Найти в Дзене
Украина.ру

Андрей Школьников: США загоняют Китай как зверя на охоте, поэтому он должен последовать примеру России

   © Украина.ру
© Украина.ру

Проблемы США и Китая таковы, что они борются не за победу. США воюют не за захват и не за будущее. Их задача – уничтожить конкурента. Они должны сжечь свои нынешние ресурсы в этом противостоянии, чтобы не дать Китаю подняться. Приплыли, разрушили, убрались оттуда и сами умерли

Об этом в интервью изданию Украина.ру рассказал политический аналитик, экономист, автор книги "Геостратегический взгляд на будущее мира и России 2021–2090 годов" Андрей Школьников.

- Андрей, в своем недавнем выступлении вы подробно рассказывали, что проект "Сила Сибири-2" из-за многочисленных технических трудностей и позиции самого Китай будет построен лишь к 2030 году. Причем в практическом отношении мы сможем использовать для газификации Южной Сибири. Но поскольку геополитика никуда не делась, помогите, пожалуйста разобраться, какую роль уже сейчас он может сыграть в противостоянии США и Китай, о котором мы говорили в прошлый раз.

- Все эти проекты очень красиво звучат. Они красиво выглядят, когда варится первый шов и перерезается ленточка. Но если мы вспомним, какие проекты были 10-20 лет назад, то абсолютное большинство из заявленного так и не было построено или переносилось на очень серьезные сроки.

Например, тема трубопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) всплывает со времен распада СССР, но подвижек там нет. Тое же самое касается разговоров про трубопровод из Средней Азии через Каспий в Европу. Почему?

Во-первых, есть законы физики (законы сохранения массы и энергии).

Во-вторых, есть вопросы политической целесообразности и интересов разных сторон. Если вы что-то хотите сделать, это не значит, что вам в этом будут помогать.

В-третьих, есть реальные сроки строительства и проектирования. У нас этого не учитывают, когда начинают рисовать красивые прогнозы. Пропускная способность строительного комплекса очень ограничена. Он не простаивает и не ждет, когда ему позволят построить за один год 3000 километров трубы большого диаметра.

В лучшие годы, когда мы строили "Южный коридор", "Северный поток" и "Силу Сибири", у нас в среднем получалось по 1500 километров в год. Но с тех пор много времени прошло. Где эти мощности? В каком они состоянии? Ничего этого нет.

Даже когда это было необходимо, мы все равно выбивались из сроков. Ввести в эксплуатацию компрессорные станции второй нитки газопровода "Ухта-Торжок-2" планировалось только в 2012 году, а ввели только в 2017.

За те годы, что я работал в нефтегазовой отрасли, всего один единственный проект был начат вовремя – восточная ветка "Южного коридора". Но ее заморозили по ходу строительства.

Почему я упомянул компрессорные станции? Сначала строится труба. По ней начинают проталкиваться минимальный объем газа. Чтобы увеличить пропускную способность, компрессорные станции должны стоять через каждые 150 километров. Эта станция будет проталкивать газ дальше, сжигая по ходу какую-то его часть.

То есть срок завершения строительства "Силы сибири-2" к 2030 году – это очень хорошая дата. Просто замечательная. Учитывая, что пока не сделано ничего, кроме политики. Пока даже не подписаны обязующие договоренности по цене. У нас есть только меморандум. Там нет формулы цены. Нет экономики. Мы даже технико-экономическое обоснование посчитать не сможем.

Даже если бы было все идеально подготовлено, то строительство заняло бы 3, 5 года.

"Сила Сибири-2" — это очень непростая труба. Это труба из северных районов Тюменской области через территории, где только медведи гуляют. Ее надо дотянуть до Монголии. А в Монголии кто будет строить? Мы или китайцы? Я подозреваю, что монголы китайцев к себе не пустят. Они их боятся. Монголы минимизируют любое строительство дорог в сторону Китая, опасаясь экономической экспансии. И таких подводных камней много.

