Найти в Дзене

Щелкает, но не крутит: почему бендикс стартера отказывается дружить с маховиком

Вы слышите этот щелчок под капотом, а двигатель молчит? В 9 из 10 случаев виноват не стартер. Рассказываем, кто главный предатель в этой паре. Знакомая картина? Поворачиваете ключ зажигания, из-под капота раздается энергичный щелчок, даже слышно, как стартер усердно пытается крутиться, но двигатель молчит. Всё дело в том, что бендикс — эта маленькая, но хитрая деталь — не смог зацепить маховик. Знакомо? Тогда давайте разбираться, почему так происходит и кто в этой ситуации виноват. Представьте себе танец. Маховик — это мощный, тяжелый партнер, который раскачивает коленвал двигателя. Бендикс — это юркий и быстрый партнер, который должен в нужный момент подскочить, схватить его и раскрутить. Если их встреча не состоится, танца не будет. Бендикс — это не просто шестеренка. Это обгонная муфта, которая выдвигается по винтовой шестерне при включении стартера, чтобы войти в зацепление с маховиком, и должна так же четко отскочить назад, когда двигатель запустится. 1. Венец маховика: главный
Оглавление

Вы слышите этот щелчок под капотом, а двигатель молчит? В 9 из 10 случаев виноват не стартер. Рассказываем, кто главный предатель в этой паре.

Знакомая картина? Поворачиваете ключ зажигания, из-под капота раздается энергичный щелчок, даже слышно, как стартер усердно пытается крутиться, но двигатель молчит. Всё дело в том, что бендикс — эта маленькая, но хитрая деталь — не смог зацепить маховик. Знакомо? Тогда давайте разбираться, почему так происходит и кто в этой ситуации виноват.

Фото взято из этого источника: https://clck.ru/3PBQFT
Фото взято из этого источника: https://clck.ru/3PBQFT

Кто эти неразлучники: Бендикс и Маховик

Представьте себе танец. Маховик — это мощный, тяжелый партнер, который раскачивает коленвал двигателя. Бендикс — это юркий и быстрый партнер, который должен в нужный момент подскочить, схватить его и раскрутить. Если их встреча не состоится, танца не будет.

Бендикс — это не просто шестеренка. Это обгонная муфта, которая выдвигается по винтовой шестерне при включении стартера, чтобы войти в зацепление с маховиком, и должна так же четко отскочить назад, когда двигатель запустится.

Почему танец не состоялся: ТОП-5 причин отказа

1. Венец маховика: главный отказник
Часто виноват вовсе не стартер. Зубья на маховике — вот настоящая проблема.

  • Стертые или сломанные зубья. Со временем они изнашиваются, особенно если любите дергать стартер на уже работающем двигателе (это смерть для бендикса и маховика!). Бендикс просто не за что зацепиться. Он натыкается на «лысину» и проскальзывает.
  • Признак: Характерный сухой хруст или скрежет при попытке запуска. Иногда стартер схватывает только с определенного положения, когда находит целый участок зубьев.

2. Уставший бендикс
Со временем его механизм изнашивается.

  • Заклинивание. Грязь, старая загустевшая смазка, ржавчина мешают шестеренке свободно выдвигаться по винтовой передаче. Он просто залипает и не доезжает до маховика.
  • Износ зубьев. Сама шестеренка бендикса может сточиться или стать «пухлой», потеряв форму. Ей не хватает длины, чтобы достать до маховика.
  • Слипание обгонной муфты. Внутренние ролики и пружины муфты изнашиваются, и она перестает блокироваться. Бендикс выдвигается, упирается в маховик, но проскальзывает и не передает усилие. Слышен характерный высокооборотный вой стартера без попытки схватить.

3. Проблемы с втягивающим реле
Это реле выполняет две функции: подает ток на мотор стартера и с помощью мощного штока выталкивает бендикс к маховику.

  • Слабый шток. Если реле неисправно, его шток может не иметь достаточной силы или хода, чтобы толкнуть бендикс на полную дистанцию. Он «не достает». Шестеренка лишь частично выходит, но до зацепления не доходит.
  • Признак: Энергичные щелчки реле, бендикс выходит, но не до конца. Или реле срабатывает, но бендикс даже не шевелится.

4. Проблемы с питанием: голодный стартер
Тут виновата не механика, а электрика.

  • Севший аккумулятор. Его заряда хватает только на то, чтобы щелкнуть реле, но не на то, чтобы мощно провернуть мотор стартера. Бендикс выдвигается, упирается в маховик, но не может его провернуть и останавливается.
  • Плохие контакты. Окисленные клеммы на АКБ, масса на кузове или на самом стартере. Ток не доходит в полном объеме, сила стартера падает.

5. Виновник — вилка
Между втягивающим реле и бендиксом есть пластиковая или металлическая «вилка» (рычаг). Она передает движение от штока реле непосредственно на бендикс.

  • Трещина или износ. Если вилка ломается или сильно изнашивается в месте контакта, ее хода становится недостаточно, чтобы полноценно вытолкнуть бендикс. Он не долетает до маховика.

А какая из этих причин была у вас? Пишите в комментариях, это поможет другим читателям!

Что делать? Алгоритм для самостоятельной диагностики

  1. Слушаем. Поверните ключ и прислушайтесь. Один четкий щелчок и тишина? Скорее всего, реле или бендикс не может выдвинуться. Щелчок и вой мотора? Бендикс выдвигается, но проскальзывает.
  2. Смотрим на приборы. Тухнут ли фары при попытке запуска? Верный признак проблем с АКБ или питанием.
  3. Проверяем АКБ. Замерьте напряжение. Если есть помощник, попросите его повернуть ключ, пока вы смотрите, не просаживается ли напряжение катастрофически (ниже 9.5 В).
  4. Стучим. (Способ «дедовский», но иногда работает. Если есть доступ к стартеру, можно аккуратно постучать по его корпусу (особенно по области бендикса) молотком через деревянный брусок. Это может помочь отклеиться залипшему бендиксу. Внимание! Не переусердствуйте!

Если простые методы не помогли — стартер нужно снимать для детальной диагностики. Ищите сколы на зубьях, люфты, проверяйте работу бендикса и реле вручную.

Чаще всего в этом танце виноваты два партнера: маховик, который «оголился», или бендикс, который устал. Реже — их посредник, втягивающее реле. Диагностика не всегда сложна, главное — понять логику их работы.

А у вас было такое? Стартер щелкал, но отказывался крутить? Поделитесь в комментариях, какая в итоге оказалась причина! Ваш опыт бесценен для других автолюбителей.

Подписывайтесь на канал Мистер золотой мужик MrGold_man! Впереди много полезных инструкций по диагностике и ремонту вашего автомобиля без лишних затрат. Ставьте лайк, если статья была полезной!