Найти в Дзене

Как развивается мозг ребёнка к 7 годам?

К началу школы мозг ребёнка проходит колоссальный путь развития. Нужно ли родителям понимать, как это происходит? Безусловно! Потому что родители — «главные программисты» процесса. Попробуем рассказать об этом очень сложном, но архиважном процессе простыми словами. Представьте себе, что мозг ребёнка — это компьютер. Внешне он такой же, как и у взрослого человека. Главное отличие в том, что у взрослого уже установлено программное обеспечение, а у ребёнка — в процессе. Как это происходит? 1. От рождения до 7 лет идёт структурное развитие мозга. Он постепенно увеличивается в размере, соответственно, растёт количество связей между нейронами. Нервные волокна покрываются веществом миелином — это как изоляция на электрическом проводе. Она не даёт сигналам «замыкать» и помогает им передаваться быстрее. Простыми словами: информация теперь передаётся без торможения. Поэтому ребёнок соображает быстрее, лучше понимает сложные просьбы и может делать несколько дел одновременно, например, одевается

К началу школы мозг ребёнка проходит колоссальный путь развития. Нужно ли родителям понимать, как это происходит? Безусловно! Потому что родители — «главные программисты» процесса. Попробуем рассказать об этом очень сложном, но архиважном процессе простыми словами.

Представьте себе, что мозг ребёнка — это компьютер. Внешне он такой же, как и у взрослого человека. Главное отличие в том, что у взрослого уже установлено программное обеспечение, а у ребёнка — в процессе.

Как это происходит?

1. От рождения до 7 лет идёт структурное развитие мозга. Он постепенно увеличивается в размере, соответственно, растёт количество связей между нейронами. Нервные волокна покрываются веществом миелином — это как изоляция на электрическом проводе. Она не даёт сигналам «замыкать» и помогает им передаваться быстрее.

Простыми словами: информация теперь передаётся без торможения. Поэтому ребёнок соображает быстрее, лучше понимает сложные просьбы и может делать несколько дел одновременно, например, одевается и поддерживает разговор.

-2

2. К 7 годам разные области мозга становятся более зрелыми и лучше взаимодействуют друг с другом.

Префронтальная кора (лобные доли) — это «дирижёр» мозга, отвечающий за исполнительные функции. Она созревает, это приводит к скачку в следующих способностях:

· Самоконтроль. Ребёнок лучше управляет импульсами и эмоциями. Он может дождаться своей очереди, подумать, прежде чем что-то сделать.

· Планирование и организация. Может следовать многоступенчатым инструкциям: «возьми книгу, открой на странице 10 и прочитай первый абзац», а также планировать простые действия.

· Рабочая память. Способность удерживать и манипулировать информацией в уме (например, решить в уме простую математическую задачу).

· Критическое мышление. Появляются зачатки логического мышления, умения анализировать и делать простые выводы.

· Лимбическая система, включая миндалину и гиппокамп, отвечает за эмоции и память.

· Эмоциональная регуляция. Ребёнок всё ещё учится управлять своими эмоциями, но уже гораздо лучше, чем в 3–4 года. Он начинает понимать сложные эмоции: ревность, гордость, стыд и лучше их выражает словами.

· Память. Гиппокамп, отвечающий за переход информации из кратковременной в долговременную память, работает активно. Дети в этом возрасте легко запоминают стихи, факты и правила.

· Мозжечок отвечает за координацию и равновесие. К 7 годам движения становятся более ловкими и точными. Ребёнок уверенно бегает, прыгает, катается на велосипеде, начинает осваивать более сложные навыки, например, игру в футбол или танцевальные движения. 

-3

· Левое и правое полушарие. Укрепляется мозолистое тело — пучок нервных волокон, соединяющий полушария. Это улучшает интеграцию информации:

— Левое полушарие отвечает за логику, язык и анализ. Оно становится доминирующим у большинства детей.

— Правое полушарие (образное мышление, творчество и эмоции) активно взаимодействует с левым. Это позволяет, например, понимать метафоры и юмор, которые требуют одновременной работы логики и воображения.

-4

Все вышеперечисленные изменения в структуре мозга напрямую влияют на то, что умеет и как ведёт себя семилетка:

· Язык и речь. Словарный запас огромен (тысячи слов). Ребёнок строит сложные предложения, понимает правила грамматики, активно использует язык для общения и выражения мыслей.

· Социальные навыки. Дети понимают социальные нормы, завязывают более сложные и устойчивые дружеские отношения, учатся сотрудничать, сопереживать (развивается эмпатия), решать конфликты словами.

· Самооценка и идентичность. Формируется представление о себе: «Я хорош в математике», «У меня не очень получается рисовать». Они начинают сравнивать себя с другими, что является важным этапом развития личности.

· Готовность к школе. Именно это созревание мозга делает ребёнка готовым к систематическому обучению.

-5

Он может сидеть на уроке, концентрировать внимание (хотя ещё недолго, около 20–30 минут), следовать правилам и усваивать новые знания.

Что важно для поддержки развития мозга в этом возрасте?

1. Сбалансированное питание. Мозгу нужны белки, сложные углеводы, омега-3 жирные кислоты, витамины и минералы.

2. Здоровый сон. Во сне мозг обрабатывает информацию и укрепляет нейронные связи.

3. Физическая активность. Спорт улучшает кровоснабжение мозга и способствует развитию мозжечка и motor cortex.

4. Чтение и общение. Богатая языковая среда — лучший тренажёр для развивающегося мозга.

5. Творческая и ролевая игра. Развивает воображение, социальные навыки и способность решать проблемы.

6. Чёткие правила и режим. Предсказуемость успокаивает мозг. Ребёнок знает, что за чем следует, и чувствует себя в безопасности.

В итоге к семи годам мозг ребёнка — это не просто уменьшенная копия мозга взрослого. К этому возрасту он совершает огромный скачок от управления «инстинктами» к управлению «разумом». Теперь мозг готов к освоению академических знаний, сложных социальных взаимодействий и дальнейшему формированию личности ребёнка.