- Так что с этим делать?

- Газ надо тянуть. Но тянуть на юг Сибири. Нам нужна общая газовая связность. Надо подключать "Ковыкта — Чаянда" и "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", чтобы соединить их с общей территорией России. Наше территориальное планирование должно быть планированием на поколения. В 2030е годы перед нами встанет вопрос развития Дальнего Востока. Весь фокус внимания будет переведен туда. Нам нужно будет перетаскивать столицу на юг Сибири, как в свое время перетаскивали столицу из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы страну не порвало на две части.

И там нужен газ. Газ – это энергетика ближайших десятилетий. Она самая массовая, эффективная и удобная. Да, мы ждем замкнутый ядерный цикл, но пока это будет локальная история. В массы это пойдет позже. Поэтому мы приведем газ на юг Сибири.

На Дальний Восток будет идти газ с Ковыктинского и Чаяндинского месторождения. С Сахалином вопросы Южно-Киринского месторождения мы решим. А для южной Сибири "Сила Сибири-2" будет очень хороша. Мы дотянем трубопровод до юга Сибири. Пока мы это сделаем, возникнет вопрос с Монголией и Китам. Есть ли, куда вообще тянуть? Выжил ли Китай к этому времени? Какие у нас с ним отношения?

Поэтому надо работать поверх всех сценариев.

Когда вы занимаетесь стратегическим планированием, у вас должен быть наиболее вероятный вариант, который даст вам максимум. В остальных вариантах вы не должны проиграть. Вы должны минимизировать риски. Желательно, чтобы вы делали что-то, что нужно вообще всегда. И вот проект "Сила Сибири-2" нужен для внутреннего развития России в долгосрочной перспективе поверх всех договоренностей с Китаем.

- Вернемся все-таки к геополитике. У кого сейчас больше шансов на победу: у США или у Китая?

— Это будет война троянского типа, после которой закончилась история Древней Греции периода микено-минойской цивилизации.

Проблемы США и Китая таковы, что они борются не за победу. США воюют не за захват и не за будущее. Их задача – уничтожить конкурента. Они должны сжечь свои нынешние ресурсы в этом противостоянии, чтобы не дать Китаю подняться. Приплыли, разрушили, убрались оттуда и сами умерли.

Повторюсь, Америка побеждает Китай, но надломится настолько, что даже не будет пытаться воспользоваться плодами своей победы.

- Нам удается сейчас соблюсти положительный нейтралитет с Китаем и отрицательный нейтралитет с США, как об этом мы говорили в прошлый раз?

- Мы будем помогать Китаю, как он помогал нам. Ни больше, ни меньше. В этом нет нарушения никаких понятийных договоренностей. Сами США это признают.

Если бы им удалось выкинуть Россию из этого пасьянса, Китай упал бы моментально. Без России ему бы просто отключили нефть и газ Персидского залива в результате очередной ирано-израильской войны и блокировке Ормузского пролива, Китай бы остался без энергетического сырья и упал.

С помощью России Китай так быстро не упадет. Но США учитывают это в своих стратегических планах. Они не допустят с Китаем той же ошибки, что с нами. С нами они попытались все решить блицкригом за несколько недель. Они не просто недооценили нас. Они в своих оценках ориентировались на данные украинских СМИ и либеральных перебежчиков.

Есть такая историческая байка, что Гитлер напал на Советский Союз, начитавшись сатирических рассказов Зощенко. То же самое было тут.

Когда США в первые две-три недели ввели все санкции, они уже заложили основу для своего проигрыша. А Китай они будут где-то переоценивать и готовить резервы.

А степень поддержки Китая со стороны России – это один из ключевых вопросов переговоров Путина и Трампа. Поддержать – поддержим, но костьми ложиться не будем. У больших стран нет постоянных союзников и постоянных врагов.

