Найти в Дзене

Кино московское. *Покровские ворота*. К Дню столицы.

11 сентября 2022 Обновление, обновление! Обновление по-особенному, остро, чувствуется теперь, когда место бескорыстных подружек юности занимают подружки из поколения их дочерей, ну, в крайнем случае, очень младших сестёр. Хотя, может быть и не всегда бескорыстно. Этим летом обновление случилось и у Маргариты Павловны. Сменила она мужа. На *соседа с ближней дачи*. Однако, вспомнился мне почти забытый поэт Кесельман, который погиб при невыясненных обстоятельствах: или в оккупации, или ещё до войны — по слабости здоровья: *Сейчас ко мне придет один эксцесс, так я зову соседа с ближней дачи...*. Один, значит, пришёл, другой уходит. Что значит *уходит*? Кто ж его совсем отпустит? Прожили Хоботовы 15 лет. Действие началось ранней московской осенью 1956 года. Внимательно смотрю на телеграмму Велюрова Светлане. Михаил Казаков указал дату. 56 (год) 15 (число) 10 (месяца). И нам известна дата знакомства Велюрова и светланы. Три дня знакомы. *Сегодня даже телеграмму прислал.* В своём парково

11 сентября 2022

Обновление, обновление!

Обновление по-особенному, остро, чувствуется теперь, когда место бескорыстных подружек юности занимают подружки из поколения их дочерей, ну, в крайнем случае, очень младших сестёр.

Хотя, может быть и не всегда бескорыстно.

Этим летом обновление случилось и у Маргариты Павловны. Сменила она мужа. На *соседа с ближней дачи*.

Однако, вспомнился мне почти забытый поэт Кесельман, который погиб при невыясненных обстоятельствах: или в оккупации, или ещё до войны — по слабости здоровья: *Сейчас ко мне придет один эксцесс, так я зову соседа с ближней дачи...*.

Один, значит, пришёл, другой уходит. Что значит *уходит*? Кто ж его совсем отпустит? Прожили Хоботовы 15 лет.

Действие началось ранней московской осенью 1956 года.

Внимательно смотрю на телеграмму Велюрова Светлане. Михаил Казаков указал дату. 56 (год) 15 (число) 10 (месяца). И нам известна дата знакомства Велюрова и светланы. Три дня знакомы. *Сегодня даже телеграмму прислал.*

В своём парковом выступлении Велюров восхищён чудной московской осенью.

А закончилось — летом 1957, перед фестивалем молодёжи.

Из обновлённой программы Велюрова, где сатира — бытовая и политическая — сменилась лирикой:
*Пусть в этот летний вечерок звучит мой новый монолог...*.

-2

От 1956 минусуем 15. То есть, с начала войны Хоботовы были вместе.

Женщину сказочного ума с командирским характером, Маргариту Павловну, тоже можно понять. То чудовищная рассеянность Льва Евгеньевича, то её *не всегда беспочвенные подозрения*. Ну как небеспочвенные? при его-то нездоровой тяге к женщине?

Хоботов — натура увлекающаяся. Воспламеняется при виде каждой юбки. Тайный, но ныне изобличённый (сколь верёвочке...) эротоман.

-3

*А кокотка из скандинавской редакции с её чувственным порочным ртом!* Этот довод (козырями зашла з*ра/за!) Лев Евгеньевич, до тех пор худо-бедно отбивавший атаки недавней жены, почему-то не смог опровергнуть.

-4

Костик тоже далеко не католический священник. Аспирант.

_________________________________________________________________________

Что он — аспирант, узнаём только из слов тёти. В сцене, которая была вырезана.

Такая судьба у фильма. Он лишился нескольких маленьких эпизодов. Только относительно недавно всё было собрано вместе. И теперь на экранах полный вариант. Учится Константин на историческом. *По кафедре истории прозектор...*. Тот же поэт Кесельман, из того же произведения.

Про подготовку историков в то время писал Солженицын:
*история для марксиста наука не трудная. только не учтено единым государственным планом просвещения, что внезапно наступит полное насыщение историками-марксистами всех школ, техникумов и кратковременных курсов*.

Костику повезло. Он не пошёл учительствовать, не вернулся по распределению в родной город. Только не это! Надо закрепляться в полюбившейся Москве.

__________________________________________________________________________________

*У неё всё своё — и бельё, и жильё, Ну, а я ангажирую угол у тёти*. Хорошо ложатся эти слова Владимира Высоцкого.
Правда, в тётиной коммуналке не очень и тесно — по комнате на человека.

У тёти жили: герой фильма *Разные судьбы* ленинградец Степан Огурцов-Юматов и москвич Дима Горин-Демьяненко из *Карьеры Димы Горина*.
Если у вас есть тётя... Да ещё в столице!

Повезло Костику и с Девушкой его мечты: красавица, спортсменка — звезда конькобежного спорта районного масштаба, и дочь, ах, таких уважаемых родителей, живущих в Доме на Котельнической набережной — месте обитания советской знати.

Не исключено, что вскоре (положение становится угрожающим) он станет полноценным новым москвичом.

Хотя и Велюровская Светлана по-своему прелестна... и красивая, и спортивная, и немного несообразительна (глуповата):

— Общество трудовые резервы.

— Откуда знаешь?

— Интуиция!

Вообще-то, на груди у неё эмблема спортивного общества. Буквы ТР и шестерёнка. Костя изумительно внимателен к деталям.
Ну как не вожделеть такую Светлану?

Дальше герои поженились-переженились. Причём все.
Кроме Алисы Витальевны.
Как водится, тут и сказочке конец.

