Найти в Дзене

Тормоза: как вовремя распознать проблему и не рисковать на дороге

Мотор, коробка передач, мультимедиа — все это впечатляет, но есть система, которая реально спасает жизни, и имя ей — тормоза. Казалось бы, что может быть проще: нажал на педаль — остановился. Но за этой видимой простотой кроется целая система механизмов и жидкостей, которая должна работать идеально. Иначе — риск на дороге, который никому не нужен. Сегодня расскажем, как устроена тормозная система, какие элементы в ней изнашиваются, как понять, что пора в сервис, и что будет, если продолжать ездить «на авось». Это те самые элементы, которые при нажатии на педаль соприкасаются с тормозным диском, создавая силу трения, которая и замедляет автомобиль. Колодки — расходник, и это нормально. Важно вовремя их менять, чтобы они не стерлись до металла. Иначе можно не только повредить тормозной диск, но и серьезно увеличить тормозной путь. В среднем ресурс колодок — от 20 000 до 50 000 км, в зависимости от стиля езды и веса машины. Многие водители ошибочно считают, что достаточно заменить колодки
Оглавление

Мотор, коробка передач, мультимедиа — все это впечатляет, но есть система, которая реально спасает жизни, и имя ей — тормоза. Казалось бы, что может быть проще: нажал на педаль — остановился. Но за этой видимой простотой кроется целая система механизмов и жидкостей, которая должна работать идеально. Иначе — риск на дороге, который никому не нужен.

Сегодня расскажем, как устроена тормозная система, какие элементы в ней изнашиваются, как понять, что пора в сервис, и что будет, если продолжать ездить «на авось».

Начнем с главного: тормозные колодки

Это те самые элементы, которые при нажатии на педаль соприкасаются с тормозным диском, создавая силу трения, которая и замедляет автомобиль. Колодки — расходник, и это нормально. Важно вовремя их менять, чтобы они не стерлись до металла. Иначе можно не только повредить тормозной диск, но и серьезно увеличить тормозной путь.

Как понять, что пора менять колодки:

  • Тормоза стали «ватными» — нажатие на педаль стало менее отзывчивым.
  • Появились скрипы, писк или визг при торможении.
  • Видимые следы износа (если есть доступ посмотреть визуально).
  • Загорелся индикатор износа (у некоторых автомобилей).

В среднем ресурс колодок — от 20 000 до 50 000 км, в зависимости от стиля езды и веса машины.

-2

Тормозные диски: не вечные, но важные

Многие водители ошибочно считают, что достаточно заменить колодки, а диски «пусть дальше крутятся». Это не так. Диск, как и колодка, со временем изнашивается. От частых торможений он перегревается, покрывается бороздками, теряет толщину.

Признаки износа дисков:

  • Вибрация при торможении.
  • Биение в руль.
  • Характерный «гул» или металлический звук при торможении.
  • Видимые трещины или ржавчина.

Иногда диски можно проточить, но если толщина стала меньше допустимой нормы — только замена. Экономить на этом опасно.

-3

А что с барабанной системой тормозов?

Несмотря на то что большинство современных автомобилей оснащаются дисковыми тормозами на всех колесах, барабанные тормоза все еще встречаются — особенно на задней оси у компактных автомобилей или в недорогих комплектациях.

Барабанная система устроена иначе: внутри вращающегося барабана находятся колодки, которые при торможении разжимаются и прижимаются к внутренней поверхности барабана.

-4

Плюсы барабанных тормозов:

  • Надежны и просты в устройстве.
  • Лучше защищены от грязи и влаги.
  • Более долговечны в условиях городской эксплуатации.

Минусы:

  • Менее эффективны при длительных торможениях.
  • Сложнее охлаждаются.
  • Труднее диагностировать износ, так как часто нужно снимать барабан.

Если у вас барабанная тормозная система — не стоит бояться, но важно регулярно проверять состояние и не запускать износа элементов до критического уровня.

Тормозная жидкость: незаметный, но важный элемент

Мало кто задумывается, что тормозная жидкость тоже требует регулярной замены. Со временем она теряет свойства, впитывает влагу из воздуха и хуже справляется с задачей передавать усилие от педали к тормозным механизмам.

Если тормозная жидкость «устала», это может привести к:

  • Увеличению тормозного пути.
  • Утрате давления в системе (в крайних случаях — провал педали).
  • Повреждению цилиндров и трубок из-за коррозии.

Что значит DOT 3, DOT 4 и DOT 5?

Эти обозначения — классификация по стандарту Министерства транспорта США (Department of Transportation, DOT). Они показывают температуру кипения жидкости и ее химическую основу.

  • DOT 3 и DOT 4 — это гликолевые жидкости. Они впитывают влагу (гигроскопичны), поэтому требуют регулярной замены. Основное отличие — в температуре кипения: у DOT 4 она выше, потому ее применяют в современных автомобилях, где нагрузка на тормоза значительно больше.
  • DOT 5 — это уже силиконовая тормозная жидкость. Она не впитывает влагу и дольше сохраняет свойства. Но у нее есть свои особенности: DOT 5 более «упругая», может создавать пузырьки воздуха, а главное — она абсолютно несовместима с DOT 3 и DOT 4, потому что у них разная химическая основа. Если смешать, можно получить повреждение системы и выход из строя тормозов.

Именно поэтому в обычных легковых автомобилях используют DOT 4, реже — DOT 3. DOT 5 применяется в специфичных областях, например, в военной или спортивной технике, где важна работа в экстремальных условиях.

Как часто менять тормозную жидкость?

Обычно — раз в 2 года или каждые 30–40 тысяч километров. Даже если вы ездите мало, замена нужна: жидкость постепенно впитывает влагу и теряет свойства, даже просто находясь в системе.

Частые ошибки владельцев

  • Меняют колодки, но игнорируют диски.
  • Ставят некачественные аналоги, экономя «на безопасности».
  • Забывают про тормозную жидкость.
  • Заливают несовместимые типы (например, DOT 5 вместо DOT 4, думая, что это лучше).
  • Продолжают ездить при явных симптомах: скрип, вибрации, провалы педали.

Что делать, если есть сомнения?

Тормозная система — не то, с чем стоит экспериментировать. Если вы заметили изменения в поведении автомобиля, появился скрип, педаль стала менее информативной — не откладывайте. Лучше один раз приехать в сервис и убедиться, что все в порядке, чем столкнуться с проблемой на дороге.

В Автоцентре на Таганке:

  • Проверят состояние колодок и дисков.
  • Продиагностируют тормозную систему.
  • Подберут оригинальные или качественные аналоговые запчасти.
  • Заменят тормозную жидкость строго по технологии.
  • Объяснят, что именно нужно вашему автомобилю, без навязывания лишних работ и услуг.

Мы заботимся не только о техническом состоянии вашего автомобиля, но и о вашей безопасности.