Привет киноманам! На волне разговоров о новой «Фантастической четверке» я решил пересмотреть оригинальную дилогию Тима Стори и понять, как эти фильмы смотрятся сегодня, сильно ли они устарели, выглядят ли на фоне современных кино-комиксов смешно или же, наоборот, в них есть что-то такое, что современные фильмы уже растеряли. Обзор на 1ую часть я уже выкладывал (переходите на мой канал, если кому-то интересно), настало время «Вторжения Серебряного Серфера». Вопросы обзора следующие: как фильм 2007 года смотрится спустя 18 лет? Почему студия Fox не стала продолжать франшизу? Какие у фильма есть проблемы? И что общего у «Вторжения Серебряного Серфера» с «Темным рыцарем» (!)? Итак, камера, мотор, начали!
Премьера состоялась в июне 2007 года, что, на мой взгляд, послужило причиной не самых желаемых сборов фильма. Подумаем вместе: май был щедр на громкие премьеры более именитых франшиз – только прошли в прокате 3ьи части «Человека-паука», «Пиратов Карибского моря» и «Шрека», а впереди еще были более ожидаемые «Трансформеры» и «Гарри Поттер». И хотя лично я с друзьями в то лето посмотрел абсолютно все эти кино-новинки в кинотеатре, многие все-таки пропустили мимо себя сиквел «Фантастической четверки».
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА
Но перейдем к самому фильму – удался ли он, не смотря на скромные кассовые сборы? Сразу скажу – вполне. Фильм немного страдает он наиболее часто встречающегося симптома сиквелов – в нем что-то лучше, а что-то хуже, чем в оригинале. Нет оптимального баланса, но это не критичный недостаток. Фильм по-прежнему хорошо показывает зрителю разные характеры четверых главных персонажей: актеры Йоан Гриффит (Рид Ричардс ака Мистер Фантастик), красавица Джессика Альба (Съюзен Сторм ака Женщина-невидимка), Крис Эванс (Джонни Сторм ака Человек-факел) и Майкл Чиклис (Бен Гримм ака Существо) прекрасно справляются со своей задачей. Они не просто говорящие головы и картонные личности – им хорошо удается создать квартет симпатичных персонажей с разными характерами. Многие современные развлекательные блокбастеры лишены этого качества. Еще бы – голливудской бизнес-машине нужно как можно скорее «рубить капусту». Зачем нынче заморачиваться и что-то там отыгрывать? И так схавают!
Главные герои больше не имеют тех разногласий, которые стояли между ними в оригинальном фильме. Но жизнь не стоит на месте, и в жизнях главных героев тоже что-то меняется: Съюзен и Рид готовятся к свадьбе, после которой Съюзен хочет жить жизнью обычной семьи, воспитывая детей (как и любая нормальная женщина), она устала от ежедневной публичности, от бесконечных просьб прохожих сфотографироваться с ними. Такая жизнь больше по душе ее брату Джонни, даже Бену – он добрая душа, со всеми с радостью фотографируется, но такая жизнь подходит не всем, и Съюзен хотела бы с ней покончить. Рид не против ее желания, и готов в скором времени выйти из состава Фантастической четверки, уехать куда-нибудь и жить обычной жизнью, но в действительности он не хочет заканчивать свою работу выдающегося ученого. Поэтому, когда возникает угроза национальной безопасности, и к нему за помощью обращаются военные, он втайне от Съюзен берется за работу, еще не зная, к чему она приведет. Но разногласия в команде все же остаются – когда Джонни и Бен узнают, что Рид и Съюзен готовы все бросить, между ними возникает непонимание. Само собой, грядущая опасность их вновь сплотит. В общем, смотреть на взаимодействие главных героев действительно интересно. Приятно видеть, что в те годы актеры и впрямь старались.
Второй и, пожалуй, основной плюс фильма – это, собственно, сам Серебряный Серфер. В далеком 2007ом году мне этот герой очень понравился. Пересмотрев фильм сейчас, я понял, что он по-прежнему остается жемчужиной этого кино. Очень крутой и интересный персонаж. Он – пришелец из космоса, вестник скорой погибели всего живого из другого мира. Но он не скучный имба-герой, которого нельзя ничем победить подобно самому «могучему» из Мстителей Капитану Марвел или, например, Супермену. Серфер перемещается, скользя на своей энергетической доске (конечно же, это не доска для серфинга, это просто нечто похожее, но выглядит круто). Его доска способна поглощать и преобразовывать энергию и материю, а когда нужно, Серфер сам пользуется этими способностями. Например, он сражается, нанося энергетические удары, или он также способен пролететь сквозь препятствие, преобразовывая в этом случае материю. Смотрится реально впечатляюще. Выглядит Серфер тоже на десятку, превосходя по этому показателю даже некоторых современных героев типа упомянутой Капитанши Марвел или потешных Шазама и Аквамена.
