Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Роскошество и наука. Дворец усадьбы Петровское-Разумовское и Тимирязевская академия

Этот немного строгий, величественный и горделивый дом, если по отдельности показать его фронтальный фасад и ту сторону, что выходит в усадебный парк, мог бы загадать весьма любопытную загадку. Увидев их по отдельности, никогда не скажешь, что они – части одного и того же архитектурного произведения. Многим знаком облик этого дома, смотрящий на Тимирязевскую улицу: выстроенный в необарокко, нежно-розового цвета с белокаменным декором и центральной башенкой, в которую вделаны циферблаты часов. Издалека и если не знать, его нетрудно принять за здание вокзала или речного порта. Однако нет. Сегодня это Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязева. Я планировал написать об этом учебном заведении 1 сентября, приурочив публикацию ко Дню знаний. Но одна причина, о которой я расскажу чуть ниже, побудила меня отложить написание статьи на некоторое время. Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца! Давным-давно, в шестнадцатом столетии здесь располагалось ниче
Оглавление

Этот немного строгий, величественный и горделивый дом, если по отдельности показать его фронтальный фасад и ту сторону, что выходит в усадебный парк, мог бы загадать весьма любопытную загадку. Увидев их по отдельности, никогда не скажешь, что они – части одного и того же архитектурного произведения.

Многим знаком облик этого дома, смотрящий на Тимирязевскую улицу: выстроенный в необарокко, нежно-розового цвета с белокаменным декором и центральной башенкой, в которую вделаны циферблаты часов. Издалека и если не знать, его нетрудно принять за здание вокзала или речного порта.

Однако нет. Сегодня это Московская сельскохозяйственная академия имени Тимирязева.

Я планировал написать об этом учебном заведении 1 сентября, приурочив публикацию ко Дню знаний. Но одна причина, о которой я расскажу чуть ниже, побудила меня отложить написание статьи на некоторое время.

-2

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

Давным-давно, в шестнадцатом столетии здесь располагалось ничем не примечательное село Семчино. Оно принадлежало князьям Шуйским, а после них перешло к Прозоровским. В 1676 году село с окрестными землями приобрел дедушка по материнской линии последнего русского царя и первого императора Всероссийского Кирилл Полуэктович Нарышкин. При нем здесь выстроили храм во имя апостолов Петра и Павла, и село стало называться Петровским.

В середине восемнадцатого века имение досталось графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, родному брату фаворита императрицы Елизаветы Петровны Алексея Разумовского.

И усадьба стала называться…

…Петровское-Разумовское

По заказу нового владельца в 1750-е годы архитектор Александр Филиппович Кокоринов выстроил величественный, роскошный дворец. Он имел форму каре и стоял там, где сейчас проходит полотно Тимирязевской улицы с трамвайными путями. А возле него соорудили несколько каменных построек. Дворец тот не сохранился, но большая часть флигелей и других служб осталась: здание оранжереи, манеж, каретный сарай.

(15 фото)

Позади дворца разбили великолепный регулярный парк.

И вот как раз этот парк побудил меня временно отложить написание статьи, так как не показать его было бы огромным упущением, а доступ в него для простых посетителей открыт лишь по субботам и воскресеньям.

(9 фото)

Об одном этом парке можно написать отдельную большую статью. От дворца сквозь всю его территорию идет несколько аллей. Их пересекают многочисленные дорожки и тропинки, а по краям парк обрамляют альпийская горка,

(4 фото)

здание Ананасовой оранжереи

(4 фото)

и пруды.

Обязательно побывайте здесь лично, впечатления от прогулки вы получите совершенно незабываемые. Пока же предлагаю совершить маленькое виртуальное видео-путешествие.

Прямоугольный партер с мавританским газоном украсили четыре чугунных статуи: Дионис, Силен, Диметра и Флора, созданные в 1760-е годы на Уральском чугунолитейном заводе знаменитых металлургов Демидовых по проектам скульпторов Бартоломео Растрелли Старшего и Иоганна Йюста.

