Найти в Дзене
East CARavan

Интервью Евгения Панфилова для "Бизнес Секретов"

Друзья, к нам обратилось издание Бизнес‑секреты с просьбой рассказать историю автомобильного бизнеса в России глазами одного человека. Сооснователь East CARavan Евгений Панфилов - тот самый, кто прошёл автобизнес с 90-х: от спортивных японских машин и “малярок” для перекраски битых авто до подбора и доставки китайских автомобилей сегодня. Мы не могли не поделиться с Вами этим событием, поэтому полный текст интервью публикуем здесь. В статье Евгений рассказывает о трансформациях рынка, опыте экономии миллионов для клиентов и о том, как Китай задаёт новые тренды в автомобильной индустрии. Евгений, вы начали заниматься автомобилями задолго до того, как китайский рынок стал мейнстримом. Как всё начиналось? Я родился во Владивостоке в 1982 году. Тогда это был закрытый город — база подводного флота, оборонка, военные заводы. Всё начало меняться в 90-х, после распада СССР. Во Владивосток пошел поток японских машин, а за ним ринулся и автомобильный бизнес со всей страны. Город стал настоящим
Оглавление

Друзья, к нам обратилось издание Бизнес‑секреты с просьбой рассказать историю автомобильного бизнеса в России глазами одного человека. Сооснователь East CARavan Евгений Панфилов - тот самый, кто прошёл автобизнес с 90-х: от спортивных японских машин и “малярок” для перекраски битых авто до подбора и доставки китайских автомобилей сегодня.

Мы не могли не поделиться с Вами этим событием, поэтому полный текст интервью публикуем здесь. В статье Евгений рассказывает о трансформациях рынка, опыте экономии миллионов для клиентов и о том, как Китай задаёт новые тренды в автомобильной индустрии.

2000-е: культ “Форсажа”

Евгений, вы начали заниматься автомобилями задолго до того, как китайский рынок стал мейнстримом. Как всё начиналось?

Я родился во Владивостоке в 1982 году. Тогда это был закрытый город — база подводного флота, оборонка, военные заводы. Всё начало меняться в 90-х, после распада СССР.

Евгений Панфилов - руководитель компании EAST CARavan
Евгений Панфилов - руководитель компании EAST CARavan

Во Владивосток пошел поток японских машин, а за ним ринулся и автомобильный бизнес со всей страны. Город стал настоящим связующим звеном между японскими автоаукционами, российскими продавцами автомобилей и просто автолюбителями. Я, как и многие в те годы, увлекся этой темой. Здесь сложно было не увлечься. В те времена деньги, как говорится, лежали на поверхности.

После распада СССР связующим звеном между японскими автоаукционами, российскими продавцами автомобилей и просто автолюбителями
После распада СССР связующим звеном между японскими автоаукционами, российскими продавцами автомобилей и просто автолюбителями

В начале 2000-х мы с другом начали привозить спортивные японские автомобили: Subaru WRX, Toyota Supra, Nissan Skyline, Nissan Silvia, Mitsubishi Lanser. После выхода первого «Форсажа» в 2001 на эти машины был настоящий бум. Это был узкий рынок, но с хорошей маржинальностью. Клиенты были готовы платить за стиль, за эмоции, за мечту. При этом в отличие от обычных “праворульных” машин “гонки” продавались по всей стране. Особый спрос на них был в Москве, где состоятельная молодежь начала красоваться друг перед другом.

Легендарная Toyota Supra на автоаукционе в Японии. На такой машине ездил Брайан О’Коннор в первой части Форсажа. Именно такие машины в начале нулевых привозил Евгений из Японии
Легендарная Toyota Supra на автоаукционе в Японии. На такой машине ездил Брайан О’Коннор в первой части Форсажа. Именно такие машины в начале нулевых привозил Евгений из Японии

Расскажите немного об авторынке Владивостока в его «золотые годы»?

(смеется) В начале нулевых город стал центром автомобильной жизни. Сюда ехали со всех концов страны: из Якутска, Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ! В 5 утра железнодорожный вокзал встречал первых гостей, и уже в 5:30 по авторынку, невзирая на дождь, ветер и стужу, бегали покупатели с фонариками — искали лучшие варианты. Хороший автомобиль стоил 3-5 тысяч долларов. За пару лет работы можно было заработать на квартиру.

