Одной фразой: если бы у меня был тут домишко, я бы тоже стихи писал!
Когда речь заходит о поездке на родину великого поэта, душа обязана трудиться, ждать умиротворения, эстетического кайфа и высоких материй. Но моя душа в субботу утром больше похожа на сонного кота: сменили картинку - отлично! Вот-вот, насыпьте еды и мух отгоните, дальше я сам разберусь.
Поэтому наша поездка с приятелями в Константиново превратилась не в строгий урок литературы, а в прикольный квест «Найди ту самую берёзу».
1. Дорога, где «отговорила роща золотая…»
Путь из Москвы напоминал сцену, но не Есенинского стихотворения, а песни Камеди Клаб про человека, который третий час стоит в пробке перед
посёлком Октябрьский на трассе М5. Да, именно "вот поэтому мы все в Москве такие злые". Навигатор периодически предлагал объезд по Каширскому шоссе с крюком 92 км, зато на 20 минут быстрее.
И вот оно — село Константиново! На удивление, дорога от трассы до него вполне сносная, а в селе есть огромная парковка. Первое, что видит путник, — не обелиск поэту, а сувенирные лавки. И там продаётся ВСЁ, от магнитов с цитатами до ложек с ликом Сергея Александровича. Я чуть не купил кружку с
надписью «Я спросил у ясеня», но память взвыла: "А при чём тут Есенин"? Гугл любезно подсказал: автор этих стихов Владимир Киршон. В итоге заходим в прекрасный ухоженный парк, где даже клумбы огорожены настоящим плетенем.
2. Та самая изба
Вход в дом-музей семьи Есениных — это портал в прошлое. Маленькая изба, низкие потолки и самые настоящие сени. Экскурсовод с придыханием рассказывает о детстве поэта, а мой внутренний голос шепчет: «Серёг а как ты тут ходил, головой об косяк не бился?».
Самое весёлое начинается, когда пытаешься представить быт. Вот печка чуть больше метра в длину. На ней, вероятно, спал маленький Серёжа Есенин. Вот стол, за которым ели. Столики в моё детсадовское детство были примерно на треть выше. Смотрю на лавки и понимаю: сидеть тут надо одному и строго с прямой спиной, засунув ноги куда-нибудь подальше.
Кухонная утварь тоже выглядит так, словно наши предки четыре поколения назад были ростом чуть выше местной табуретки.
3. Поиск копны и встреча с местными
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Копны хлеба найти не удалось, вот ни одной! Вообще по дороге от Рязанского шоссе до Константиново за 30 километров не встретилось ни одного хлебного поля.
Зато обнаружился настоящий самовар, который растапливали шишками. Намечалось какое-то Есенинское мероприятие, организаторы ждали толпу туристов, и для них приготовили фотозону: мужик и его семья вокруг самовара будут пить чай, а бабе, видимо, придётся фотогенично тягать коромысло с вёдрами. Ну да, кому-то же надо воды для самовара натаскать!
Пока я раздумывал, где бы тут попить чаю, ко мне подошла местная корова.
О родина, о новый с златою крышей кров,
Труби, мычи коровой, реви телком громов.
Брожу по синим селам, такая благодать,
Отчаянный, веселый, но весь в тебя я, мать.
Взгляд был полон немого вопроса: «Чего стоишь на дороге? Мешаешь
завтракать». Диалог с живой природой состоялся, поэт бы одобрил. А мой завтрак в итоге состоялся в местной чайной, где продают разогретые блины и свежезаваренный чай. Съедобно, но не более того.
4. Музей поэмы "Анна Снегина"
Я сперва думал, что это музей Анны Снегиной, но оказалось, что она Анна Кашина. Уже в Есенинские времена существовало понятие "творческий псевдоним" и "ник" для обращений. Музей выглядит очень замысловато - от резьбы до общей архитектуры. Тем, кто любит музеи, как таковые, однозначно стоит посетить, но я к таким не отношусь. Стихи Есенина люблю просто так без всяких музеев.
5. Фотозона и точка притяжения
Вид на Оку здесь с высоченного берега, а на набережную ведёт лестница. Ока делает несколько излучин, поэтому если повезёт встретить на воде кораблик, наблюдать за его путём можно несколько часов. Ну, а общий вид здесь такой, что только стихи писать!
Сколько раз доводилось бывать в Константиново (десяток раз точно наберётся), и я всё время встречал здесь несколько автобусов с толпами туристов на парковке, а вот набережная всегда пустая. "Где все эти люди", думать не хочется, а вот погулять в одиночестве по берегу очень приятно.
Огромный портрет поэта находится здесь же, это первая фотка в статье. Рядом выстроили сцену - видимо, какие-то чтения здесь имеют место быть. Ну, и это обычно финальная точка маршрута.
6. Шаурма-поинт
После духовных исканий наступает момент для поисков телесных. Желание обеда дает о себе знать. И тут выясняется, что кроме ресторана "Русская быль", куда ни разу не удалось попасть, и чайной есть ещё одно легендарное место. Представьте: вы стоите на высоком берегу, вдохновляетесь бескрайними просторами, вспоминаете Есенинские строки, а ласковый ветер вдруг доносит неповторимый аромат чесночного соуса и жареного мяса.
Я представил, как Сергей Александрович после бурной ночи в питейном заведении «Стойло Пегаса» захаживал сюда за шаурмой. Строки, которые вспомнились, не совсем подходят к общей романтической атмосфере - про "ресторан и кровать". Какая кровать, ещё двести с лишним километров за рулём добираться!
Всё, ради чего оно и затевалось
Поездка в Константиново — это не про то, чтобы помечтать у неспешной реки, стать на два часа умнее или проникнуться чем-то там возвышенным. Это про то, чтобы понять: великие поэты — тоже люди. Они бегали по этим холмам, смотрели на берёзки, бились лбом о низкие притолоки, искали свою копну и, возможно, мечтали о шаурме.
Сергей Есенин — это не скучный портрет в учебнике, а парень с отличным чувством юмора и безграничной любовью к тому, что его окружало. Го в Константиново, столицу Есенинской Руси! Отличный способ провести выходные!
#Есенин, #Константиново