Найти в Дзене

Женя Лукашин астоящий мужчина или типичный абьюзер ? Разбор по косточкам

Если Английское королевство будет существовать до тех пор, пока в Тауэре живут девять воронов, то Матушка Россия не сдаст своих позиций, покуда в ней каждый год 31 декабря по телевизору показывают «Иронию судьбы». «Ирония…» есть одна из наших национальных скреп и ментальных опор. Сколько раз вы смотрели этот фильм? Лично я его «смотрел», наверное, не менее раз тридцати. Но как смотрел? Фоном под развешивание гирлянд, нарезку докторской и вскрытие «Столичной». Мужика поливают из чайника, мужику не нравится «заливная рыба», симпатичная женщина, не попадая в слова, поет о «перроне и вагончике». О чем все это, что за фарс и пропаганда алкоголизма? Это сумасшествие — смотреть «Иронию судьбы» 3 сентября, трезвым и не под ёлкой, смотреть внимательно от начала и до самого конца? Может быть, но это ещё и любопытство понять, о чём же это история на самом деле, и выяснить наконец Who are you, Mr. Lukashin? Я предлагаю вам взглянуть на фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром» под непривычным угло
Оглавление

Если Английское королевство будет существовать до тех пор, пока в Тауэре живут девять воронов, то Матушка Россия не сдаст своих позиций, покуда в ней каждый год 31 декабря по телевизору показывают «Иронию судьбы». «Ирония…» есть одна из наших национальных скреп и ментальных опор. Сколько раз вы смотрели этот фильм? Лично я его «смотрел», наверное, не менее раз тридцати. Но как смотрел? Фоном под развешивание гирлянд, нарезку докторской и вскрытие «Столичной». Мужика поливают из чайника, мужику не нравится «заливная рыба», симпатичная женщина, не попадая в слова, поет о «перроне и вагончике». О чем все это, что за фарс и пропаганда алкоголизма?

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Это сумасшествие — смотреть «Иронию судьбы» 3 сентября, трезвым и не под ёлкой, смотреть внимательно от начала и до самого конца? Может быть, но это ещё и любопытство понять, о чём же это история на самом деле, и выяснить наконец Who are you, Mr. Lukashin?

Моя «Ирония судьбы»

Я предлагаю вам взглянуть на фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром» под непривычным углом, так сказать, изменить градус восприятия.

Для начала откажемся от установки, что «Ирония…» — это love story и легкая непритязательная комедия. Попробуем представить, что перед нами история о трансформации мужчины и чудесах, которые эта трансформация за собой влечёт.

Женя Лукашин

Что Женя представляет из себя в начале фильма? Для современного восприятия ситуация, мягко говоря, печальная. Кстати, интересно, что для конца 70-х это вполне себе норма, и отметим, как быстро меняются понятия о «хорошем» и «плохом». Итак:

Лукашину 36 лет, он врач и живет с мамой. Сам себя он характеризует как человека застенчивого и небогатого. Как будто бы перед нами типичный представитель так называемых «маменькиных сынков» и неудачников. Для женщин такой тип мужчин не привлекательный, что тогда, что сейчас. И вот случается чудо, Женя встречает девушку, которая готова выйти за него замуж. Точнее так, она очень настаивает, чтобы он сделал ей предложение. Казалось бы, что еще ему надо? Молодая, красивая, готовая жить с его мамой.

Бунт и бегство

Когда счастье идет к тебе в руки, зачем от него бежать?

Женя подсознательно чувствует, как петля затягивается вокруг его шеи. В конце он сам опишет маме свое предчувствие:

Мы начнем жить вместе. Вы можете не сойтись характерами. Начнутся напряжение и отчуждение. Все это приведет к ссорам между мной и Галей. Зачем мне еще одна женщина, если у меня есть ты, мама. Хорошо, что все сложилось именно так.

Для того, чтобы разрядить подсознательное напряжение, Женя идет в баню. А там? Там делает полную противоположность тому, как следует себя вести мужчине, который вечером собирается провести время с любимой девушкой и сделать ей предложение. Напивается до бессознательного состояния.

