Сентябрь 1941 года. Ленинград уже в блокаде, на горизонте брезжит легендарная оборона Москвы. Людей и учреждения срочно эвакуируют в другие регионы СССР.
Эвакуация началась, не смотря на отказ некоторых жителей уезжать в глубь страны. Кроме людей, конечно, перевозили и некоторые предприятия. Какое-то количество ленинградцев попало в поселок Красногвардейский Зайковского района, много прибыло на территорию Егоршинского района.
На самом деле, мы очень мало знаем, кого и по каким причинам эвакуировали в Зайковский и Егоршинский районы Свердловской области.
По воспоминания Алевтины Афанасьевны Шуруповой, которая в те годы училась в Красногвардейской школе: «Очень много было эвакуированных из Ленинграда. У нас был активный женсовет и уличные комитеты, они занимались размещением прибывших. Активистками были Фомина Варвара Григорьевна, Куц Анастасия Васильевна, Алферьева Зоя Хрисанфовна, Коробкина Александра Васильевна, Шеломова Екатерина Николаевна, Панчеха Прасковья Емельяновна, они всех эвакуированных принимали в клубе, а потом распределяли по домам, в первую очередь члены женсовета взяли эвакуированных к себе. Обогрели их, утешили. Потом, после войны, многие остались друзьями, переписывались.
Среди эвакуированных учеников и учителей почему-то было много евреев. Была у нас учительница, Зусман Анна Мироновна, она заканчивала Венскую консерваторию, преподавала у нас пение».
По рассказу Людмилы Николаевны Андриановой, в декабре 1942 года в Красногвардейский была эвакуирована типография №1 «Машгиз» Наркомата машиностроения СССР из Ленинграда. Она занималась выпуском технической литературы для различных предприятий и учреждений. Ее разместили в бывшем доме купца Елина, на первом этаже располагался печатный цех, на втором – наборный.
Кроме работников типографии из города на Неве, в ней стали работать молодые девушки из поселка Тамара Прокопьевна Черепанова, Анна Анохина, Серафима Иосифовна Уймина, Маргарита Казанцева, Наталья Катаева, Маргарита Коростелева, Екатерина Черемных, Евгения Александровна Панова, Галина Черепанова, Галина Панова.
Типография проработала в поселке до мая 1944 года, а потом ее перевезли обратно в Ленинград. Вместе с предприятием, на новое место жительства уехали Наталья Катаева и Серафима Уймина.
В соседнюю с Красногвардейским деревню Боярскую были эвакуированы жители Москвы. Виталий Афанасьевич Евдокимов предоставил списки новых жителей Урала, из коих мы узнали интересную информацию.
В Боярскую было эвакуировано 12 семей – 32 человека. Это мы знаем по обнаруженным документам, не исключаем, что были и другие эвакуированные. Самыми младшими были два ребенка, 1941 года рождения – Коперман Ефим Исаакович и Серегин Николай Иванович. Самой старшей оказалась Варвара Ивановна Кузина, аж 1867 года рождения.
Все главы семей были женщины, кроме одной – Полякова Дмитрия Егоровича. Он в Москве был инженером ЦНИИТМАШ (Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения). Его эвакуация была, вероятно, не случайной, ведь он пошел работать инженером на Ирбитский металлопрокатный завод. Хотя в документе написано, что он работал на Красногвардейском ЦНИИТМАШ. Об эвакуации института в Красногвардейский, сведений нет, он продолжал работать над военно-техническими заданиями в Москве. А вот специалиста направить могли, завод переходил на выпуск военной продукции. Не удивимся, что он консультировал и другие предприятия нашего региона.
Его жена, Нина Михайловна, в столице работала в Доме технического обучения, в эвакуации стала преподавать в неполной средней школе, только не ясно, в Боярской или Красногвардейской.
Из того же научного института в Боярскую временно переехала и Бессуднова Мария Федоровна, так же инженер. Серегина Ульяна Ивановна, в столице, заместитель начальника цеха на заводе «Красный кожевенник», на Ирбитском металлопрокатном заводе стала простым рабочим.
Кто не нашел работы по профилю, стали трудится в колхозе им. Анчутина, простыми колхозниками. К примеру, механик инструменталист московского завода «Борец» Вербицкая Полина Иосифовна и санитарка того же завода Баранова Антонида Васильевна.
Кто-то работы, вероятно, сразу не нашел. Мартыненко Нина Владиславовна, бухгалтер завода «Борец», Морозова Анна Георгиевна, инженер завода «Каучук», числились безработными. Хотя, на это, могли быть и другие причины.
Приехавших в 1941-42 годах на Урал было очень много. Рассказов по этой теме будет несколько.
Продолжение следует.
Поддержать автора можно нажав соответствующую кнопку под фотографией. Денежные средства пойдут на написание книги "Хроники Ирбитского завода: от империи до революции".
Использование материалов, только, с разрешения автора!