С 2008 года начали расти пошлины, появился утилизационный сбор. Но автомобильный рынок продолжал жить. Можно было привозить машины в формате запасных частей. В народе это называлось “конструктор”. В первом случае кузов и шасси приходили в страну раздельно. По таможенным документам это были запчасти. Уже в России автомобиль собирался обратно и продавался как транспортное средство. Сейчас это уже запрещено законом.

2008 и позднее: корейские автомобили

А когда вы переключились на корейские авто?

Это было в 2008 году. Западная часть России жаждала левого руля. Качество отечественных авто оставляло желать лучшего, а “немцы” были дорогими. Поскольку в Японии левого руля почти не существует, мы с партнером стали осваивать “корейцев”. После привычных нам Mitsubishi, Toyota, Nissan, Honda и Subaru, они казались какими-то неказистыми. Но клиентов они устраивали. Мы по большей части работали с внедорожниками и кроссоверами типа Hyundai Galloper и Kia Sorento. Для России самое то — и возле офиса не стыдно припарковаться, и на дачу в дождь доедешь.

После привычных японских марок дизайн корейских автомобилей, таких как Kia Sorento, казался немного неказистым
После привычных японских марок дизайн корейских автомобилей, таких как Kia Sorento, казался немного неказистым

2022: снова в деле

Но спустя время вы отошли от автобизнеса почти на 10 лет. Что привело к возвращению?

Да… (задумался). Жизнь уводит, бизнесы закрываются, открываются… Я переехал, как это говорят во Владивостоке, “на запад”. Занимался другими проектами: стройка, ремонт, торговля. Даже успел поработать в московском офисе крупного банка. Время от времени привозил автомобили из Японии друзьям и знакомым в западных регионах России. При этом частенько гнал машины из Владивостока своим ходом. Так что еще и попробовал себя в роли “перегонщика”: и на страну посмотрел глазами водителя, и на заднем кресле автомобиля не раз переночевал.

Но после февраля 2022 года иностранные дилеры начали уходить, и я увидел схожесть с временами начала девяностых. Рынок очистился и появились ниши. Точно помню момент, когда я решил вернуться в автобизнес. У меня был офис на Таганке. Дорога к нему пролегала мимо мультибрендового автосалона. Несколько месяцев я наблюдал как машин в нём становится всё меньше. И вот однажды иду и вижу, как рабочие снимают старую вывеску и крепят логотип китайского бренда Omoda. И тут в голове как щелкнуло — “Пора!”. Уже через два дня я взял билеты до Владивостока. Прилетев на родину я встретился со старыми друзьями. Один из них сейчас живет во Владивостоке, другой — в Шанхае. Команда была сформирована. Дальше — проще. По отработанным лекалам организовал всю цепочку подбора и доставки автомобилей, только уже из Китая. И дело пошло. Так появился новый бизнес — прямые поставки китайских автомобилей в Россию.

Но в России множество китайских дилеров. Неужели “частники” из девяностых могут составить им конкуренцию?

(смеется) Смотря что вы вкладываете в термин «девяностых». Сегодня нет никаких серых схем. Цифровизация давно всё “обелила”. По сути, мы делаем ровно то же,что и автосалон. Только даём конечную цену на 10–30% ниже дилерской, поскольку у нас нет шоурума, кредитного отдела, менеджера в галстуке и кофемашины с печеньками. Если хотите, чтобы за вами поухаживли при выборе авто — пожалуйста. Можете переплатить пару миллионов рублей за 20 минут приятной беседы на кожаном диване и чашечку кофе.

Б/у — понятие растяжимое

Вы не преувеличиваете? Разговор идёт о миллионах рублей разницы в цене?

Конечно нет. Давайте к примерам. В марте мы привезли клиенту рестайлинговый Volkswagen Teramont 2021 года с пробегом 6 тысяч километров! Конечная цена в Москве получилась 4,3 миллиона рублей со всеми расходами «под ключ».

Volkswagen Teramont, приобретённый Евгением для одного из клиентов
Volkswagen Teramont, приобретённый Евгением для одного из клиентов

В автосалоне такая машина при всех возможных скидках и акциях выходила не меньше 7,5 миллионов. Итого, дельта в цене вышла почти 3,2 миллиона. Предвосхищаю ваш вопрос, что Volkswagen был не новым. Окей! Будь он новый, то обошелся бы клиенту в 6 миллионов. Согласитесь, разница в 1,5 миллиона в сравнении с автосалоном тоже очень существенная. На неё можно привезти с Китая вторую машину в семью. Например, Шкоду Октавию или Хендай Элантру.