Рид Ричардс берет на себя ответственность разобраться в феномене прибывшего на Землю Серебряного Серфера. Где бы ни появился Серфер, он оставляет после себя большие кратеры, ведущие вглубь земли. Попутно он выкачивает всю возможную энергию: в местах его появления становится очень холодно (забирает тепловую энергию), а вода замерзает (если верить локализаторам фильма, потому что больше похоже, что каменеет).
Тут в фильме вновь появляется Виктор Фон Дум (ака Доктор Дум) в исполнении Джулиана Макмэхона, безвременно ушедшего из жизни в этом году. Он освобождается из заточения. Его внешность уродлива – он лишь наполовину сохранил человеческий облик, на вторую же половину его организм стал металлическим, из-за чего все тело и лицо испещрены металлом. Он находит Серфера и, не зная его дальнейших намерений, предлагает сотрудничество. Разговор не удается, и Сефрер наносит Думу энергетический удар, который волей иронии идет Виктору Фон Думу на пользу – заживают все его металлические раны, и вот красавец Виктор вновь прежний. Тут сценарий делает интересный твист – Виктор замечает во время удара, нанесенного Серфером, что энергия формируется именно в доске, а Серфер лишь пропускает ее через себя для нанесения удара. У него возникает амбициозный план – обратиться к военным, с которыми работает Рид, и предложить им ценную информацию в обмен на то, чтобы ему позволили вернуться в мир. Идея проста – разлучить Серфера с доской, после чего тот будет лишен своих способностей. А вот реализация этого сложна – просто сбить его с доски битой не удастся, поэтому нужно, что бы гений Рид придумал что-то, способное сбить Серфера с доски. В обмен на этот план Виктор Фон Дум просит у военных дозволения изучать доску Серфера. Военные соглашаются. И впрямь – что может пойти не так? Но не будь этой сюжетной глупости в большинстве фильмов, не было бы и самого кино, как сказали бы многие.
Ладно, что дальше? В процессе поиска Серфера Джонни входит с ним в контакт, после чего энергия Серфера также влияет на молекулярную структуру Джонни. Теперь он может прикосновением меняться способностями с другими участниками Четверки. Этот сюжетный момент сыграет значительную роль в концовке фильма.
Риду тем временем удается построить механизм, способный сбить Серфера с его доски, после чего следует концентрат экшена с сюжетными развязками. После того, как удается пленить Серфера, герои узнают от него, что не он является главной опасностью. Есть тот, кому он служит, некой Галактус, который представляет собой даже не стихийное зло, а буквально планетарное зло. Этот Галактус путешествует по всем мирам, чтобы поглощать энергию планет до полного их разрушения. А Серфер – лишь вестник Галактуса, который прибывает в каждый мир, что бы за 8 дней подготовить его к уничтожению. Для этого нужны те самые кратеры, которые он создавал по всей Земле. Также Серфер поведывает свою собственную историю – его имя Норен Рэд и по сути он пленник Галактуса, вынужденный служить ему в обмен на то, чтобы Галактус так же не уничтожил родной мир Норена.
И вот тут я провожу ту самую параллель с «Темным рыцарем» 2008 года, о которой я у поминал в самом начале. Не спешите кидать в меня помидорами – я ни в коем случае не сравниваю эти два фильма по качеству, масштабу и значимости. Я о другом. Когда вышел «Темный рыцарь» практически все зрители отметили, что в какой-то степени Хит Леджер украл фильм у Кристиана Бэйла. Его Джокер был настолько интересен, харизматичен и крут, что затмил Бэтмена и забрал все зрительское внимание себе. Каждый зритель ждал, когда действие вновь переключится именно на Джокера, его арка была основной, все остальное происходило вокруг него. Даже появление под конец Двуликого произошло благодаря замыслу Джокера.
Так и тут. Весь фильм по сути держится именно на Серебряном Серфере. Все значимые события крутятся именно вокруг него. Но и отсюда же вытекает первый недостаток фильма – отсутствие баланса.
