Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Опытная САУ ОСА-76, 1944

Опытная самоходная артиллерийская установка ОСА-76 была задумана как дешевая и более неприхотливая версия САУ СУ-76. Обладая тем же самым вооружением, а также маневренностью, в теории она могла бы «подвинуть» свою старшую сестру на полях сражений, но реалии войны оказались иными. Тем не менее, попытка удешевить производство самоходных артиллерийских установок могла бы получиться неплохо. Рассмотрим, что же это была за машина. В середине 1944 года, когда самоходные артиллерийские установки СУ-76 и СУ-76М уже прочно закрепились на полях сражений как средство мобильной поддержки наступающей пехоты, в «верхах» РККА задумались — а не сделать ли эту САУ еще дешевле и надежнее? Удешевить машину решили кардинально — конструкторам поставили задачу создать максимально легкую машину, которая не уступала бы уже серийным СУ-76 по огневой мощи, при этом не так бьющую по бюджету государства, тем самым военные сделали первые шаги к созданию авиадесантируемой техники. Конструкторы за идею создания тако
Оглавление

Опытная самоходная артиллерийская установка ОСА-76 была задумана как дешевая и более неприхотливая версия САУ СУ-76. Обладая тем же самым вооружением, а также маневренностью, в теории она могла бы «подвинуть» свою старшую сестру на полях сражений, но реалии войны оказались иными. Тем не менее, попытка удешевить производство самоходных артиллерийских установок могла бы получиться неплохо. Рассмотрим, что же это была за машина.

Цветная визуализация прототипа САУ ОСА-76 собственной персоной. Изображение в свободном доступе.
Цветная визуализация прототипа САУ ОСА-76 собственной персоной. Изображение в свободном доступе.

История создания

В середине 1944 года, когда самоходные артиллерийские установки СУ-76 и СУ-76М уже прочно закрепились на полях сражений как средство мобильной поддержки наступающей пехоты, в «верхах» РККА задумались — а не сделать ли эту САУ еще дешевле и надежнее? Удешевить машину решили кардинально — конструкторам поставили задачу создать максимально легкую машину, которая не уступала бы уже серийным СУ-76 по огневой мощи, при этом не так бьющую по бюджету государства, тем самым военные сделали первые шаги к созданию авиадесантируемой техники.

Конструкторы за идею создания такой машины взялись без особой охоты — уже серийная самоходка итак базировалась на шасси легкого танка, обладала и без того тонкой броней, куда облегчать еще больше? Но задача была поставлена и ее нужно выполнять. Работы шли довольно быстро — уже была почти готовая конструкция, и создавать прототип с нуля не пришлось. Однако инженеры завода стремились предугадать будущие потребности армии и предложить ей своевременное и экономически выгодное решение. Проектирование велось в рекордно сжатые сроки, с марта по май 1944 года, что свидетельствует о высоком приоритете, который был отдан этой работе внутри самого КБ.

Один из прототипов ОСА-76. Фотография в свободном доступе.
Один из прототипов ОСА-76. Фотография в свободном доступе.

Ключевым инженерным решением, которое определило конструкцию опытной САУ, стало широкое использование узлов и агрегатов легкого танка Т-60. К 1944 году этот танк безнадежно устарел, часть из них еще оставалась на фронте и в учебных частях — их вполне можно было изъять и переделать в САУ при необходимости. Да и наладить их выпуск вновь тоже почти ничего не мешало — завод ГАЗ к тому времени от заказов на производство танков был почти освобожден, а выделив одну-две сборочных линии для производства САУ, резко потерять темпы сборки грузовиков было невозможно. Именно это и объясняло столь низкую стоимость готовой боевой машины. Также, за счет изменения конструкции удалось снизить массу САУ почти на семь тонн (масса снаряженной ОСА-76 составляла всего 4,7 тонны, против 11 у СУ-76М). По сути, завод № 38 предлагал высшему военному руководству проект, который можно было быстро запустить в серию без значительных капиталовложений. Результатом этой интенсивной трехмесячной работы стала постройка летом 1944 года трех опытных образцов, которые были незамедлительно переданы на государственные испытания для всесторонней оценки их боевых и эксплуатационных качеств.

Однако на испытаниях этих машин, была выявлена масса серьезных недостатков конструкции — облегчить машину без потери боевых характеристик все-таки не удалось. 76-мм пушка при каждом выстреле создавала серьезную нагрузку на ходовую часть, бронирование не способно было удержать даже винтовочную пулю, что уж говорить об осколках и крупнокалиберном вооружении? Плюсом ко всему, шасси опытной самоходной артиллерийской установки можно было назвать «никаким» — в процессе «удешевления» конструкторы даже заменили двигатель, что не могло не сказаться на ходовых характеристиках машины.

В боевом отделении все же было довольно тесно и совсем не уютно. Фотография в свободном доступе.
В боевом отделении все же было довольно тесно и совсем не уютно. Фотография в свободном доступе.

Как вы уже поняли, ОСА-76 не была принята на вооружение и более того, ее испытания можно назвать самыми короткими в истории отечественных самоходных артиллерийских установок — буквально один световой день. Не рекорд в отечественном военном машиностроении, но все же показательно — так быстро еще не «заворачивали» ни один построенный образец САУ. Уже одно это говорит о том, насколько в этой машине все было плохо. Но давайте рассмотрим конструкцию наглядно.

Описание конструкции

Конструкция ОСА-76 целиком базировалась на шасси легкого танка Т-60, но с целым рядом доработок — боевое отделение смещено к корме, башню заменили рубкой открытого типа, изменили внутреннюю компоновку машины, а также заменили целый ряд узлов и компонентов.