А как вы относитесь к покупке бывших в употреблении автомобилей?

“Бывший в употреблении” — понятие очень растяжимое. Я сам езжу на немецком автомобиле китайского производства, который уже был с пробегом. Здесь главное внимательно подойти к выбору авто. Во-первых, лучше всего везти машину возрастом от трех до пяти лет. На них действует так называемая “проходная” пошлина, а сами такие машины так и называют — “проходными”. Эти понятия закрепились в автобизнесе еще в начале 2010-х годов. Во-вторых, важно смотреть состояние авто. Повторюсь, важен не столько пробег, сколько состояние! Бывает машина с пробегом 10 тысяч километров, но “ушатана” больше, чем с 80-тью тысячами. В идеале, конечно, лучше всего находить автомобили в отличном состоянии и с маленьким пробегом. Бывают “проходные” машины, которые можно назвать практически новыми. Возьмем условный LiXiang L6. Житель условного Шэньчжэня мог его купить, постоять пару дней в пробках, разочароваться и вновь пересесть на метро. А LiXiang так и простоял три года на подземной парковке. Вот если мы найдем такой вариант, а на огромном китайском рынке мы его точно найдем, то цена на него в Москве может быть процентов на 30 ниже, чем на салонный автомобиль.

“Проходной” LiXiang L6 с пробегом 15 тысяч километров
“Проходной” LiXiang L6 с пробегом 15 тысяч километров

Китай задает тренды

Очень доходчиво объяснили? А вопрос качества китайских автомобилей?

Давно такого вопроса нет. Когда мы возили “японцев”, то хозяева китайских автомобилей казались нам чудаковатыми. Сегодня Китай завершил все эксперименты и стал мультибрендовым производителем. Там собираются Mercedes, Toyota, Honda и прочие мировые бренды. Всё сертифицировано, всё под контролем. Ну а китайские марки — это вообще что-то. Включите телевизор — США и Европа не знают, как защитить свой рынок от китайских автомобилей. Думаете, это всё просто так? Наша компания в этом году была на Шанхайском автосалоне. Мы, да и не только мы, сделали простой вывод — Китай задает тренды, а Германия, Америка, Япония им следуют.

С точки зрения сервиса Китай тоже шагнул далеко вперёд. Мы ведь привыкли выбирать комплектацию автомобиля из представленной производителем линейки. В Китае же сейчас есть возможность “собрать” свой автомобиль. Вы просто составляете перечень необходимых опций, мы передаем его на завод — и всё! Через две недели ваш личный автомобиль готов!

Как российский бизнес может использовать растущий китайский тренд в свою пользу?

Первое — не нужно бояться переводить бизнес на китайские авто. Даже если вы доверяете условной Toyota, присмотритесь к китайскому рынку. Если грамотно подойти к выбору, то обновить автопарк совсем не так дорого, как кажется. Возможно даже хватит денег, вырученных от продажи имеющихся автомобилей.

Второе — ищите прямых поставщиков. Сейчас рынок растёт и есть множество компаний, которые просто перепродают чьи-то услуги, в том числе и наши. Мы работаем так, что “прямее некуда”. Подбор в Китае — перегрузка во Владивостоке — приемка в Москве. При этом в Китае работает именно наш партнер, а не какой-то “друг маминой подруги”, который сидит у себя в квартире и машины видит только в интернете.

Третье и, пожалуй, самое главное — не гонитесь за низкой ценой. Если цена прям ниже рынка — значит что-то не так. И бывает очень сложно определить, что именно. Зачастую такие “супер-варианты” открывают тайну своей дешевизны уже в России.

Спасибо, Евгений! Коротко о планах вашей компании?

(смеется) Наращивать объемы. Рассказывать россиянам о качестве и доступности китайских автомобилей. Развивать наш телеграмм-канал, где мы как раз об этом пишем. В этом ведь есть даже некая социальная миссия.

Примечание:

1. Интервью на сайте "Бизнес Секреты" - можно почитать здесь

2. О компании East CARavan, наши цены и рассуждения - в нашем телеграм-канале

3. Спойлер - часть знаний и опыта Евгения не вошла в интервью из-за редакционной политики. Невошедшее читайте в следующих постах