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА
В «Темном рыцаре» Кристофера Нолана баланс был выверен до идеала, но «Вторжение Серебряного Серфера» не тот случай. Режиссер и сценаристы будто бы забыли про самих персонажей Четверки, здесь практически нет экшен-эпизодов с самой Четверкой. Есть один момент с падением знаменитого лондонского колеса обозрения, но этот эпизод показан очень быстро и по качеству в подметки не годится аварии на мосту и падению пожарной машины из оригинального фильма. Нам буквально по 5 секунд показывают, как Съюзен создает защитное поле для удержания колеса, Рид «наматывается» на все опоры колеса, а Существо подпирает колесо снизу подобно присяду со штангой. Честно говоря, в этом эпизоде нет ни саспенса, ни зрелища. Не успело начаться и тут же закончилось. Ииииии… это ВСЁ! Больше мы не увидим ни единой экшен-сцены ни с одним из них, кроме финальной сцены с Джонни. Так делать нельзя. Если у вас в истории много персонажей, то каждому нужно какое-то свое камэо. К тому же мы обсуждаем супер-геройский экшен. Я хочу увидеть экшен с Мистером Фантастиском, Существом и Женщиной-невидимкой. Простора для фантазии и качественного экшена – непахонное поле.
С тем же единственным экшен-эпизодом связан еще один недостаток, который я не люблю в супер-геройских экшенах. А именно – перегиб с силой героев. Приведу пример. Я знаю, что большинство фанатов трилогии «Человек-паук» Сэма Рэйми (я сам его фанат) выделают для себя 2ую часть и самый ее знаменитый момент – когда Человек-паук останавливает поезд. Но я не люблю откровенные перегибы с силой героя, поэтому для меня лично «Человек-паук 2» уступает 1ой и 3ей частям. Так же и тут – перегиб с силой Существа. Обращусь вновь к аварии на мосту из 1ой части: там Бен пытался вытянуть обратно на мост пожарную машину, чтобы та не опрокинулась, и под его ногами проминался асфальт, что показывало зрителю как это тяжело, но Бен стал силен, став Существом, и он справляется с этим. А в сиквеле он плечами поддерживает лондонское колесо обозрения (!) – это выглядит наивно и глупо. Это колесо высотой 45 этажей, у него 32 кабинки по 10 тонн каждая, и я боюсь даже представить, сколько весит сама конструкция колеса.
Что дальше со сценарием? Ничего. Весь сценарий достался Серебряному Серферу и немного Доктору Думу. А все, что имеет значение и связано с самой Четверкой, это только новое свойство Джонни меняться с остальными способностями (хотя каким-то неведомым образом в конце он не обменялся способностями, а просто забрал у каждого их способности для боя с Доктором Думом). Все остальные моменты посвящены исключительно свадьбе Рида и Съюзен. Тут у меня вопрос к сценаристам: «Вы серьезно? Вы правда считаете, что зрители ходят на супер-геройские экшены, чтобы посмотреть на свадьбу подобно ванильным свадебным комедиям?». Это же невероятно глупо – забивать хронометраж фильма таким вниманием к этой свадьбе. И разговоры о свадьбе тут есть, и подготовка к свадьбе, и сорванная свадьба, и обсуждение сорванной свадьбы… Это точно не «Война невест»? В этом кроется плохой баланс фильма, о котором я также упоминал в начале. Что-то в сценарии прописано очень хорошо (как персонаж Серфера), а на что-то просто махнули рукой (как на саму Четверку). Неужели авторам фильма было нечего показать зрителям, кроме заурядной свадьбы? Неужели маэстро Стэн Ли не написал для Фантастической Четверки других сюжетов? Сомниваюсь… скорее, лень сценаристов. Или желание студии выпустить фильм как можно скорее. Только стоило ли с этим спешить, если его премьера все равно затерялась в более громких франшизах? Ответ очевиден.
