Эти строки поэт Серебряного века Николай Гумилев посвятил великолепному художнику Серебряного века Ольге Людвиговне Делла-Вос-Кардовской (1875-1952). Сейчас имя этой удивительной, выдающейся для своего времени художницы, да к тому же красивой и счастливой женщины, редко вспоминается. Возможно это отчасти потому, что её судьба была действительно успешной и счастливой, а у нас в культуре больше внимания уделяется непризнанным и страдающим. Поэтому давайте хотя бы в её юбилей вспомним, кто же такая Ольга Делла-Вос-Кардовская. И сопроводим наш рассказ поэзией Серебряного века, которая так созвучна творчеству художницы.
С датой рождения Ольги Людвиговны существует путаница, часто указывают 2 сентября, но не делают поправку на смену календаря, да и год то ли 1877, то ли 1875-й. Но мы будем считать, что именно сегодня, 14 сентября 2025 года, следует отметить 150 лет со дня рождения Ольги Делла-Вос-Кардовской.
Родилась будущая художница в Чернигове в семье статского советника, обрусевшего испанца Людвига Карловича Делла-Воса. Он служил управляющим Черниговской, а затем и Харьковской контрольной палаты. Кстати, дядя Ольги – Виктор Карлович был первым директором Императорского Московского технического училища. Но девочка увлеклась рисованием, и семья этому не противилась. Первое художественное образование Ольга получила в Харькове – три года, с 1891-го по 1894 год, она занималась в частной студии художника Е.Е. Шрейдера. И видимо, очень успешно, так как учитель посоветовал ей отправиться в Петербург поступать в Академию Художеств.
В 1894 году, когда Ольга приехала на экзамен, среди ста абитуриентов двадцать пять были девушки. Но приняли её одну. Существует история о том, что сам Илья Репин положительно отозвался о работе скромной начинающей художницы. Сначала Ольга Делла-Вос училась в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у В. Е. Савинского, а затем – в мастерской Ильи Репина. Здесь она познакомилась со своим будущим мужем Дмитрием Николаевичем Кардовским, который занимался в мастерской в качестве вольнослушателя.
В 1899 году они поженились и вместе отправились совершенствоваться в живописи в мюнхенской школе Антона Ажбе. В Мюнхене у них родилась дочь – Катенька. Крестным отцом девочки стал Василий Кандинский. После возвращения в Россию супруги ещё немного пожили в Крыму, в Алупке.
А затем обосновались под Петербургом в Царском селе, климат которого в отличии от сырого петербургского больше подходил Кате. Здесь они открыли художественную школу, в которой Ольга преподавала живопись и рисунок. Здесь же супруги познакомились со многими выдающимися личностями, которых Ольга Людвиговна изобразила в своих замечательных портретах.
Но для любой женщины-художника, матери, её дочь становится первой и любимой моделью. Катя появляется и в этюдах, и в чудесных сюжетных картинах, и в парадных портретах.
Такой милой барышне Николай Гумилев написал шуточный акростих:
Николай Гумилев
Кате Кардовской
Когда вы будете большою,
А я – негодным стариком,
Тогда, согбенный над клюкою,
Я вновь увижу Ваш альбом,
Который рифмами всех вкусов,
Автографами всех имен –
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов –
Давно уж будет освящен.
О, счастлив буду я напомнить
Вам время давнее, когда
Стихами я помог наполнить
Картон, нетронутый тогда.
А вы, вы скажете мне бойко:
«Я в детстве помню только Бойку!»
1909
Первые буквы каждой строки составляют имя адресата – Катя Кардовская. А Бойкой звали собачку Кардовских.
Картина «Маленькая женщина», запечатлевшая обаятельную десятилетнюю Катеньку, была показана на выставке Нового общества художников в 1910 году, откуда её сразу приобрели для Музея им. Александра III.
