Найти в Дзене

Все это очень странно — и в этом смысл

Неприемлемый объект Дюшана, съеденный банан Каттелана и синий цвет Ив кляйна — поговорим о том, что скрывает современное искусство. Работа «Фонтан» Марселя Дюшана — один из самых радикальных шагов в истории современного искусства. Дюшан ввел понятие редимейд в искусство, когда любой повседневный объект может стать произведением искусства, если изменить его контекст и поместить в выставочное пространство. Один из первых рэдимейдов художника стал писсуар, который не смог принять участие в выставке. Его работу отклонили как «неприемлемый объект» и этот случай стал отправной точкой для огромного культурного спора. Главная идея «Фонтана»: искусство — это не просто то, что сделано руками, а то, что выставлено как искусство и переосмыслено художником. В 2004 году «Фонтан» занял первое место в опросе BBC среди крупнейших художников и кураторов мира как самое значимое произведение искусства XX века. IKB — это глубокий ультрамарин, созданный Ивом Кляйном совместно с парижским поставщиком Эдуард
Оглавление

Неприемлемый объект Дюшана, съеденный банан Каттелана и синий цвет Ив кляйна — поговорим о том, что скрывает современное искусство.

1. «Фонтан», Марсель Дюшан, 1917

Марсель Дюшан и «Фонтан»
Марсель Дюшан и «Фонтан»

Работа «Фонтан» Марселя Дюшана — один из самых радикальных шагов в истории современного искусства. Дюшан ввел понятие редимейд в искусство, когда любой повседневный объект может стать произведением искусства, если изменить его контекст и поместить в выставочное пространство.

Один из первых рэдимейдов художника стал писсуар, который не смог принять участие в выставке. Его работу отклонили как «неприемлемый объект» и этот случай стал отправной точкой для огромного культурного спора.

«Фонтан» 1917
«Фонтан» 1917

Главная идея «Фонтана»: искусство — это не просто то, что сделано руками, а то, что выставлено как искусство и переосмыслено художником.

В 2004 году «Фонтан» занял первое место в опросе BBC среди крупнейших художников и кураторов мира как самое значимое произведение искусства XX века.

2. «IKB 3», Ив Кляйн, 1960

Ив Кляйн
Ив Кляйн

IKB — это глубокий ультрамарин, созданный Ивом Кляйном совместно с парижским поставщиком Эдуардом Адамом. Уникальность этого цвета заключается не только в пигменте, но и в матовом синтетическом связующем, которое позволяет сохранить его насыщенность и текстуру.

В 1957 году Кляйн представил серию монохромных картин — IKB, которые создавались с целью создать эффект «плавания» цвета вне стены. Он считал, что синий цвет — это нечто духовное и бесконечное:

Blue has no dimensions, it is beyond dimensions.
«IKB 3», Ив Кляйн, 1960
«IKB 3», Ив Кляйн, 1960

В 1960 году Кляйн запатентовал этот цвет, стремясь связать его с образом художника и концепцией своего творчества. Его монохромные работы и перформансы, такие как Anthropometries (перформансы с «голыми кистями»), стали символами концептуализма и духовного поиска.

3. «Комик», Маурицио Каттелан, 2019

«Комик», Маурицио Каттелан, 2019
«Комик», Маурицио Каттелан, 2019

Работа «Комик» Маурицио Каттелана — одна из самых обсуждаемых, критичных и, в то же время, гениальных провокаций в современном искусстве за последние десятилетия.

Каттелан известен своими абсурдными, ироничными и критичными произведениями. В них он высмеивает арт-рынок, критикует идею ценности в искусстве и играет с абсурдностью и вниманием СМИ. «Комик» — это одно из таких произведений.

-7

«Комик — это кто-то, кто смеется над вещами, которые не смешные. Искусство должно быть таким же», — говорил сам художник. Это банан, приклеенный к стене серой изолентой, представлен на ярмарке Art Basel Miami в декабре 2019 года.

Каттелан продал три экземпляра этой работы (в виде сертификата подлинности и инструкции по установке) за 120 000 долларов. Банан можно заменять, потому что он портится — это часть концепции. Таким образом, оригинальность заключается не в предмете, а в жесте. То есть покупатель не приобрел банан, а идею, документ и право на воссоздание инсталляции.

Что, если кто-то съел банан?

Художник Дэвид Датун и его перфоманс "Hungry Artist"
Художник Дэвид Датун и его перфоманс "Hungry Artist"

Художник и перформер Дэвид Датуна на выставке съел банан из инсталляции, заявив:

«Я только что съел банан. Это перформанс под названием “Hungry Artist”».

В 2024 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке инсталляцию приобрел китайский предприниматель Джастин Сан за $6,2 миллиона. После покупки банан был съеден им на пресс-конференции в Гонконге, где он отметил, что «настоящее искусство — это концепция».

Чтобы лучше понять современное российское искусство, приглашаем вас на экскурсию «Как понять современное искусство» от ЦСИ Винзавод. Экскурсии проходят каждую пятницу, субботу и воскресенье и это отличная возможность погрузиться в мир актуального искусства и научиться разбираться в самых разных его формах и проявлениях.