Ну и любимая тема. Пятый пункт. Щас рассажу такое, что никто не расскажет.
Я не о Звёздах шестиконечных на заднем плане, не дававшим покоя редакторам.
И не о всем понятном национальном составе жильцов квартиры.
Что состав? вполне себе однообразный и монолитный. До появления Саввы Игнатьевича.
Жильцы подобрались, конечно...
Если кто сомневался в Костике... Можете не сомневаться. Как это из Константина Ромина получился в итоге Миша Козаков?

(На Яндексе я выражался несколько иносказательно и запутано, попробую по прямее здесь):

Это всё мелко.
Авторами заложена более глубинная характеристика персонажей, не считываемая посторонними.
Как *штихелю штихелю рознь*... так и здесь явлены коренные отличия в поведении и психологии людей, пусть и одинакового пятого пункта. Разумеется, все они светские советские люди. В синагоге никого не увидим. Правда, Хоботов собрался в такое учреждение как Новодевичий монастырь, но исключительно полюбоваться фресками.

Хоботов, которому 43 в 1956 году, и Велюров, который явно не младше, ухватили ещё той жизни. Досоветской. Тогда нашему народу тоже несладко, но обычаев (и повелений) всё же придерживались.

И что фамилии героев адаптированы не так давно не вызывает сомнений.
Известный обряд на восьмой день рождения прошли. Вероятно, очень вероятно.
Где-то когда-то да получили основы библейского образования.

И вот интересно для меня:

а как они сохранили приверженность устоям и традициям своего-моего народа?

Прекрасно характеризуют героев образы, метафоры, фразеологизмы, цитаты, которые они используют в диалогах.

Авторами фильма тщательно продуманы все слова, сказанные персонажами.

Случайностей здесь нет.

Савва Игнатьевич щедро приводит немецкие словечки, и мы понимаем — он фронтовик.

Велюров, Лев Хоботов, Маргарита Павловна подчас обращаются в повседневном общении к религиозным текстам.
Чем отличаются от рядовых обывателей.

Итак, разберём условно отрицательный персонаж Велюров.

*Вы — фарисей!* — говорит пьяный Велюров Костику, после чего поскальзывается и падает.

Мне так и хочется спросить:

Аркадий Варламович, а чем вам фарисеи не угодили? *У Вас другие любимые авторы?*

-5

Негативный образ фарисеев, сделавших их название нарицательным, символом обмана, лицемерия и лжи, сформирован группой отступивших от веры отцов. Последовавших за ...

Не будем перечислять лишний раз их имена.

А между тем, фарисеи — патриоты, сохраняли преданность Заветам, самобытности и культуре, спасали народные устои от влияния завоевателей.

И Аркадию Варламовичу следует об этом помнить.

А не ассимилировано повторять, бездумно и удобно...

-6

Велюров для меня не тем *отрицателен*, что выпивает (а потому что не умеет), подстраивается к системе заради некрупного в сущности заработка, или там вожделеет молодую спортивную Светлану. Это как раз понятно. И не мне претендовать на *быть моралистом*.

Далее Велюров: *Раньше я шёл в Мосэстраду как в дом родной, а теперь иду туда на Голгофу*.

В его словах *был подтекст*. Он отождествляет себя с ни в чём неповинной жертвой, идущей к месту казни.

С тем персонажем, который согласно мифу пару тысячелетий тому...

А ещё Гражданин Велюров цитирует одного из основателей *новой религии* Левия Матфея: «Не судите, да не судимы будете».

Отрицательная (условно) Маргарита Павловна:

*Это сокровище вам не сдалось (нормальный такой оборот, встречающийся и в таких крупных городах как Одесса, и маленьких местечках). И тут же: *Это мой крест! И нести его мне* Так и хочется в её стиле сказать: *Крестоносец*. В смысле, кресто-носка. Сдался он тебе?

Это не наше, Маргарита Павловна.

-7

А вот положительный, весь из достоинств, Лев Евгеньевич:

-8

*Если они меня увезут туда, мне уже больше не будет исхода.*

*Исход употреблено в значении *свобода*.

Душа Льва жаждет освобождения и надеется на него.

Кстати, Костя тоже использует слово *исход*, нечасто употребляемое, прямо скажу, слово, как символ обретения лучшей доли, избавления от тягот: *Глобальный исход москвичей из общих ульев в личные гнезда*.

Вот разумно-старательное следование нашей народной традиции.

Да, Костя тоже сказал: «У каждого свой крест», когда называл Велюрова своим пасынком. Но сделано это столь насмешливо...

*Прошу не поминать ее имени всуе* — восклицает Лев Евгеньевич, защищая возлюбленную. *Об этом не говорят!*. С Третьей Заповедью, Третьей из дарованных на Скрижалях Завета, Лев Евгеньевич знаком.

Думаю, мысль, которую так неявно выразили авторы фильма и о которой так осторожно сказал я, понятна.

Хороший Лев Евгеньевич, говорит на всех языках, открыт культуре разных народов, но, как добропорядочный сын своего народа, корни знает и чтит, и отступничеству не поддаётся — нам чужого и чуждого не надо.

В отличии от менее нравственных персонажей.

Ещё добавлю. Отзыв подобный, конечно, на Яндексе считается большим. Приходится несколько схематично его составлять. И многое не вместилось.

Мне нравится не только то, что он на втором месте и за 3 года у него полтора М. Мне нравилось при написании его искать и читать много дополнительной справочной информации. Например, меня заинтересовал журнал Льва Евгеньевича. Он читает прогрессивно-интеллигентски *Новый мир*. Отыскал, спасибо Яндексу, содержание номера. Но в одну заметку... не вместить.