Бронированный корпус и рубка

Общая конструкция корпуса легкого танка была сохранена, с небольшими отличиями по технологии сборки — образцы ОСА-76 имели корпус, собранный при помощи сварки, но на металлическом каркасе из стальных уголков. Толщина бронеплит, из которых собирался корпус, составляла всего шесть миллиметров, причем по кругу. Да, такая машина была задумана в 1944 году, когда бронебойный винтовочный патрон для Mauser 98kна дистанции в 100 метров без проблем бил до восьми миллиметров стали. Конечно, стоит учитывать, что ОСА-76 не является машиной для контактного боя, и излишнее бронирование ей не нужно. Но ведь не стоит забывать и то, что у противника тоже есть артиллерия, которая может вести контрбатарейную стрельбу, в том числе и против мобильных САУ.

Сравнение габаритов ОСА-76 и СУ-76М. Фотография в свободном доступе.
Сравнение габаритов ОСА-76 и СУ-76М. Фотография в свободном доступе.

Боевая рубка устанавливалась в корме машины и имела открытую конструкцию — ни крыши, ни кормы у нее не было. Лобовой лист рубки был цельным, толщиной в десять миллиметров и располагался он под углом в 25° к вертикали. Борта рубки, выполнявшиеся со скосом к корме, располагались под углом в 22° к вертикали. В самой рубке располагалось орудие, два члена экипажа (командир-наводчик и заряжающий) и боекомплект к орудию. В целом, в рубке было достаточно просторно (хотя бы визуально), но особой пользы это не принесло. Механик-водитель располагался со смещением к передней части машины,

Вооружение

Единственным вооружением ОСА-76 была 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3, Индекс ГРАУ — 52-П-354У). Она устанавливалась на стандартной тумбовой установке и имела углы горизонтальной наводки в пределах 10 градусов (пять влево и пять вправо), а в вертикальной плоскости углы наводки составляли от -5 до +12°. Для стрельбы прямой наводкой использовался прицел ОП2-66 и панорама для ведения огня с закрытых позиций. Боекомплект к орудию составлял тридцать выстрелов, и по задумке конструкторов, комплектоваться он должен был только осколочно-фугасными снарядами.

76,2-мм пушка ЗиС-3, несмотря на наличие бронебойных снарядов, к 1944 году бороться с техникой противника могла только условно. Фотография в свободном доступе.
76,2-мм пушка ЗиС-3, несмотря на наличие бронебойных снарядов, к 1944 году бороться с техникой противника могла только условно. Фотография в свободном доступе.

В ряде интернет-публикаций говорится, что ОСА-76 оснащалась 7,62-мм пулеметом РПД или РП-46 на штыревой установке, но эти данные в корне неверные. Но, во-первых, никакой штыревой установки под пулеметы на САУ не было, а во-вторых, РПД начали разрабатывать практически одновременно с САУ, и первый его стреляющий образец был создан то ли в конце 1944, то ли в начале 1945, тогда же он был принят на вооружение. РП-46 был разработан годом позже, соответственно на опытных образцах самоходок они никак устанавливаться не могли. Для обороны машины от пехоты противника предлагалось использовать личное оружие экипажа, а также пистолет-пулемет ППШ с пятью барабанными магазинами на 71 патрон и тремя гранатами Ф-1.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Шасси ОСА-76 была практически полностью позаимствована у легкого танка Т-60 — исключение составляли лишь двигатель и трансмиссия. В качестве силовой установки в САУ использовался бензиновый рядный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ мощностью в 50 лошадиных сил. Соответственно, трансмиссия тоже была позаимствована у «полуторки» — четырехскоростной механический агрегат. Приводное усилие передавалось на передние колеса, а максимальная скорость машины составляла 41 км/ч по твердому грунту или асфальту. На бездорожье скорость падала до 15-18 км/ч, причем даже до этой скорости разгонять машину не рекомендовалось из-за недостаточной амортизации и слишком «нежного» крепления орудия и прицельных приспособлений.

Тот самый 3,3 литровый двигатель ГАЗ-ММ. Фотография в свободном доступе.
Тот самый 3,3 литровый двигатель ГАЗ-ММ. Фотография в свободном доступе.

Ходовая часть ОСА-76 была полностью унаследована у легкого танка Т-60. Применительно к каждому борту, машина опиралась на четыре опорных катка диаметром 55 см с резиновыми бандажами для дополнительной амортизации. Ведущие колеса — передние, с пальцевыми зацепами, задние колеса — выполняли роль ленивца, оснащенного механизмом натяжения гусеницы. Верхняя ветвь гусеницы имела по три поддерживающих катка на один борт. Подвеска ОСА-76 — индивидуальная торсионная, а напротив крайних узлов подвески к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески с резиновыми буферами для смягчения ударов. Также к корпусу танка приклепывались отбойники для предотвращения заклинивания гусеницы при движении танка со значительным креном на один из бортов. Гусеницы — мелкозвенчатые, двугребневые шириной 260 мм, с открытым шарниром, состояли из 87–90 траков.

Заключение

Самоходная артиллерийская установка ОСА-76 не стала серийной, и тому есть объяснение — слишком уж сырой получилась конструкция, слишком много недоработок. А с другой стороны — зачем нужно было менять то, что и так работало (речь сейчас идет о САУ СУ-76). Но конструкторы ОСА-76 сделали больше — они реально заглянули в будущее, и не осознавая того, создали прототип авиадесантных САУ, к разработкам которых придут лишь после войны.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.