Когда мы чего-то очень не хотим, то по наитию сделаем все, чтобы саботировать это событие.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Такое опьянение — это символическая смерть со всеми из нее вытекающими. Вознесение на небо, опора на ангела-хранителя, который по совместительству является ещё и режиссёром твоей жизни. Оцените иронию, по-моему, это гениально. А далее перерождение в новом мире.

Ленинград для Лукашина — это Москва. Он приходит в себя и думает, что по-прежнему в своем мире, но мир этот в мелочах как бы другой. Все так, как должно быть, но все же иное.

Баня и символическая смерть

Интересно тут вот ещё что. Я не думаю, что Рязанов не вкладывал в эпизод с баней именно такой смысл, но случается так, что смыслы не спрашивают дозволения и проявляют себя там, где сами посчитают нужным.

Баня и ее метафизическое значение пришли в русскую культуру из архаичных практик шаманизма. Для того чтобы пройти посвящение в мужчину, молодой человек должен был пройти ряд испытаний, среди прочих было и посвящение, связанное с баней.

Молодой человек выпивал отвар, который менял его сознание. После того как ум был готов к восприятию иного плана бытия, парня проводили через раскаленную баню, которая символизировала сошествие в ад. В аду его тело должно было быть принесено в жертву голодным духам. Парение веником и есть символическое распятие. Заметьте, что Лукашин с веником не расстается, и именно веник стал формальным поводом для приезда Нади в Москву. Таким образом, веник для Жени Лукашина словно магический шампанский атрибут, который приносит удачу.

Вслед за сошествием в ад и распятием, а для того чтобы родилась новая личность старой следует быть деконструированной, должен пройти обряд вознесения на небо. Про самолет и ангела я уже писал выше. Только пройдя все этапы возможно рождение нового человека: юноша-мальчик становится мужчиной. Иных способов инициации культура прошедших веков не знала, то, что они утеряны сегодня и мы имеем кризис мужской идентичности, это тема отдельная.

Взбунтовавшийся против судьбы, которую он для себя не хотел, пройдя обряд смерти и инициации в мужчину, Лукашин как архетипический герой должен совершить подвиг.

Надя из Ленинграда

На первый взгляд с Надей картина еще более печальная, чем с Лукашиным. Женщине 34 года, живет с мамой, детей нет. За плечами 10 лет отношений с женатым мужчиной, в перспективе Ипполит. Душный, зато опрятный. Как говорится:

Вагончик тронется, но ты не забывай, что он последний, и изо всех сил постарайся в него запрыгнуть.

Факт в том, что в диспозиции Лукашин — Галя — Надя — Ипполит никто никого не любит, но им друг с другом, как бы, надо быть вместе.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Лукашина в брак толкает окружение, типа пора. У Нади, понятно, последний вагончик, но любит по-прежнему того, с кем 10 лет встречалась. Ипполит отлично понимает Надино положение и пытается продать ей свой несносный характер за флакон французских духов. Галя, мне кажется, тоже готова выйти замуж за Женю, потому что так надо и в целом мужчина он удобный. В итоге какой-то мрачный расчет и голимое лицемерие. Воротит от этого положения дел только Лукашина и Надю, но положение дел таково, что даже артикулировать свои сомнения сложно.

А ещё у Нади есть изюм. Девушка она не только романтичная, но умеющая выразить бездны своей души через рот. Поет, как сирена песни со сложным смыслом (голосом не своим, а олимпийской богини АБП), что чарует мужчин. Своеобразная магия, которая не оставляет равнодушным ни Ипполита, ни Женю.

В итоге переродившийся Женя оказывается в мире, где ему приходится противостоять милфе/нимфе и дракону Ипполиту, который ее охраняет. Его задача спасти себя от Гали через интрижку с Надей, а Надя в свою очередь через флирт с Лукашиным освобождает себя от Ипполита. Оба вместе они друг для друга инструменты побега от пут обреченного на провал брака. Но для того, что произошла магия, Женя должен зажечь в сердце Нади огонь, ведь подарить свое душевное внимание она может только настоящему мужчине. Тут-то в дело и вступает герой, которым на неопределённый срок суждено стать Лукашину.

Явление героя

Как действует Женя Лукашин в новых обстоятельствах?

Как архетипический мужчина. Былая робость словно улетучилась. Он и сам говорит Нади о том, что не узнает себя:

Какая-то сила дремала и вот теперь пробуждается.