- Я по поводу "Силы Сибири-2" пять копеек ставлю. Если версия, что Китай не хотел в него ввязываться из-за дороговизны и сложности, но пошел на это, потому что всерьез опасается новой ирано-израильской войны. Может быть, сейчас все же получится ускорить его строительство и утрясти все вопросы с монголами?

- Не успеют. Противостояние США и Китая – это вопрос 2027-2028 года. А сейчас на доске расставляются фигуры. И если бы Китай всерьез озаботился тем, о чем вы говорите, уже сейчас должны были проложить трубу и строить компрессорные станции.

В свое время мы уже строили трубопровод без проектной документации. Это был шикарный проект "Сахалин-Хабаровск-Владивосток", когда проектную документацию утвердили только после того, как построили. Шли по земле и проектировали. В итоге немного разошлись. Опыт был негативный, больше его повторять никто не будет.

Более того, даже максимальные поставки энергетических ресурсов из России и Средней Азии не даст Китаю комфортно себя чувствовать. Перекрытие военных нужд и поддержание минимальной социально-экономической стабильности – это все, что мы можем дать. Остальное – под вопросом. Целые китайские провинции могут стать безработными, потому что окончательно и бесповоротно прекратится экспорт.

Как Китай будет решать вопросы, связанные с исчезновением промышленности, перегрузки от мобилизации и внутреннего напряжения? Учитывая, что даже надежды на победу нет.

Разговоры про китайскую армию забавны. Армия должна воевать. А сейчас мы наблюдаем много показухи и красивых картинок. Ракета – это не просто ТТХ в интернете. Это реальный запуск из точки А в точку Б. Этого нет.

Как работают китайские конструктора? Показали микроволновку, у которой все технологии уже десятилетия назад все опробовали, нашли тупики и успокоились. А китайцы взяли весь набор возможностей, влили туда все ресурсы и пытаются найти все, не понимая, что законы физики противоречат многим вещам. "Нет, у нас все равно получится". Но стратегическое планирование – это не метод научного тыка.

Повторюсь, мы физически не успеем помочь Китаю. О таких вещах надо договариваться заранее.

Более того, Китай всегда пытается хитрить. Он пытается проскочить между капельками и выжать себе еще, не понимая, что обманув в мелочах он теряет большое доверие. Китай живет краткосрочными идеями, не понимая, что в долгосрочной перспективе от этого будет только хуже.

- А нам, наоборот, рассказывали, что Китай – единственная в мире держава, которая мыслит на тысячелетия вперед.

- Не надо читать рекламные буклеты. Смотрите на то, что реально сделано. Единственная стратегема, которой Китай живет столетиями – это та самая обезьяна, сидящая на ветке, когда два тигра внизу дерутся. Они сидят и ждут. У них нет ничего другого. Они не рискуют, потому что большие и толстые. "Кто бы нас ни захватил, мы это перетерпим".

Представьте боксерский поединок. Один боец – маленький и подвижный. Другой – заплывший жиром. Маленький боксер может метелить толстого много раундов, пока толстый один раз не ударит и не выиграет. Но это разные весовые категории. А сейчас нет. Разница в весе исчезла. Противостоят идет не только в плане войн за пространство. Оно экономическое и ментально-историческое.

Вы можете быть толстым в экономике, но с точки зрения смыслов вас разберут очень легко. Китай легко разберут с помощью смыслов. Его доведут до дробления.

Я уже говорил, что диалекты китайского языка – это как разные европейские языки. Китайцы их понимают, потому что в иероглифах слово "Дом" везде рисуется одинаково. Поменяйте в разных регионах письменность – наступит раздробленность. У каждого китайского региона своя история и элиты. Через полтора поколения Гонконг и Шанхай будут чувствовать себя совершенно разными государствами.