(4 фото)

А между ними – бюст Петра Великого, не без участия семьи которого усадьба получила первую половину своего названия. Он гораздо моложе скульптур, что его окружают, был создан в 2015 году скульптором Зурабом Константиновичем Церетели.

-8

В 1830-1840-х годах владельцами имения сделались доктор медицины и главный штаб-лекарь Московской полиции, действительный статский советник Антон Александрович Шульц и его младший брат Павел Александрович, также доктор, коллежский асессор.

Делами здесь в основном занимался Павел. Он перестроил большую часть усадьбы под дачи, устроив около тридцати дачных домиков, и даже сдал в аренду часть главного усадебного дома. А заодно устроил плантацию лекарственных растений, лодочную и спасательную станции. Брат же его, Антон Александрович, усадьбой почти не интересовался, удовлетворившись самим фактом владения ею.

(9 фото)

Кстати сказать, ходили слухи, что Шульцы выиграли усадьбу в карты у предыдущего ее хозяина, Юрия Владимировича Долгорукова. Но это, скорее всего, миф.

И, наконец, в 1861 году усадьбу Петровское-Разумовское по высочайшему повелению выкупила государственная казна, и вместо дачного городка здесь…

…Учредили агрономический институт с фермой и прочими сельхоз-заведениями

Главный усадебный дом разобрали, а вместо него в 1862-1865 годах по проекту Николая Леонтьевича Бенуа выстроили новый учебный корпус в стиле «растреллиевского» барокко. Но не прямо на месте старого дома, а несколько отступив вглубь парковой части. И само здание стало, конечно, гораздо меньше, уже мало напоминая прежнюю крепость-каре с просторным внутренним двором.

(12 фото)

Руководил строительством по проекту Бенуа архитектор Петр Сантинович Кампиони. По центру главного корпуса устроили башенку с часами, а все окна застеклили красивейшими выпуклыми стеклами, которые специально были заказаны в Финляндии. Окна благодаря такой остекловке давали мягкий, рассеянный свет и интересную игру бликов по стенам учебных залов и коридоров.

(7 фото)

А вот фасад, выходящий в парк, устроили совсем непохожим на уличный. Он напоминает самый настоящий дворец. Честное слово, когда его увидел – дух захватило. И я был по-настоящему счастлив, что не стал писать заметки про Академию, не увидев этого дворца...

...В ярком нарышкинском барокко с отголосками ренессанса

Претерпели изменение и другие постройки. Здание Манежа (его адрес улица Прянишникова, 17) нарастили вторым этажом, и в нем разместилась библиотека. Появились студенческие общежития – два симметричных корпуса, что выгнулись дугой напротив главного здания по другую сторону улицы.

(9 фото)

Занятный факт, к слову. Сегодня академию в разговорной речи называют «Тимирязевкой», а в те времена, когда она только зародилась, студенты любовно величали свою альма-матер «Петровкой».

(15 фото)

В одном из домов, принадлежавших Академии, с 1874 по 1903 год проживал селекционер и садовод, главный садовник Академии Рихард Иванович Шредер, как его звали – «Патриарх русского садоводства».

А на первом этаже того же дома поселился почвовед и агроном Василий Робертович Вильямс. Причем удивительно, но его потомки до сих пор живут здесь. А на площади возле учебного заведения в 1947 году Василию Вильямсу был установлен памятник.

(4 фото)

Дом тот, кстати, заслуживает собственного рассказа, и чуть позднее я покажу его отдельно. А заодно и домик причта, стоящий на улице Прянишникова – еще один уцелевший до сего дня образец допожарного деревянного зодчества.

О Тимирязевской академии можно рассказывать очень долго, как и о самой усадьбе, в которой она разместилась. Но гораздо важней и интереснее посетить это место самому, увидеть все своими глазами и – обязательно – погулять по удивительному парку.

-15

А я еще вернусь сюда и, как обещал, продолжу свой рассказ немного позднее.

Как говорится, не переключайтесь!

-16
Главный дом усадьбы Петровско-Разумовское

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям.

-17

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!