Найти в Дзене
Уютный Английский

Урок: Как писать итоговое сочинение (ЕГЭ, 11 класс) русский язык

Оглавление

Материалы

  • Темы итогового сочинения 2025-2026 годов с сайта ФИПИ / CTEGE. (Ctege)
  • Шаблоны структуры сочинения.
  • Образцы аргументов (литературных и жизненных).

Ход урока

Тема-пример: одна из тем ФИПИ: «Человеку необходимо время от времени ставить себя на место другого, чтобы понять его точку зрения.» (примерная формулировка, модель по направлениям: семья/общество).

Упражнение:

  • Обсудить в парах, что значит тема: ключевые слова → «время от времени», «ставить себя на место другого», «точка зрения».
  • Предложить тезис: одно-два варианта.
  • Подобрать два аргумента: один – литературный, другой – из личного опыта.

Упражнения на практике

Упражнение A

Напишите вступление по теме-примеру выше: сформулируйте вводную часть + тезис (5-6 предложений).

Упражнение B

Даны два литературных примера: «Отцы и дети» Тургенева, «Война и мир» Толстого. Подберите аргумент из одного из них к теме, и аргумент из жизненного опыта.

Упражнение C

Проанализируйте два коротких вступления (приведу ниже) и найдите слабые места (например: нет тезиса, нет понятия темы, слишком общий язык). Исправьте.

  1. «В жизни человека часто бывают ситуации, которые заставляют задуматься о других. Ставя себя на место другого, можно лучше понять, понять чужие чувства и переживания.»
  2. «Когда мы сталкиваемся с чужой болью, нам бывает трудно понять её. Но если попробовать войти в положение другого, это меняет многое.»

Завершение урока

  • Подведите итоги: что важно помнить при вступлении, аргументации, выводе.
  • Домашнее задание: написать целое сочинение по одной из тем ФИПИ (любого направления), следуя шаблону, затем обменяться с товарищем и проверить по критериям.

Упражнения + ответы

Упражнение C — анализ вступлений

Вступление 1:

«В жизни человека часто бывают ситуации, которые заставляют задуматься о других. Ставя себя на место другого, можно лучше понять, понять чужие чувства и переживания.»

  • Проблема: нет чёткого тезиса (что именно вы хотите доказать: «что ставить себя на место другого полезно / необходимо / иногда сложно»).
  • Исправление: добавить тезис: «Я считаю, что ставить себя на место другого — это не просто проявление сочувствия, но и основа нормальных межличностных отношений.»

Вступление 2:

«Когда мы сталкиваемся с чужой болью, нам бывает трудно понять её. Но если попробовать войти в положение другого, это меняет многое.»

  • Проблема: вторая часть — «это меняет многое» — слишком обобщённо, отсутствие конкретики и формулировки темы.
  • Исправление: «… но если попробовать войти в положение другого, мы начинаем понимать глубину чужих переживаний и становимся более чуткими людьми.»

Ссылки на источники и подтверждение

  • Направления, критерии и примеры тем — ФИПИ / CTEGE: Темы итогового сочинения 2025-2026. (Ctege)
  • Структура сочинения: план вступления / основной части / заключения. (Ctege)