Найти в Дзене
Отзывчивый критик

Братья Карамазовы (2020)

Кажется, я не устану повторять, что произведения Ф.М. Достоевского замечательны тем, что по ним получаются невероятные фильмы и спектакли. Когда-то я была уверена, что фильм И. Пырьева «Братья Карамазовы» — это единственная постановка, имеющая право на существование. Но после были и прекрасные спектакли в театре им. Маяковского и театре «Студия.Project», и сериал 2009-го г. Поэтому, отправляясь в МДТ, я была уверена, что увижу ещё одну интересную интерпретацию одного из любимых романов. Так и вышло. Постановка театра Европы минималистична по декорациям и персонажам, но невероятно концентрирована по боли и надрыву каждого героя. Горе не даёт им спокойно существовать, о нём кричат и плачут. И немудрено: здесь и самоубийство матери, и незаконнорождённость, и невзаимная любовь, и насилие, — даже без подробностей становится тяжко. Если вернуться к роману, то моим любимым героем и идеалом был Алёша. В фильме И. Пырьева нравился Митя (М. Ульянов), а в сериале — Иван (А. Белый). В постанов

Кажется, я не устану повторять, что произведения Ф.М. Достоевского замечательны тем, что по ним получаются невероятные фильмы и спектакли.

Когда-то я была уверена, что фильм И. Пырьева «Братья Карамазовы» — это единственная постановка, имеющая право на существование. Но после были и прекрасные спектакли в театре им. Маяковского и театре «Студия.Project», и сериал 2009-го г. Поэтому, отправляясь в МДТ, я была уверена, что увижу ещё одну интересную интерпретацию одного из любимых романов. Так и вышло.

Постановка театра Европы минималистична по декорациям и персонажам, но невероятно концентрирована по боли и надрыву каждого героя. Горе не даёт им спокойно существовать, о нём кричат и плачут. И немудрено: здесь и самоубийство матери, и незаконнорождённость, и невзаимная любовь, и насилие, — даже без подробностей становится тяжко.

Если вернуться к роману, то моим любимым героем и идеалом был Алёша. В фильме И. Пырьева нравился Митя (М. Ульянов), а в сериале — Иван (А. Белый). В постановке же МДТ самым разумным и симпатичным вышел Павел, и всё это — благодаря потрясающей игре О. Рязанцева. Неказистый снаружи, он спокоен, рассудителен и немногословен. При этом, каждая его фраза пронизана тонким смыслом, а порой и сарказмом. И в результате, не он, эпилептик, а именно другие герои кажутся нездоровыми по сравнению с ним.

Спектакль МДТ пронизан эстетикой и чувственностью. Взгляды, прикосновения, молчания получаются особенно яркими и громкими на черном фоне. И в результате традиционное пожелание «содержательного вечера» сбывается на 146%.