В течение последних месяцев Россия столкнулась с беспрецедентной ситуацией: являясь одним из крупнейших в мире экспортеров нефти и нефтепродуктов, страна испытывает серьезные перебои с поставками бензина на внутреннем рынке. Кризис затронул не только отдаленные регионы, но и центральные области страны, где на некоторых АЗС до сих пор висят таблички: «Топливо закончилось. Возобновление — неопределённо».
Масштабы кризиса в цифрах
По данным Росстата за первые восемь месяцев 2025 года, производство автомобильного бензина в России составило 18,9 млн тонн — на 6,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом внутреннее потребление оценивается в 21,1 млн тонн, создавая дефицит в 2,2 млн тонн. Это эквивалентно примерно 220 миллионам литров топлива, которых не хватает на заправочных станциях по всей стране.
Наиболее востребованный АИ-95 поставляется только на 78% от потребности. В Москве, Подмосковье, Татарстане и Свердловской области его практически не найти на независимых АЗС. В Краснодарском крае, Крыму и Ростовской области дефицит достигает 40%.
Структурные причины кризиса
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, приведших к текущей ситуации.
Снижение производства на НПЗ
На заводе «Татнефть» в Усинске бензин АИ-95 не отгружается с апреля. На «ЛУКОЙЛ-Нижнекамскнефтехим» объем производства сократился на 35%. «Роснефть» в Ангарске работает на 58% мощности из-за проблем с поставками запчастей, ранее импортировавшихся из других стран.
Рост экспорта
За январь–август 2025 года Россия экспортировала 11,8 млн тонн бензина — на 28% больше, чем за тот же период 2024 года. Это рекордный показатель за всю историю.
Как отмечает финансовый аналитик Ян Арт: «Отсутствие единой политики в правительстве на фоне резкого повышения ключевой процентной ставки усугубляет ситуацию. Мы говорили об этом и в более сытые времена — единой политики действительно нет и не предвидится».
Проблемы логистики
Железнодорожные цистерны, которые раньше доставляли бензин из Татарстана в Крым за пять дней, теперь заняты перевозкой грузов для нужд национальной безопасности. По данным РЖД, 47% всех танкеров и автоцистерн в июле–августе 2025 года были задействованы в логистике, связанной с обеспечением суверенитета и инфраструктуры.
Цены на дизель для грузовиков выросли на 41%, что дополнительно осложнило логистику. Стоимость перевозок выросла пропорционально росту цен на топливо, поскольку дизель составляет до 40-60% операционных расходов автоперевозчиков. Эксперт по логистике Александр Рогачев отмечает: "Рост цен на дизтопливо создает каскадный эффект по всей цепочке поставок. Даже 10-процентное увеличение цен на топливо приводит к 3-4-процентному росту стоимости логистических услуг, что в конечном итоге ложится на потребителя".
Положение независимых АЗС
Независимые заправочные станции оказались в наиболее уязвимом положении. По данным Союза нефтебаз и АЗС:
- Каждая четвёртая независимая АЗС в России полностью прекратила продажи бензина АИ-95
- Ещё 31% продают только АИ-92, даже в регионах, где стандартом является АИ-95
- Некоторые АЗС заменяют АИ-95 на АИ-92 с добавками, хотя эффективность этих присадок крайне низка
Росстандарт начал проверки в семи регионах, где были зафиксированы случаи несоответствия качества бензина ГОСТу. Водители жалуются на проблемы с автомобилями: машины «трясутся», теряют мощность, издают нехарактерные запахи при разгоне.
Региональные меры и реакция властей
В Крыму местные власти ввели ограничения: не более 20 литров на машину в день. В Саратове запретили заправлять грузовики вне рабочего времени. В Тульской области полиция проверяет причины многочасовых очередей на АЗС.
Министр экономического развития Максим Решетников назвал главным вызовом для экономики в 2025 году «политику её охлаждения». По его словам, пока «негативные эффекты не столь выражены», но ситуация может измениться уже до конца зимы.
Перспективы решения кризиса
Ключевой датой становится 30 сентября 2025 года — истечение срока действия временного освобождения от экспортной пошлины. Продление временного освобождения от экспортной пошлины после 30 сентября 2025 года может усугубить дефицит бензина на внутреннем рынке, поскольку сохранит экономическую выгоду экспорта над поставками для внутреннего потребления. Это приведет к дальнейшему перекосу в распределении ресурсов: нефтеперерабатывающие заводы будут ориентироваться на более доходные внешние рынки, сокращая объемы для внутренних поставок.
Одновременно возрастет нагрузка на логистику, которая уже сейчас не справляется с распределением топлива из-за нехватки цистерн и проблем с инфраструктурой. В результате независимые АЗС продолжат сталкиваться с дефицитом топлива, что спровоцирует рост цен и усиление инфляционного давления в экономике.
Неэффективная политика импортозамещения в нефтеперерабатывающей отрасли привела к зависимости от иностранных комплектующих и технологий, что в условиях санкций и атак на НПЗ не позволило оперативно восстановить повреждённое оборудование и нарастить производственные мощности, усугубив кризис с топливом
Как отмечает профессор Высшей школы экономики Андрей Клепач: «В 2025-м, если не будет "геополитического чуда", нас может ждать стагфляция. Много имитации, а не реально осуществлённых проектов в части импортозамещения».
Топливный кризис в России 2025 года показал структурные проблемы экономики, находящейся в состоянии перехода к новой модели развития. Как отмечают в «Эксперт РА», российская экономика «оказалась в точке перегиба» с переходом «в фазу контролируемого замедления».
Решение проблемы требует комплексного подхода: не только временных мер по ограничению экспорта, но и инвестиций в модернизацию НПЗ, развитие логистической инфраструктуры и создание эффективной системы распределения ресурсов между внешними и внутренними потребностями страны.