Ладно, черт с ней, с этой свадьбой, это не главный недостаток фильма. Злейший враг «Вторжения Серебряного Серфера» - это его ничтожный хронометраж. Каждый эпизод, каждый разговор, каждая экшен-сцена здесь длятся буквально по несколько секунд. Зачем было предавать фильму такой темп – непонятно. По моему глубокому убеждению, здесь потенциал на добротную дилогию по 2,5 – 3 часа. Как это было в пиратской франшизе с «Сундуком мертвеца» и «На краю света» или в «Мстителях: войне бесконечности» и «Мстителях: Финал». Судите сами: у нас есть четверо главных героев, которые хорошо сыграны актерами. Эти герои симпатичны зрителям (особенно Джессика Альба – не могу без этой шутки). Хочется увидеть с ними больше впечатляющего экшена, ведь и бюджет у фильма не копеечный. Хочется, что бы каждый из них лучше раскрылся именно как супер-герой и спаситель, но этого нет. Далее у нас есть 2 антагониста в лице Серебряного Серфера и Галактуса, которые по факту не заодно, у них разные мотивы, что можно интересно и глубоко обыграть. А под конец фильма Виктор вновь облачается в костюм Доктора Дума, ведь он же не собирался на самом деле помогать Четверке. И за всем этим близится конец света с прибытием Галактуса. Потенциал огромен. Но вместо этого зритель получает скоротечные эпизоды общей продолжительность 90 минут! Это главный недостаток фильма. Не успеваешь залипнуть перед экраном, а кино тут же кончается. Абсолютно все сюжетные арки заканчиваются за последние 15 минут фильма. Невероятно быстро, это видно даже в монтаже. Например, герои вылетают на своем летательном аппарате в Иркутске, через минуту авиа-экшен уже над Великой Китайской стеной, а еще через 10 секунд они падают посреди большого города. В Пекине, наверное… и все это в рамках одного эпизода без склейки с другими сценами.
В самом конце монтаж снова портит в целом неплохое кино. Джонни, забрав силы у других участников Четверки, побеждает Доктора Дума. Смотрится неплохо, но снова очень быстро. В результате нам даже не показывают, что стало с побежденным Думом. Тем временем к Земле приближается Галакус, который показан довольно бездарно. Видно, что авторы и художники просто не знали как его показать, ведь он превосходит размерами некоторые планеты. Землю так и вовсе в несколько раз. Было принято довольно ленивое решение – показать его в виде космической туманности, и уже традиционно для фильма на протяжении секунд 10, не больше. Из хорошего в конце – это нотки драматизма, успеваешь даже заволноваться. Из-за скоротечного монтажа финальный экшен не назвать эпичным, но он вполне героический и самоотверженный, что не может порадовать визуально, но радует эмоционально.
ИТОГИ
В результате плохо назначенной даты премьеры и некоторых недостатков фильма «Вторжение Серебряного Серфера» собрал в прокате неубедительные 290 млн. долларов при производственном бюджете в 130 млн. Это не назвать серьезным провалом, т.к. сборы все-таки превысили бюджет более, чем в 2 раза. Однако, наблюдался спад по сравнению с оригинальным фильмом, который собрал 330 млн. долларов при бюджете в 100 млн. Обычно сиквелы высокобюджетных блокбастеров превышают выручку оригинальных фильмов, но не в этом случае, и студия Fox не дала зеленый свет на продолжение, сконцентрировав свое внимание на другой своей супер-геройской франшизе «Люди Икс». На момент премьеры «Вторжения Серебряного Серфера» уже 4ый по счету фильм о Людях Икс был в производстве. Франшиза о мутантах тоже не была супер-прибыльной, но чаша весов качнулась в ее сторону.
Пора и подытожить. Не смотря на то, что я почти половину статьи ругал фильм, он все-таки не плохой, просто ругать всегда легче, чем хвалить. Даже хороший, если его оценивать в разрезе его супер-геройского жанра без возрастного ограничения. Легкий, инфантильный, но с симпатичными персонажами, хорошей актерской игрой и оболденным Серебряным Серфером. Это не так круто как «Человек-паук» Сэма Рэйми или «Темный рыцарь» Кристофера Нолана (но это пример серьезного кино, не для детей), но в разы лучше «Женщины-кошки» 2004 года, «Возвращения Супермена» 2006 года и целого ряда современных поделок Marvel и DC. Устарел ли фильм? Нет, его проблемы связаны не с возрастом. Фильм смотрится точно так же, как и в 2007ом. От меня 8 баллов из 10, НО (!) с оглядкой на жанр и возростной рейтинг. Но ведь необязательно было оставаться в рамках возростных ограничений. Можно было сделать гораздо эпичнее и серьезнее. Но имеем, что имеем. А студия Fox имеет 290 млн. долларов вместо потенциального миллиарда.
Если вы дочитали до конца все эти буквы и слова, то вы найдете для себя и другие обзоры на моем канале, подписывайтесь и ставьте лайк. Смотрите любое кино, которое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Не прощаюсь…