САММИТ МОДЫ
На саммите моды БРИКС+ в Москве в отведенную сессию поговорили о том, на сколько применима оцифровка или первичное представление моделей именно в цифровом виде.
Как ускоряется процесс создания моделей, сокращается бюджет на ненужные расходы ткани и загрузки экспериментального цеха по отшиву образцов.
Преподаватель из Universal University факультета “Искусство и дизайн” Александра Саукова поделилась тем, как 15 лет назад студенты вручную собирали скетчбук, чтобы оттуда черпать вдохновение и идеи для поиска форм, настроения, цветовой палитры для создания коллекции одежды. Но на все эти изыскания уходило приличное время, в том числе и на доработки. А с переходом работы в цифровом формате создания того же скетчбука расширились возможности, а именно: подборка тканей, цветовых палитр, варианты концепта и не отходя от своего места, не тратя время на бесконечные поиски. Когда есть первые варианты моделей одежды, это все можно перевести в 3D-формат и уже примерить на цифровые модели, чтобы увидеть свое решение, туда ли хотелось двинуть развитие идеи и при этом не расходуя ткани, не тратя время на изготовление образцов.
При готовой цифровой коллекции, с ней проще работать далее, если стоит задача по подготовке к производству, легче отстроить предложение и презентации для потенциальных инвесторов, вести подготовительные работы с маркетологами.
А что же с ИИ? Конечно же его используют в креативной индустрии, но тут возникает противоречие. Так как суть креативной индустрии - это создание продукта в результате хода мыслей создателя-человека, а не посредством ТЗ для ИИ.
Елена Ермаковишна из Школы дизайна НИУ ВШЭ (преподаватель курса “Брендинг в индустрии моды”) начала свою речь, как раз с того, что своей ключевой задачей, как преподавателя видит, чтобы студенты учились анализировать, используя ИИ в своих проектах. Это отличный помощник в поиске информации, но студент является капитаном корабля и задает курс, а ИИ это приборная панель, которая откликается на любые действия капитана и она не знает куда плыть кораблю.
Елена так же напомнила и отметила, что человеческие ошибки, особенно в стиле, дизайне зачастую могут стать чем-то новым, к чему некоторые стремятся годами, создать нечто с эффектом “ВАУ”. А в случае с ИИ такого не получится, так как чтобы вы ему не задали это будет просчитанный алгоритм по тому пути, который уже существует на просторах всемирной паутины.
Третий участник этой сессии Анна Дрейнберг, не смотря на свой “космический” проект Fashionverse, озвучила весьма приземленные проблемы для развития моды в диджитал.
Fashionverse - это проект по созданию таких проектов, как например в метавселенной, создание 3D -примерочных, цифровые шоурумы и т.д.
Если брать отсечку времени здесь и сейчас, то цифровая мода не существует отдельно от физической реальной, это своего рода диффузия и микс. Но на глобальном рынке прослеживается разрыв между участниками, потому что:
- существует дефицит кадров, которые должны совмещать физическую и цифровую компетентность;
- проблема у креаторов на актуализацию самой профессии;
- выгорание на фоне принятия традиционного контента и сама реклама не работает и фэшн продукт не доходит до потребителя;
- со стороны взаимодействия между брендом и потребителем - большое количество возвратов от покупателей, либо отсутствие коммуникации, либо невозможность достучаться до своей аудитории.
Т.е. проблематика преследует участников модного сегмента на всех этапах развития:
- образовательные учреждения;
- производство;
- креаторы;
- бренды;
- покупатели.
Проект Анны, предлагает 3 решения для клиентов, где маркетинговый модуль с виртуальной примерочной доступен и в браузерной версии, и в работе с гарнитурой, как новый цифровой слой; образовательный и производственный модули с новым типом vr-лаборатории с иммерсионным погружающим контентом.
И эти решения говорят о формировании коллекций и проработке ведения проекта. Особенностью цифрового изделия является его долгая жизнь и омниканальность. Этот продукт может использоваться в различных проектах одновременно.
Начинается все с построения визуализации продукта, для оценки на первом этапе, стоит ли брать его в коллекцию перед производством.
К примеру программа CLO 3D позволяет моделировать, тестировать и визуализировать цифровые прототипы новых коллекций. Программа имитирует поведение тканей, создает виртуальную примерку на 3D-аватарах, позволяя создавать анимации и виртуальные показы.
Особенно это важно если бизнес работает по модели предзаказа, для сокращения расходов и времени подготовки к проведению такой сессии, цифровое решение в данном случае предлагает на сегодня магию, переводя это все в цифру, создавая профессиональный контент для бизнеса, не используя физическую форму, а именно минуя экспериментальный цех с образцами.
Нужно отметить, что цифровые вещи можно продавать на специализированных платформах, к примеру, Roblox и это дополнительная форма монетизации ваших изделий.
Так же Анна отметила, что сейчас прослеживаются три тренда в цифровой одежде:
- примерно 30% примеряется повседневная одежда;
Остальные проценты приходятся на
- люксовые бренды с ярко выраженной атрибутикой и аксессуарами - крылья, гигантские цветы и др, что очень сильно тебя выделяет среди других аватаров;
- различные косплеи любимых персонажей.
Четвертый участник сессии Михаил Шпилькин (сооснователь журналы “цифровой текстиль” и “легпром ревью”), дополняя предыдущих спикеров акцентировал внимание на цифровую печать по ткани, где снова можно экономить на производстве, делать штучные уникальные вещи, персонализировать изделия, а также учитывать экологичность такой печати. И в России сейчас можно напечатать все что угодно, используя все технологии, которые существуют в мире на данный момент.
Чем помогает цифровая печать в производстве и бизнесе в частности, когда бизнес определился с коллекцией и нужно заполнить реальный шоурум образцами, цифровая печать позволяет напечатать ткани в том количестве, в котором нужно. И здесь возможно работа схемы: создание цифровой модели - продажа модели в цифровом пространстве (те же маркет плейсы), изготовление изделия под реальный заказ.
ПРОБЛЕМЫ! чего же не хватает в настоящее время для развития фэшн-индустрии в России:
- катастрофически не хватает конструкторов, технологов и портных;
- управленцев в моде, которые на стыке экономики, бизнес-процессов, понимания технических процессов и креативных дизайнерских решений;
- технологических специалистов, которые так же хорошо разбираются как в технологии конструкции, так и в работе с цифрой, т.е. обладают знаниями как делать оцифровку всех процессов;
- креативщиков, погруженных в технологические тонкости.