Найти в Дзене

Глава 3. Мир, которым управляет ребенок

Родители не могут понять, как выделить малышу сферу влияния. Что это значит? Первый объект контроля человека – это его тело. Ребенок управляет своим телом, снаружи и внутри. Уже умеет ходить, есть, хорошо пользуется руками и многому может научиться. Нормально требовать от ребенка все большего самообслуживания и учить его быть в этих вопросах успешным. Все меньше нужно делать за него и больше тренировать. Малыш еще не очень хорошо понимает голод и жажду и потребности, связанные с выделением, вы можете подсказывать, что плохое самочувствие может быть связано с голодом или жаждой или с дискомфортом в животе, но не сможете заставить есть или сходить в туалет. Если ребенок протестует, то вы получите рвоту или задержку стула. Вы подсказываете ребенку, чего он хочет и что надо сделать, чтобы ему стало хорошо. Нельзя заставлять ребенка говорить, даже, если у него сложности с речью. Лучше искать формы игр с использованием слов, тогда не будет протеста. Вторая огромная сфера управления малыша –
Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью

Родители не могут понять, как выделить малышу сферу влияния. Что это значит? Первый объект контроля человека – это его тело. Ребенок управляет своим телом, снаружи и внутри. Уже умеет ходить, есть, хорошо пользуется руками и многому может научиться. Нормально требовать от ребенка все большего самообслуживания и учить его быть в этих вопросах успешным. Все меньше нужно делать за него и больше тренировать. Малыш еще не очень хорошо понимает голод и жажду и потребности, связанные с выделением, вы можете подсказывать, что плохое самочувствие может быть связано с голодом или жаждой или с дискомфортом в животе, но не сможете заставить есть или сходить в туалет. Если ребенок протестует, то вы получите рвоту или задержку стула. Вы подсказываете ребенку, чего он хочет и что надо сделать, чтобы ему стало хорошо. Нельзя заставлять ребенка говорить, даже, если у него сложности с речью. Лучше искать формы игр с использованием слов, тогда не будет протеста.

Вторая огромная сфера управления малыша – это мир игрушек. Там он может командовать, но пока не умеет. Вы будете его учить успешному «царствованию» в собственном государстве, сравнивая с вашей семьей, где правят родители. Сами родители очень часто бесцеремонно вторгаются в личное пространство малыша и поступками, и словами. Ребенок не может разобраться в том, чем он сам может управлять, и протестует всегда и везде. Примеры посягательства на управление телом малыша – такие предложения, как: «Посмотри, какая машинка!». Правильное: «Иди, играй, если хочешь. Выбери, что тебе интересно». Оговорка «если хочешь» и предоставление выбора игрушек лишают ребенка вариантов для протеста. Таким образом, задача взрослых – учиться разграничивать свободу личного пространства малыша, обеспечение его развития и безопасности.

Простая фраза: «Посмотри, какая машинка»! А вы вторгаетесь в управление телом, смотрите вместо ребенка. Он научился видеть еще в первый год жизни. Повторюсь, что для преодоления протестного поведения очень важно добавлять «если хочешь» в ситуациях, когда выполнение задания нам не важно. Другое дело – прямые инструкции: «Неси шапку, идем гулять». Сфера влияния ребенка в этом возрасте – это управление его телом и игрушками в определенных рамках. Задача родителей – определять границы допустимого, контролировать место и время действий, устанавливать правила и контролировать исполнение.

Сам малыш не оценивает реальность своих возможностей и борется за власть с мамой по всем вопросам. Мы, взрослые, должны переключить его активность с реальных предметов на мир игрушек. Что интуитивно и делают мамы. Я по‑настоящему суп варю, а ты понарошку. Я наливаю чай по‑настоящему, а ты – для игрушек. Сохраняем и сотрудничество с обучением в реальных делах и переключаем на самостоятельные действия с игрушками. Сюжеты в играх на темы семьи и событий вне дома – признак гармоничного развития. Усвоенные знания необходимо применять в игрушечном мире. Только так они стимулируют свободу в действиях. Самообслуживание в плане питания, горшка и одежды также нужно формулировать как достижение, сравнивать с собой. Сделайте предметом личной гордости свои умения, чтобы ребенок вам подражал в этих действиях. Чтобы удовольствие было не в управлении мамой, а в управлении телом.

Продолжение следует...
Приобрести книгу в электронном или бумажном виде можно на площадках: Издательство RideroOzonWildberriesЛитРес