Что дало импульс к проявлению силы? Обряд символической смерти и энергичность Нади, которая заставляет Женю действовать.

Как должен вести себя настоящий мужчина перед лицом женщины, которая его очаровала?

Рязанов дает ответ: нагло и бесцеремонно, брать свое, устранять соперников.

Лукашин сам про себя говорит, что раньше он всегда врал, а слабый мужчина обречен на ложь. Но теперь он прямо заявляет о своих желаниях.

Он льстит и нагло соблазняет. Вспомните сцену, когда Лукашин помогал застегивать Нади сапоги, это чистый Тинто Брасс. Он поет, шутит и захватывает чужое пространство. Рвет фотографию Ипполита, буквально выставляет за дверь мужчину, который имеет полное право находиться в этой квартире с этой женщиной.

Такие напор и страсть не могут оставить Надю равнодушной. Вероятно, это первый мужчина в ее жизни, который проявил себя именно как Мужчина. То есть в дефолт идут все социальные нормы, все правила этикета, весь внешний лоск. Перед ней истинный мужчина: от него пахнет перегаром, он вонюч и грязен, между ног у него веник, но при этом он поет тебе серенады и силой берет твои губы. После такого только капитуляция, Ипполит послан лесом, за Лукашиным она готова ехать хоть на край света. Кристальная страсть. Именно то, что должно вспыхивать между женщиной и мужчиной, когда соединяются чистое мужское и чистое женское начала.

фото из открытого источника Яндекс
фото из открытого источника Яндекс

Ипполит тоже не выход из этой истории без попытки превращения, но превращение его является лишь эрзацем того, что произошло с Лукашиным. У Ипполита есть тоже схождение в ад, но его ад холодный. Присутствует та же попытка изменить свое состояние с помощью магических субстанций. Но все напрасно. Вместо очищения огнем, он моется под горячим душем, не снимая пальто и шапки. Вещи буквально приросли к Ипполиту, поглощенность материальным делают его недоступным для трансформации. В остатке у него лишь краткое осознание того, что происходит с ним и окружающим миром. Но это прозрение пройдет, когда действие яда зеленого змея прекратит свое действие.

Финал ли?

Мы не знаем, как сложится жизнь главных героев фильма. Последняя сцена — это лишь красивый занавес для нас, зрителей, а вторая часть есть лишь продажная ересь. Интересно тут то, что Женя прожил настоящее чудо. В ту новогоднюю ночь он понял, что значит быть настоящим мужчиной, почувствовал энергию импульса, которая заставляет мужчину действовать. Переродился.

В награду он получает сокровище — женщину, которой хотел обладать именно он, а не кто-то решил за него. Надя же поняла, что значит иметь дело с настоящей, бьющей через край мужественностью.

Смогут ли они удержать в себе это ощущение — вопрос сложный. Ведь став собой, Лукашин должен продолжить разрушать старый мир, всюду проявлять свою волю, стать неудобным и сумасшедшим в других глазах. Вряд ли мир сдаст позиции без боя. Вероятно, что день за днем будет происходить развоплощение из героя в зарядность. Надя не сможет жить с зарядным Лукашиным, в этой роли он корм и тряпка.

Главное, что и он, и мы увидели, что шанс измениться есть, буквально возможно чудо. Осталось только чего-то очень не хотеть, научиться слушать свою интуицию, и судьба обязательно даст шанс: умереть, вознестись и переродиться.

В следующий раз 31 декабря во время просмотра «Иронии…» вспомните о том, что сама Вселенная через экран ТВ подмигивает вам глазом и шепчет под бой курсантов:

Псс, ты тоже можешь найти себя! Ты тоже способен на чудо! Вагончик судьбы тебя ждет, запрыгивай. А иначе вы не живёте, а вот умирать придется.

Автор: Богомолов Евгений

ПОДПИСЫВАЙСЯ НА МОЙ ТГ-КАНАЛ «ЛОВУШКА ДЛЯ ТАРАКАНОВ», ГДЕ ТЫ НАЙДЕШЬ ТЕКСТЫ БЕЗ ЦЕНЗУРЫ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ УМНЫЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ КОНТЕНТ. В ТГ ВСЕМ ЛИЧНО ОТВЕЧАЮ.