В продолжение семейной темы хочется рассказать о замечательном диптихе Ольги Людвиговны, запечатлевшем их счастливую супружескую пару. Для этой работы была применены приемы, характерные эпохе Возрождения: изображение в профиль лицом друг к другу на фоне пейзажа. Портрет мужа был написан в 1913 году, а свой Ольга создала четыре года спустя. К сожалению, эти картины были разлучены, попав в разные музеи страны.
Николай Гумилев
Сон (Вы сегодня так красивы)
Вы сегодня так красивы,
Что вы видели во сне?
– Берег, ивы
При луне.
А еще? К ночному склону
Не приходят, не любя.
– Дездемону
И себя.
Вы глядите так несмело:
Кто там был за купой ив?
– Был Отелло,
Он красив.
Был ли он вас двух достоин?
Был ли он как лунный свет?
– Да, он воин
И поэт.
О какой же пел он ныне
Неоткрытой красоте?
– О пустыне
И мечте.
И вы слушали влюбленно,
Нежной грусти не тая?
– Дездемона,
Но не я.
Май 1911
И раз уж мы вспомнили стихи Николая Гумилева, то надо непременно рассказать о его дружбе с семьей Кардовских. Поэт вернулся из Парижа весной 1908 года и в доме своих родителей в Царском Селе познакомился с Ольгой и Дмитрием. Художница записала в своих «Заметках»:
«Знакомство произошло 9 мая в день его именин. С тех пор мы начали с ним встречаться и беседовать. Обычно это бывало, когда он выходил на свой балкон. <…>
С осени возобновилось наше знакомство с семьей Гумилёвых. Н. С. сделал нам официальный визит, а затем мы довольно часто стали бывать друг у друга. Он любил визиты, придавал им большое значение и очень с ними считался.
Обычно у них собиралось интересное общество писателей и поэтов. Среди гостей нередко присутствовали Ремизов, Ал. Толстой, М. Кузмин, С. Маковский, В. Кривич, Потемкин и др. Большинство приезжало из Петербурга. Н. С. был всегда мил и приветлив и являлся центром внимания»
Ольга Людвиговна задумала написать портрет поэта, и он согласился. В ноябре началась работа над картиной.
«Его внешность была незаурядная – какая-то своеобразная острота в характере лица, оригинально построенный, немного вытянутый вверх череп, большие серые, слегка косившие глаза, красиво очерченный рот. В тот период, когда я задумала написать его портрет, он носил небольшие, очень украшавшие его усы. Бритое лицо, по-моему, ему не шло.
Во время сеансов Н. С. много говорил со мной об искусстве и читал на память стихи Бальмонта, Брюсова, Волошина . Читал он и свои гимназические стихи, в которых воспевался какой-то демонический образ <…>
Стихи он читал медленно, членораздельно, но без всякого пафоса и слегка певуче.», – рассказывала Ольга Делла-Вос-Кардовская
Портрет был закончен в 1909 году.
Николай Гумилев
Портрет мужчины
Картина в Лувре работы неизвестного
Его глаза – подземные озёра,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста – пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки – бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий –
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он – на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать… плакать больше он не может.
1910
После того, как Николай Гумилев женился на Анне Ахматовой, семьи продолжили общение. Однажды Ольга в альбоме поэтессы изобразила статую в царскосельском парке, похожую на Анну Андреевну, а Николай Гумилев подписал:
Николай Гумилев
Ольге Людвиговне Кардовской
Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина.
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим…
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий – ритм.
1 марта 1914 года
А как созвучна поэзия самой Анны Ахматовой пейзажам Ольги Делла-Вос-Кардовской:
Анна Ахматова
В Царском селе
1
По аллее проводят лошадок.
Длинны волны расчесанных грив.
О, пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.
Странно вспомнить: душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду.
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.
Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь, в глаза погляди.
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди».
2
…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану.
3
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911
Знаменитым стал и портрет Анны Ахматовой, написанный в 1914 году, после того, как поэтесса проводила мужа на войну, куда Гумилев отправился добровольцем.
