Последние пять лет в мире прошли под знаком нарастания уровня жести. Смотрите, за пятилетку:
· Реанимировалась угасшая было война в Карабахе, увенчавшаяся энергичной этнической чисткой;
· Стартовала со всем размахом российско-украинская война;
· На Ближнем Востоке началась бешеная война в Газе, где стороны блестяще реконструируют конфликты Ветхого Завета, а еще прошла операция Израиля в Ливане, операция в Иране, и вот, операция в Катаре. Газа уже каша кровь с пылью, ничего не закончилось;
· Утихшая война в Сирии ворвалась обратно в повестку, и как водится, кровушка продолжает хлестать до сих пор;
· Успела начаться и закончиться быстрая поножовщина на границе Таиланда, началось молотилово в Непале;
· Успели приласкать друг друга ракетами Индия и Пакистан.
Вот с тем, чтобы вспомнить, где за эти годы стало лучше, чем в «доковид», придется напрячь свой мускулистый мозг. И, похоже, таких мест почти нет, разве что только на совсем уж периферии мира. В любом случае, начиналось за пятилетку гораздо больше боен и смут, чем заканчивалось.
Что вообще происходит?
Когда-то мы представляли себе Третью мировую войну как глобальный конфликт с четко очерченными сторонами. Ядерные удары, танковые клинья в Фульдском коридоре, красный шторм, сожженные города. В итоге оказалось, что Третья мировая выглядит как цепь локальных конфликтов. Все они очень разные по составу участников и непосредственным причинам, но общая логика имеет некоторые общие черты.
В мире накопились эффекты от нескольких тенденций. Во-первых, закончилась эпоха гегемонии запада. С мировым полицейским можно пободаться, и драка не кончится тем, что тебя размажут. Более того, эпизодически изгоем начинают выглядеть Соединенные Штаты, когда их президент пишет в соцсети, какие плохие Китай, РФ и Индия, и этим исчерпываются его возможности повлиять на складывающийся союз. Начинают отваливаться и переставать работать институты, созданные этим же западным миром. ООН? Помните, была такая ООН? Ну да, конфликты там предотвращать, площадку для обсуждения мировых проблем давать. Вот то-то и оно. Зато появляются новые центры силы, новые самостоятельные игроки. Причем нам это даже не всегда и выгодно - к новым самостоятельным центрам относится, например, Турция, с которой Россия постоянно толкается локтями. Факт тот, что эти новые центры растут, и в ближайшие десятилетия никуда не денутся.
Другая общемировая тенденция - это мировой кризис идей. Коммунизм был предпоследней великой утопией, он дискредитировал себя и рухнул в историческое небытие, фактически сейчас та же судьба постигает глобализм, основанный на либеральных ценностях. Это были не худшие варианты развития человечества, особенно если вспомнить, что альтернативой оказался комплекс пещерных национализмов и религиозных террористических диктатур. Вам не нравился советский тоталитаризм? Ну вот, есть исламский. Плоха глобальная мировая федерация? Можем предложить взамен албанских бандитов и украинских наци-маньяков, готовых убить за слово «паляниця». Современные идеологии отказываются от глобальности, но часто скатываются в самые примитивные программы съедения всех, кто не из твоей пещеры.
Наконец - мы об этом уже писали - человечество разучилось планировать. Типичный горизонт, на который готова смотреть политическая элита государства - это до выборов в Первом мире и до переворота - в Третьем. Никакие программы дальше четырех лет чаще всего просто не имеют смысла. Однако, что это означает на практике? Никакие кризисы, о которых мы говорили выше, просто никто не будет разрешать по существу, потому что это требует долгосрочного планирования. Современный президент просто не имеет рациональных причин смотреть вперед далеко, и чаще всего не имеет желания думать о долгосрочных интересах нации. Он будет руководствоваться сиюминутными нуждами, а это значит, что мирный договор, плодами которого будут пользоваться десятилетиями, просто не будет заключен: прямо сейчас-то всегда проще потянуть время, чтобы не идти на компромисс и не подставляться под огонь критики прямо сейчас. В итоге мы имеем череду правителей в Европе, бывшем СССР, далее везде, чья философия исчерпывается фразой "твори фигню, мы тут проездом". Что общего у Макрона, Сунака, Зеленского, Байдена, хунты в Мали и командиров террористов в Газе? Невозможность долгосрочной стратегии. Только тактика, а она может диктовать решения, разрушительные на длинной дистанции.
На стыке этих кризисов в экономике, политике и мире идей мировая война все-таки состоялась, и уже идет. Только она не выглядит как глобальное единое противостояние. Измельчало все, в том числе мировые схватки. Это россыпь локальных конфликтов, мятежей и герилий. Проблема в том, что их весьма легко начать и крайне тяжело закончить. Смотрите: короткий горизонт планирования подталкивает к безответственным труднообратимым решениям, мировой ребаланс сил не дает одной из сторон просто размазать другую, а кризис идей не позволяет нормально договориться. Отсюда все эти законсервированные войны низкой интенсивности. Никто не может предложить никому ничего кроме насилия, никто не может окончательно победить, никто не может ничего спланировать, исходя из долгосрочных интересов (а мир всегда - долгосрочный интерес).
Ничего не бывает вечным, мировая система перебалансируется и вернется к равновесию. Но это произойдет когда-то в будущем. Сейчас мы погружаемся в мир новых Темных веков, и ближайшие десятилетия станут плаванием по-собачьи в бассейне с пираньями и кровью. Для всего мира.
Автор статьи: Евгений Норин
Читайте нас в тг: https://t.me/z_pravdi