Найти в Дзене

Как делать качественные фото и видео предметов дома?

Снятый на столе предмет, не всегда выглядит красиво, потому что наш глаз видит его по-своему, а объектив камеры или смартфона видит несколько иначе. И вот это иначе, зачастую гораздо хуже нашего ожидания, если мы не сразу посмотрели на отснятый материал. Потому что мы ленимся сделать пару-тройку минимальных подготовительных операций, чтобы результат не стыдно было показать людям. Вот этим минимальным действиям, предваряющим съёмку, я и хочу посвятить эту свою статью. Конечно, друзья! Нам нужен минимальный набор того, что обеспечит достаточное качество съёмки. Этот набор зачастую есть у каждого дома, просто мы не задумываемся о том, что эти предметы могут иметь и своё второе полезное применение. Окно. Не удивительно же, что в дневное время оно служит основным источником света. Наша задача – правильно расположить снимаемый предмет, устранить блики, сильные тени и неравномерность освещения. Об этом поговорим чуть позже. Что-то вращающееся. У меня есть подставка для приготовления торта. Он
Оглавление

Снятый на столе предмет, не всегда выглядит красиво, потому что наш глаз видит его по-своему, а объектив камеры или смартфона видит несколько иначе. И вот это иначе, зачастую гораздо хуже нашего ожидания, если мы не сразу посмотрели на отснятый материал. Потому что мы ленимся сделать пару-тройку минимальных подготовительных операций, чтобы результат не стыдно было показать людям. Вот этим минимальным действиям, предваряющим съёмку, я и хочу посвятить эту свою статью.

Какое нужно оборудование или подручные материалы для съёмки?

Конечно, друзья! Нам нужен минимальный набор того, что обеспечит достаточное качество съёмки. Этот набор зачастую есть у каждого дома, просто мы не задумываемся о том, что эти предметы могут иметь и своё второе полезное применение.

Окно. Не удивительно же, что в дневное время оно служит основным источником света. Наша задача – правильно расположить снимаемый предмет, устранить блики, сильные тени и неравномерность освещения. Об этом поговорим чуть позже.

Что-то вращающееся. У меня есть подставка для приготовления торта. Она вращается. Причём, вращается без рывка и равномерно. Какую текстуру поверхности сделать для съёмки, мы обсудим в следующих главах статьи.

Можно собирать торт, а можно снять что-то со всех сторон
Можно собирать торт, а можно снять что-то со всех сторон

Дополнительный источник света. Если у вас предмет съёмки крупнее колечка или серёжек, а, скажем, это куртка или даже шапочка, то убрать тени при помощи подручных материалов будет сложнее, чем использовать ту же настольную лампу, а лучше светодиодную. Каким образом убрать лишний контраст, мы обсудим, когда я буду рассказывать о процессе съёмки.

Полотенце. Не смейтесь, оно поможет вам в случае, когда у вас не окажется крутящейся подставки, о которой я уже писал. Как бы вы, держа в руках камеру или смартфон, идеально не крутились вокруг небольшого предмета съёмки, у вас всё равно всё поедет не туда.

Лист белой бумаги или ватмана. Это такой собирательный образ всех подручных средств отражения света. Лист белой бумаги может и отразить свет, и приглушить свет из окна, если он сильно яркий в солнечную погоду, и быть подставкой под снимаемы предмет. Чтобы сильнее отразить свет, можно использовать такой дешёвый кухонный предмет, как фольга. Её можно наклеить на кусок картона, и вот вам отражатель. Ещё можно использовать кусок пенопласта. Когда покупаете что-то новое, которое для уплотнения упаковано внутри коробки в пенопласт, не спешите его выбрасывать.

Кусок пароллона для отражения света
Кусок пароллона для отражения света

Это основные предметы, которые я использую сам с момента, как стал снимать свои кулинарные ролики дома на своей кухне. Есть ещё масса домашних предметов в виде подставок, коробочек, фоновых светящихся предметов, которые я не буду выделять отдельно. По мере описания процесса съёмки при необходимости припомню и о них. Переходим к самой съёмке.

Как снимать фотографии и видео дома?

Если вы заметили, друзья, в предыдущей главе основной упор при выборе вспомогательных материалов я отдал освещению. А всё потому, что на заре своего фото и видео творчества, я мало что понимал в этом, поэтому допускал множество ошибок в постановке света и выборе ракурса съёмки, которые мне не смог исправить даже режим автоматической настройки в фото или видеокамере. Досадно было выбрасывать в корзину уникальные кадры, которые уже не переснимешь, особенно если это атмосферные съёмки какого-то редкого события.

Современные камеры с автоматической настройкой режима съёмки решают множество проблем для тех, кто не умеет настраивать вручную. Экспозиция, освещённость, температура света, фокусировка – всё это основные настройки, которые большинство обладателей снимающей аппаратуры отдают на откуп автоматике. И это оправдано, но не всегда.

Когда-то я снимал только на эту камеру, сейчас её сменил смартфон
Когда-то я снимал только на эту камеру, сейчас её сменил смартфон

Когда я снимаю какой-то сюжет или предмет для отправки другу или брату по мессенджеру, я не особо обращаю внимание на качество съёмки, потому что ни к чему на это тратить время. А вот съёмка какого-то предмета, где важны детали, тут просто так спустя рукава к этому подходить нельзя.

Когда-то у меня возникла идея снять книги для выставления их на продажу через одну известную электронную площадку. Для начала я в приложении этой площадки пересмотрел множество подобных продаж и выяснил для себя ошибки, которые допускали продавцы при съёмке книг и других предметов. Да, лучше всего учиться на ошибках других.