Повторюсь, мы смотрим на Китай с точки зрения вида из окна пекинской гостиницы. Она замечательная. Но мы не понимаем экономических проблем и перенапряжения Китая. Армия проявляется в боях. Посмотрите на Северную Корею. Да, у нас много говорили, что бойцы из КНДР воевали в Курской области неквалифицированно, но они учатся. Северокорейцы не испугались потерять лицо и начать набирать опыт.

А про Китай говорят, что у них во время учебных стрельб минируют мишени, чтобы красиво подорвать, если промажут. А современная война такова, что если против вас побежит толпа леммингов, то современное оружие с ней замечательно справится.

У Америки ситуация не проще. Там вообще все под уничтожение идет. "Или ты это утилизируешь, или ты это используешь". Они это предпочитают использовать.

- Вы не допускаете, что как минимум Китай все же захочет свою армию на СВО обкатать, а как максимум – под Россию уйти?

- Не захочет, не рискнет. Китай до сих пор пытается пересидеть и договориться. Тянет время. "Если текущая ситуация сохранится еще лет десять, мы за счет экономики и ослабления США станем мировым гегемоном". Они на это поставили все. Больше у них вариантов нет. Они будут не атаковать, а отбиваться.

Но время на них не работает. США их обкладывают. Проверяют. Тот же индо-пакистанский конфликт хорошо бьет по интересам Китая. Средняя Азия и Южно-Китайское море – это все сейчас будет нагреваться. Постепенно, шаг за шагом. Китай загоняют в логике загонной охоты. Но потихоньку, сделав выводы из противостояния с Россией.

Китаю надо выпрыгивать за флажки, как это сделали мы. СВО – это есть прыжок за флажки. Перед нами был выбор между плохим и очень плохим. "Или вы сдаете Донбасс, и там мы устраиваем геноцид. Или мы начинаем войну за Крым". А мы начали ударили первыми, и они на эмоциях врубили все санкции сразу.

Не в течение нескольких месяцев, шаг за шагом, выматывая нас. Они сразу рванули, а больше ничего не осталось. И мы к этому быстро приспособились.

Повторюсь, с Китаем такого не будет.

Кстати, еще в самом начале второго срока Трампа прошла информация, что подготовлены все документы для признания судом, что Китай виновен в ковиде. Все. Дальше начнется подсчет ущерба, обеспечительные меры, блокировка китайских резервов. Всем странам, начиная с Африки, будут говорить: "Ты можешь ничего не платить Китаю, потому что он преступник".

Это будет та же самая блокада, которую вводили в отношении нас.

Плюс, это будет хорошо для внутриполитической ситуации в США, когда все пострадавшие от ковида могут подать в суд на Китай. Взяли и раздали деньги населению. А у Китая таким образом почву из-под ног выбивают.

Да, воспользоваться плодами победы США не смогут. Но нанести удар и уйти к себе – вполне.

- Остается ли еще вероятность, что украинский конфликт и проблемы Европы не дадут США переключиться на Китай?

- Нет. США сдают все быстро. Им неинтересна ни Европа, ни Украина. Они все свои проблемы с Европой решили. Все, что можно было ограбить – они ограбили. Европу списали. "Боливар не выдержит двоих". Трамп думает о будущем. Его поставили для того, чтобы решить задачу демонтажа мировой системы и выживания США. Он в этом направлении идет. Болезненно, но идет.

США при всех красивых заявлениях о поддержке сокращают военное финансирование Польши и других лимитрофов. "Мы готовы поставлять вам оружие по тройной цене, а дальше – сами. Но мы рассмотрим вопрос увеличения военного присутствия в Польше за счет Германии". На самом деле ничего они не рассматривают. Идет вопрос о выводе.

Только Китай. Так будет во всех их документах. Потому что все остальные вопросы решаются и так. А к решению вопроса с Китаем надо подготовиться.

О других геополитических аспектах украинского конфликта - в интервью Игоря Нагаева: Россия готовится к маленькой войне с Европой, а Китай - к большой войне Израиля с Ираном