Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
В 2015 году Ридли Скотт триумфально взошёл на киноолимп с "Марсианином" — впечатляющим, масштабным и увлекательным научно-фантастическим фильмом со звёздным актёрским составом. После череды разочарований, вызванных его предыдущими проектами ("Исход: Цари и боги", "Советник", "Прометей"), картина с Мэттом Деймоном в главной роли стала его наиболее сильной и целостной работой со времён "Гладиатора".
Голливуд достиг небывалых высот в создании космических пейзажей, мастерски перенося зрителей в отдалённые миры и галактики. Однако, вне зависимости от визуального великолепия и технологических инноваций, в основе хорошего кино всегда лежат захватывающий сюжет и правдоподобные герои.
В 2014 году "Интерстеллар" Кристофера Нолана поразил зрителей по всему миру своим размахом и помпезностью. Очарованные музыкой Ханса Циммера и визуальным стилем Хойте ван Хойтема, многие забыли о его посредственном содержании.
"Марсианин", напротив, служит отличным противоядием от напыщенности и сумбурности космических эпопей. В то время как кто-то может восхищаться героизмом Макконахи, Деймон доказывает, что останется в памяти зрителей надолго.
Далее мы рассмотрим десять причин, по которым фильм Ридли Скотта "Марсианин" превосходит работу Кристофера Нолана.
Космос — главный злодей
Во второй половине "Интерстеллара" главный герой Купер, в исполнении Мэттью Макконахи, вместе со своими товарищами прибывает на ледяную планету Манн. Там они обнаруживают криокамеру, внутри которой находится персонаж, сыгранный Мэттом Деймоном.
Доктор Манн, ранее считавшийся умершим, быстро устанавливает контакт с командой и предупреждает их об опасностях сурового мира.
Однако спустя некоторое время выясняется, что все рассказы Манна — ложь. Его единственное стремление — выбраться из одиночества и вернуться на Землю, и он готов пойти на всё, даже на убийство. В итоге между ним и Купером завязывается потасовка на фоне ледяного пейзажа, что выглядит довольно нелепо. Эта сцена кажется случайной и неоправданной; её можно было бы сделать более напряжённой и драматичной с помощью диалогов вместо неуклюжей драки в условиях низкой гравитации.
В фильме "Марсианин" создатели понимают, что сама ситуация, в которой оказался астронавт Марк Уотни (которого также играет Деймон) на Марсе, уже достаточно зловеща.
Человек, заброшенный на далёкую планету, находящуюся в 140 миллионах миль от цивилизации, с ограниченными запасами, без доступа к еде и воде и под постоянной угрозой жизни, — вот кто настоящий герой.
В фильме нет бесконечной экспозиции
Значительная часть сценария научно-фантастической одиссеи 2014 года, созданного Джонатаном и Кристофером Ноланами, представляет собой нагромождение бессмысленной болтовни.
В картине присутствуют эпизоды, длящиеся более десяти минут, в которых персонажи не обмениваются ни одной вразумительной или значимой фразой. Несомненно, научная база, на которой держится фильм, впечатляет своим уровнем детализации, хотя некоторые учёные из НАСА и академических кругов указывают на недостоверность многих представленных "фактов". Однако в погоне за эффектными фразами сценаристы пренебрегают развитием эмоциональной составляющей.
Парадоксально, но наиболее сильные и подлинные моменты в "Интерстелларе" происходят на Земле, до начала исследования червоточины. Именно отношения между Купером и маленькой Мёрф (в исполнении Маккензи Фой) кажутся наиболее правдивым и проработанным элементом всего произведения.
В то же время фильм Ридли Скотта "Марсианин" демонстрирует как сильные, так и слабые стороны. "Марсианин" осознаёт необходимость глубокой проработки персонажей и успешно справляется с этой задачей, умело сочетая научные факты и кинематографические условности, что создаёт у зрителя чувство вовлечённости.
Одновременное создание масштабного и захватывающего блокбастера, а также технически и интеллектуально сложного проекта – редкое достижение.
Визуальные эффекты не портят общего впечатления
Невозможно отрицать новаторский подход Нолана к визуальным решениям и декорациям. Некоторые ключевые эпизоды в его научно-фантастическом произведении "Интерстеллар" просто поражают воображение.
В частности, момент, когда космический корабль впервые преодолевает червоточину в окрестностях Сатурна, наполняя экран завораживающей и таинственной красотой. Благодаря формату IMAX, трудно представить, чтобы кто-то остался равнодушным.
Однако, наряду с впечатляющими моментами, в "Интерстелларе" встречаются визуальные эффекты, которые сводят на нет ощущение драматизма и опасности. Самым ярким примером служит водная планета Миллер. В кульминационный момент, когда напряжение достигает пика, а приливные волны становятся всё сильнее, доктор Амелия Брэнд разыскивает информацию и оказывается под завалом. В этот момент робот КЕЙС неожиданно превращается в подобие гигантской шоколадки Kit-Kat и бросается ей на помощь с невероятной скоростью. Подхватив её на руки, КЕЙС устремляется обратно к "Рейнджеру 1", напоминая карикатурного персонажа, злоупотребившего стероидами.
Подобное комичное добавление разрушает всю напряженную атмосферу. Вместо того, чтобы ощутить то, что задумано создателями фильма, зрители смеялись над нелепостью происходящего.
Тем не менее, в "Марсианине" безупречные визуальные эффекты ни разу не испортили впечатления от просмотра и не повлияли на эмоциональное восприятие благодаря искусной режиссуре. Фильм Скотта неизменно вызывает искренний восторг и производит впечатление отлаженного механизма.
