Мы часто пишем о дорогой аппаратуре, способной воспроизвести мельчайшие нюансы записей, о попытках воссоздать дома «тот самый» звук, который задумывали музыканты и звукорежиссер, в мире аудио постоянно идут споры о том, какой источник честнее, «аналоговее», теплее… Однако, все это не имеет значения, когда возникают проблемы с главным компонентом системы – человеческим слухом.
Принято считать, что ухо человека способно различать звуки в диапазоне от 20 герц до 20 килогерц. Именно под эти значения рассчитывался, например, диапазон первого массового цифрового носителя – компакт-диска. Некоторые производители аппаратуры комплектовали свои компоненты тестовыми CD, на которых помимо музыки были записаны еще и отдельные частоты и частотные «свипы», по которым можно было проверить свою аудиосистему - но еще и свой слух.
Специалисты-сурдологи, пожалуй, лучше всех знают о возрастных изменениях слуха. Так, они отмечают, что диапазон частот, воспринимаемых детьми, может простираться до 32 кГц. Однако, первые изменения начинают наступать уже в 30 лет – и именно в высокочастотном спектре. А с возрастом эти изменения лишь нарастают.
Производители смартфонов, которые для многих современных людей являются, пожалуй, основным источником при воспроизведении музыки, стали включать в свое программное обеспечение алгоритмы коррекции воспроизводимого через наушники звука в зависимости от возраста слушателя. По сути, это разновидность параметрического эквалайзера, акцентирующего определенные частоты и отсекающего другие.
Неприятный фокус здесь заключается в том, что изменения слуха, как правило, происходят медленно и практически незаметно для слушателя. Однако, стоит проявить настороженность, если вам приходится повышать громкость при прослушивании источника звука, вы замечаете сложности с восприятием тихих и высоких звуков, если вам приходится все чаще переспрашивать собеседника.
Ну, а вторая неприятность состоит в том, что многие меломаны обзаводятся серьезной аудиосистемой уже в том возрасте, когда слух начинает изменяться. Ирония судьбы, не иначе…
Да, безусловно, не все «упирается» лишь в физиологические особенности нашего уха – к сожалению, мозг тоже начинает подводить в плане того, как он различает и интерпретирует звуки, но тут все очень индивидуально и не всегда зависит от одного лишь возраста.
Что же делать? Во-первых, обращаться к специалисту. В любом крупном городе есть врач-сурдолог, часто его специальность совмещена с отоларингологией. Именно сурдолог может провести аудиометрию – измерение чувствительности слуха – и дать индивидуальные рекомендации.
Аудиометрия состоит из нескольких этапов. Сначала врач осматривает ухо пациента и при необходимости очищает слуховой канал от серы и инородных тел. Следующий этап – речевая аудиометрия, знакомая нам со школьных лет – пациент с расстояния нескольких метров повторяет за врачом слова, произнесенные шепотом.
Затем следует тональная аудиометрия, чтобы выявить диапазон частот, которые пациент способен воспринять. Проводится такое исследование в наушниках для каждого уха отдельно. В некоторых случаях добавляется и надпороговая аудиометрия, когда звуковые сигналы подаются выше порогового уровня для оценки дискомфорта и особенностей восприятия громких звуков.
Кстати, о громких звуках. Одна из рекомендаций специалистов по сохранению слуха состоит в том, чтобы ограничить громкость при прослушивании музыки – особенно в наушниках. И особенно во внутриканальных! Нужно давать отдых своим ушам – по возможности, почаще выбираться из мегаполиса с высоким уровнем шумового загрязнения.
В меломанских кругах рассказывают историю про состоятельного человека, большого поклонника классической музыки. По легенде, он относился к процессу настолько серьезно, что перед прослушиванием музыки уезжал за город и час-полтора гулял в тишине, чтобы пропал звон в ушах, а слух его стал более чувствительным.
Чтобы подвести итог, скажем лишь, что несмотря на все описанные выше ограничения, настоящий меломан все равно будет стремиться к лучшей технике. Вероятно, его мозг будет «дорисовывать» звуковую картину, и субъективных моментов в восприятии звука и музыки тоже немало. Но все же мы призываем беречь слух смолоду, слушать любимую музыку, но при любой возможности наслаждаться тишиной.