«1914 год 7 октября… Сегодня у меня позировала Ахматова… Общий облик как-то запечатлелся еще давно, но детали, из которых создалось это общее, не так улавливались. <…> Ахматова своеобразно красива, очень высока и стройна. Сейчас я ею упиваюсь; мне кажется, что не исчерпываю всего до конца. Нужно найти такой сильный аккорд, ту линию, которая объяла бы все… Не должно быть колебаний, но ясное, уверенное чувство, что иначе нельзя сделать… Но сейчас это обаяние модели царит надо мною, страшно не отвлечься, [хочется] работать и жить этой одной работой…», – вспоминала Ольга Людвиговна
Для портрета опять был выбран вариант в профиль и на фоне пейзажа. Современники отмечали большое сходство изображения с оригиналом, сама же живописец признавалась:
«…Я перестала видеть теперь мою работу отдельно от [ее] облика… Мне порой кажется, что… изображенный должен хранить духовные черты, найденные мною и прошедшие через меня. Мне кажется, трудно судить о сходстве. Но Ахматовой очень нравится портрет…».
Анна Ахматова
Надпись на неоконченном портрете
О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.
Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.
И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
1911
В Царском Селе Кардовские жили до 1917 года. Также они много путешествовали. Это был очень плодотворный период для Ольги Людвиговны. Её произведения экспонировались на выставках в России и за рубежом. В 1913 году она была избрана профессором живописи Школы поощрения искусств, а в 1914 году – членом Интернационального института живописи и литературы в Париже.
Давайте ещё взглянем на некоторые работы этого периода.
Александр Блок
Под масками
А под маской было звездно.
Улыбалась чья-то повесть,
Короталась тихо ночь.
И задумчивая совесть,
Тихо плавая над бездной,
Уводила время прочь.
И в руках, когда-то строгих,
Был бокал стеклянных влаг.
Ночь сходила на чертоги,
Замедляя шаг.
И позвякивали миги,
И звенела влага в сердце,
И дразнил зеленый зайчик
В догоревшем хрустале.
А в шкапу дремали книги.
Там – к резной старинной дверце
Прилепился голый мальчик
На одном крыле.
1907
В начале 1917 году на звание академика живописи впервые в России были номинированы 4 женщины-художника. Это Зинаида Серебрякова, Александра Шнейдер, Анна Остроумова-Лебедева и Ольга Делла-Вос-Кардовская. Из-за революции назначения не произошло, но сам факт очень примечательный и говорит о высокой оценке мастерства номинантов.
Времена поменялись, и семья Кардовских в тяжелом 1918 году переехала в Переславль-Залесский. Здесь находился дом (городская усадьба), который достался Дмитрию Николаевичу в наследство. И к счастью, как это ни покажется удивительно, в этом доме их никто не трогал, и они пользовались им остаток жизни. Во флигеле дома была открыта рисовальная студия. Лишь через несколько лет после смерти мамы Екатерина Кардовская передала дом с прилегающим к нему парком Художественному фонду СССР. Сейчас это Дом творчества художников имени Д.Н. Кардовского.
В Переславле Ольга Людвиговна занималась преподавательской деятельностью, а также писала город и его окрестности, создавала портреты местных жителей.
В 1924 году перебрались в Москву, продолжили участвовать в выставках. Некоторые работы Ольги Делла-Вос Кардовской становились открытками.
В 1942 году семья Кардовских вернулись в Переславль-Залесский. К этому времени у Дмитрия Николаевича уже была парализована левая рука, и через год его не стало. После войны Ольга Людвиговна вернулась в Ленинград, где скончалась 9 августа 1952 года.
В память о таланте Ольги Делла-Вос-Кардовской в 1953 году в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР прошла большая выставка.
С любовью, ваша Света В.
Мой Телеграм-канал, где вы найдете много произведений поэтов и художников, а также анонсы всех моих новых статей и много ещё всего интересного
А все мои публикации в Дзен вы легко найдёте в статье «Путеводитель по каналу. Как быстро найти нужную статью»