Найти в Дзене

Антисанкционное регулирование в конкурсном производстве на примере из практики регистратора

Кассационным судом подтверждена обязанность по соблюдению норм антисанкционного законодательства при реализации на торгах имущества (акций) должника, находящегося в процедуре банкротства (судебный спор ООО «Север-строй» VS АО «Реестр»). Конкурсный управляющий должника (67% доли в юридическом лице принадлежит организации, зарегистрированной в республике Кипр) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа регистратора (АО «Реестр») в совершении операций по списанию акций, принадлежащих должнику (100%), на счет покупателя на основании договора купли-продажи, заключенного по итогам реализации имущества должника на торгах в ходе конкурсного производства. Истец указал на неправомерное требование регистратора по получению разрешения правительственной комиссии на совершение сделки согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 Указа № 81 (далее по тексту – Указ), поскольку, по мнению истца, на лицо, находящееся в процедуре банкротства, положения антисанкционного законодательства не распр

Кассационным судом подтверждена обязанность по соблюдению норм антисанкционного законодательства при реализации на торгах имущества (акций) должника, находящегося в процедуре банкротства (судебный спор ООО «Север-строй» VS АО «Реестр»).

Конкурсный управляющий должника (67% доли в юридическом лице принадлежит организации, зарегистрированной в республике Кипр) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа регистратора (АО «Реестр») в совершении операций по списанию акций, принадлежащих должнику (100%), на счет покупателя на основании договора купли-продажи, заключенного по итогам реализации имущества должника на торгах в ходе конкурсного производства.

Истец указал на неправомерное требование регистратора по получению разрешения правительственной комиссии на совершение сделки согласно подпунктам «а» и «б» пункта 1 Указа № 81 (далее по тексту – Указ), поскольку, по мнению истца, на лицо, находящееся в процедуре банкротства, положения антисанкционного законодательства не распространяются.

Между тем, согласно приведённым пунктам Указа, принятого во исполнение требований Федеральных законов от 28.12.2010 г. №390-ФЗ, от 30.12.2006 г. №281-ФЗ, от 04.06.2018 г. №127-ФЗ, установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности. Вышеуказанные сделки (операции) могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее по тексту -
Правительственная комиссия). Указанный запрет распространяется на всех участников гражданского оборота, включая юридических и физических лиц.

Поскольку участником (67% участия в уставном капитале) стороны сделки по купли-продаже ценных бумаг является организация, зарегистрированная в республике Кипр, которая включена в Перечень недружественных России стран и территорий (согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 г. №430-р), при этом разрешение Правительственной комиссии регистратору предоставлено не было, АО «Реестр», руководствуясь требованиями пункта 5.1.8 Положения Банка России от 29.06.2022 г. № 799-П, отказало конкурсному управляющему в проведении операции по переводу ценных бумаг со счёта продавца на счёт покупателя.

Суд первой инстанции (дело № А26-6276/2024) отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что для совершения сделки по продаже акций должника в процедуре банкротства также требуется получение разрешения Правительственной комиссии и Закон о банкротстве не освобождает должника от выполнения требований законодательства, устанавливающего специальные экономические меры при совершении сделок (операций) с ценными бумагами, осуществляемые с лицами, находящимися под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия.

Апелляционный суд отменил решение суда и исковые требования удовлетворил, фактически констатировав возможность обхода требований антисанкционного законодательства лицами, находящимися в банкротстве.

Примечательно, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание тот факт, что антисанкционное регулирование в Российской Федерации ужесточается, нивелируя вызовы государств, осуществляющих недружественные действия в отношении России.

Так, Банк России в Письме от 05.12.2024/ № 34-3-1-1/4394 указал порядок определения статуса «резидента» в отношении владельцев ценных бумаг – физических лиц и разъяснил, что не является достаточным основанием для того, чтобы не идентифицировать лицо в качестве лица иностранного государства, совершающего недружественные действия, наличие у данного лица паспорта гражданина СССР с указанием гражданства РФ или паспорта гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ.

В свою очередь, согласно Выписке из Протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 15.10.2024 г. № 268/1 обновлены условия выдачи Разрешений, которые являются более строгими по сравнению с ранее установленными, в частности предусмотрено получение согласия Президента РФ на осуществление сделки с активами, рыночная стоимость которых превышает 50 млрд рублей.

Таким образом, требования государства к проведению контроля по сделкам с ценными бумагами ужесточаются вплоть до личного участия Президента РФ в вопросах согласования некоторых из таких сделок.

Кроме того, Банк России в Официальном разъяснении от 12.02.2025 г. № 1-ОР разъяснил применение пункта 5 (1) Указа № 95 о том, что в соответствии с пунктом 5 (1) Указа № 95 на средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа «С», не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, наложен арест, в отношении их не может быть заявлено требование о взыскании обязательных платежей, не могут быть приняты иные обеспечительные меры, если судебные акты и акты иных органов вынесены после 03.01.2024 года. Подробный анализ судебных актов суда апелляционной инстанции позволяет сделать вывод от том, что основная ошибка суда апелляционной инстанции заключалась в неверном определении статуса лица, контролирующего стороны спорных сделок: по мнению суда апелляционной инстанции, процедура конкурсного производства исключает нахождение должника под контролем его участников, что входит в противовес с квалификацией контроля для целей антисанкционного регулирования:

В Официальном разъяснении от 02.06.2023 г. № 3-ОР Банк России указал порядок определения лиц, находящихся под контролем лиц из недружественных государств, в соответствии с пунктом 1 которого в целях применения Указа лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в частях 1 - 2.1 статьи 5 Федерального закона от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ. Согласно части 1 статьи 5 указанного закона основным признаком при определении факта нахождения под контролем является факт владения ценными бумагами.

При этом судом апелляционной инстанции не принято во внимание и то, что в Указе речь идёт не только о прямом, но и о косвенном контроле, о котором с точки зрения законодательства о банкротстве свидетельствует сам факт обладания участником должника процессуальными правами в рамках дела о банкротстве.

Тем не менее, суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобы АО «Реестр», отменил судебные акты апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, тем самым подтвердив обязательное выполнение требований Указа всеми участниками правоотношений при заключении и исполнении сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые с лицами, находящимися под контролем лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия, независимо от нахождения стороны сделки в процедуре банкротства.

Результат судебного разбирательства по данному судебному спору подтверждает правильность применения профессиональным участником рынка ценных бумаг АО «Реестр» норм антисанкционного законодательства, а также необходимость обращения к регистратору АО «Реестр» для проведения им предварительной экспертизы планируемых сделок на соблюдение контрсанкционного законодательства. Проведение регистратором АО «Реестр» предварительной проверки планируемой сделки или предстоящего корпоративного действия позволит избежать рисков нарушения законодательства Российской Федерации, а также признания сделки ничтожной.

Автор: Шаповалов Олег Владимирович Директор юридического департамента АО «Реестр»

Другие статьи читайте на сайте АО «Реестр-Консалтинг»