Давайте проведём для себя маленький тест. Когда вы собираетесь снимать собственноручно приготовленный гуляш, в чём его лучше снять? А когда вы приготовили белую рыбу в сливочном соусе, то какую тару для съёмок лучше выбрать? А если вы собираетесь снять книгу с преимущественно белой обложкой, то какой фон для неё лучше выбрать? Тот же вопрос при съёмке женских украшений.

Думаю, ответ очевиден. Белое или светлое нужно снимать на тёмном фоне, а чёрное или темное – на светлом. Гуляш я обычно кладу в совершенно белую тарелку, а вот белую рыбу в белом соусе – в очень тёмную тарелочку.

Теперь по пунктам к тем темам, о которых я упомянул в предыдущей главе и обещал к ним вернуться позже.

Если у вас главный источник света окно и за окном очень солнечная погода, то постарайтесь разместить предмет на подоконнике или на столе как можно ближе к окну. А на само окно, что смягчить контрастный солнечный свет, наклейте белую бумагу. Это может быть даже пекарская бумага, главное, чтобы она была белая, а не серая. В пасмурную погоду эту функцию за вас выполнит сама природа, смягчив свет облаками или тучами.

Окно с подсолнечной стороны – самыый лучший вариант
Окно с подсолнечной стороны – самыый лучший вариант

Про равномерное вращение я уже вкратце написал, когда в помощь вам подойдёт вращающийся столик для торта. Могут быть и другие аналогичные предметы, которые вращаются по горизонтали. А может быть и в вертикальной плоскости, такие варианты тоже бывают.

Давно пользуюсь, отличная вещь
Давно пользуюсь, отличная вещь

Что же касается дополнительного источника света, то тут вариантов много. От настольной лампы до недорогой кольцевой лампы или дорогого софтбокса. Можно использовать и светодиодную панель. Только любой источник с очень ярким светом нужно будет смягчить тем же листом белой бумаги, о котором я писал в случае яркого солнечного света из окна. У себя дома я использую кольцевую лампу, которую купил уже много лет назад. Управляется она с пульта, с которого можно переключать фиксированные режимы и плавно изменять температуру и яркость свечения. Удобная вещь, рекомендую, если вы часто занимаетесь съёмкой.

Моя кольцевая лампа
Моя кольцевая лампа

Если у вам нет ничего крутящегося, а вы хотите снять предмет со всех сторон, то тут вам полотенце в помощь. Разместите предмет посередине стола, организуйте равномерный свет со всех сторон, исключив резкие тени, установите камеру или смартфон на сложенное в несколько раз полотенце, придерживая его в одной плоскости, ведите камеру с полотенцем вокруг предмета съёмки. Обычно градусов 270 поворота хватает, чтобы показать предмет со всех сторон и во все красе.

В зависимости от того, насколько качественно вы произведёте съёмку, будет зависеть простота монтажа отснятого материала. К этой теме и перейдём плавно.

Монтаж и обработка снятого материала

Это ещё не финальная часть, но предваряющая презентацию, то есть предъявление результата публике. Не буду вам предлагать никаких платных программ редактирования, потому что моя задача помочь вам сделать эту работу максимально бюджетно.

Перепробовав несколько редакторов, я в итоге остановился на пока ещё общедоступном бесплатном редакторе CapCut. Причём, у меня этот редактор установлен и на смартфоне, и на стационарном домашнем компьютере. После довольно сложных в использовании профессиональных и полупрофессиональных редакторов, мне не составило никакой трудности за пару сеансов монтажа привыкнуть к этому редактору.

В этой статье я не буду вас учить монтажу как таковому, это слишком объёмная тема, к тому же материалов даже в Рутубе уже множество от профессионалов. Расскажу о некоторых нюансах нынешней редакции программы.
Тот самый CapCut в сентябре 2025 года
Тот самый CapCut в сентябре 2025 года

В версии программы, которую я использую в сентябре 2025 года, уже произошли такие изменения и улучшения, которые сродни автоматическим настройкам камеры во время съёмки. Самой интересное, что и преимущества, и недостатки в обоих случаях одинаковые.

Для сравнения я смонтировал два варианта одного и того же ролика в ручном режиме настроек и в предлагаемом автоматическом режиме. Честно говоря, мне больше понравился ручной режим. Поэтому, можно отдать сначала собранный материал на автоматическое улучшение качества, после чего зайти в режим редактирования и подвигать ползунки, установленные по умолчанию до достижения приемлемого на ваш субъективный взгляд варианта.

Этот кусочек сюжета сначала был обработан автоматически, а затем вручную
Этот кусочек сюжета сначала был обработан автоматически, а затем вручную

Субъективный взгляд не всегда может быть приемлемым большинству ваших будущих зрителей. Поэтому я после вывода ролика переписываю его на внешний носитель и просматриваю сначала сам на большом экране телевизора, затем показываю своей семье, внимательно выслушиваю замечания и иду исправлять грубые просчёты.

Ручная корректировка после автоматической настройки выделена синим прямоугольником
Ручная корректировка после автоматической настройки выделена синим прямоугольником
Надо только иметь ввиду, что взгляд семьи или даже ближайших друзей тоже субъективный, и далеко не со всеми я лично соглашаюсь. По принципу "я художник, я так вижу".

Друзья, надеюсь, я не утомил вас объёмным текстом. Хотя, на мой взгляд, я пробежался "галопом по Европам". Наверняка у тех, кому эта тема интересна, и кто прочитал всё внимательно, могут возникнуть вопросы. Задавайте их в комментариях. Критикуйте, если с чем-то не согласны. Я отвечу всем. А если мне повезёт и вопросов будет много, то я с удовольствием отвечу на них более развёрнуто в отдельных статьях. Потому что тема слишком обширная, чтобы можно было её подробно осветить в одной статье.