой на постоянное потребление. Феномен непрерывного потребления помогает капиталистической системе избегать кризиса перепроизводства товаров и услуг.
Представители франкфуртской школы видели попытку уйти от общества потребления в следовании так называемому великому отказу. Другими словами, человечество должно пойти по пути ограничения потребления, и наиболее идейно заряженные группы населения в таком случае должны взять на себя ношу преобразования общества.
В заключении могу сказать, что концепции, выдвинутые классиками социологии культуры, сохраняют свою актуальность и по сей день. Поскольку проблемы фрагментации культурного опыта, манипуляции массовым сознанием и поиска путей духовного развития человека остаются в центре внимания современных исследователей.
Безусловно, социология культуры представляет собой многогранную дисциплину, исследующую сложные взаимосвязи между социальными процессами и культурными явлениями. Социология культуры прошла долгий путь: от классического понимания культуры как выражения творческой деятельности человеческого разума (что мы видим на примере Зиммеля) до критического анализа современных культурных явлений (франкфуртская школа). Путь развития социологии культуры наглядно отражает эволюцию человеческого понимания собственной культурной природы.
Стоящие перед человечеством вызовы, такие как глобализация, цифровизация и трансформация социальных отношений, требуют дальнейшего развития социологического подхода к изучению культуры, что делает наследие классиков особенно ценным для понимания современных культурных процессов.