Музыкальное сопровождение
Одним из самых неожиданных достоинств "Марсианина" стал его музыкальный ряд. Внутрикадровое музыкальное сопровождение представляет собой череду нарочито неоригинальных поп-песен 80-х, создающих комический эффект, который особенно выделяет капитана Мелиссу Льюис, сыгранную Джессикой Честейн.
Фильм наполнен такими хитами, как "Hot Stuff" Донны Саммер, заглавной темой из сериала "Счастливые дни", а также, возможно, самым выразительным применением известной песни Дэвида Боуи "Starman" в кинематографе. Ностальгические мотивы дополняются насыщенной и глубокой музыкой Гарри Грегсона-Уильямса, которая утончённо, но в то же время ярко отражает происходящие события, добавляя эмоциональной глубины. Как и в лучших музыкальных работах, она создает контраст и баланс с визуальной составляющей, формируя гармоничное симфоническое единство.
Этого нельзя сказать об "Интерстелларе". Ханс Циммер, обычно мастер своего дела и давний партнёр Нолана, на этот раз допустил заметную ошибку, создав настолько избыточное музыкальное сопровождение, что оно часто притупляет восприятие, действуя как белый шум, и постоянно ощущается как назойливое.
Ситуация усугубляется тем, что Нолан одобрил идею заглушать некоторые диалоги музыкой, полагая, что звуки космоса не способствуют непринуждённой беседе. Хотя это может быть правдой с художественной и фактической точек зрения, основная цель кино — развлекать.
Если зрители и без того испытывают сложности с пониманием сложной терминологии, им также приходится напрягать слух, поскольку Циммер часто перебивает их своим монотонным, неземным звучанием.
Второстепенные персонажи
Как только космическое путешествие поглощает героев нолановской киноленты, пропадает эмоциональное единство Купера и его дочери Мёрф. За бортом внимания остаются талантливые актёры, такие как Джон Литгоу, Майкл Кейн, Кейси Аффлек, Тофер Грейс, и недостаточно раскрытая повзрослевшая Мёрф в исполнении Джессики Честейн.
Кажется, неудачным решением было отправить Аффлека на Землю, а Уэса Бентли – в космос. Учитывая старение персонажей, рокировка актёров не вызвала бы вопросов. Аффлек, обладающий несомненным талантом, мог бы великолепно сыграть Дойла, а Бентли, чья актёрская игра не всегда впечатляет, мог бы исполнить роль Тома, брата Мёрф.
В отличие от этого, "Марсианин" удачно сбалансирован, сочетая в себе события на Земле и в космосе. Самые яркие фрагменты фильма происходят на Земле, в штаб-квартире НАСА, где работают запоминающиеся персонажи: руководитель НАСА Тедди Сандерс в исполнении Джеффа Дэниелса, обаятельная Минди Парк (Маккензи Дэвис), астрофизик Рич Пёрнелл (Дональд Гловер), Митч Хендерсон (Шон Бин), Энни Монтроуз (Кристен Уиг) и Винсент Капур (Чиветел Эджиофор). Земные сцены не умаляют напряжения, которое испытывает Уотни на Марсе, а даже усиливают его.
В начале "Интерстеллара" зритель надеется на подобный баланс, но как только корабль покидает атмосферу Земли, эта надежда развеивается.
Отличное чувство юмора
В условиях одиночества и на фоне кажущейся безвыходности человек чаще всего реагирует одним из двух способов: либо смехом, либо слезами.
Мы можем иронизировать над абсурдностью сложившейся ситуации или же поддаться отчаянию, оплакивая свою судьбу. В любом случае, это проявление нашей способности мыслить, нашей жажды свободы и нашей склонности видеть стакан либо наполовину полным, либо наполовину пустым.
Кинокартина "Марсианин", несмотря на непростую тему, умело балансирует на грани, щедро разбавляя повествование остроумными шутками. Это один из самых комедийных фильмов 2015 года, вызывающий искренний смех во многих эпизодах, и дело не только в звучащих диско-хитах.
Главный герой, Марк Уотни, демонстрирует не склонность к самобичеванию, а острый ум и находчивость. Его интеллектуальные способности лишь усиливают его чувство юмора. Даже отправляя сообщения в НАСА, надеясь на спасение, он не упускает возможности отпустить колкую шутку, доказывая, что марсианское одиночество не сломило его дух. Мы видим перед собой цельную, развитую личность, для которой пребывание на краю галактики – всего лишь досадная формальность.
А теперь задайте себе вопрос: удалось ли вам хоть раз улыбнуться при просмотре "Интерстеллара"? Да, визуальные эффекты могли поразить воображение, но это было скорее впечатление, чем развлечение в чистом виде.
Фильм "Марсианин" можно пересматривать бесконечно
Вероятно, многие зрители не раз возвращались к космической эпопее Нолана, стремясь постичь её глубинный замысел и смысл, а не просто ради развлечения. "Интерстеллар" – кино, требующее значительных временных затрат, и многие эпизоды кажутся излишне затянутыми.
Несмотря на то, что киноработа Скотта длится 141 минуту, она отличается лёгкостью и непринужденностью, благодаря чему кажется понятной, пусть и насыщенной информацией. Во многом это обусловлено детальной проработкой: фильм затрагивает сложные научные области, такие как физика, ботаника, математика и химия, требующие разъяснений.
Успех фильма кроется в том, что зритель не просто принимает предлагаемые идеи, но и делает это с удовольствием. Наблюдение за усилиями Уотни по выращиванию пищи на бесплодной планете оказывается одновременно захватывающим и познавательным.
Эти ключевые элементы тематического построения "Марсианина" отличают его от таких фильмов, как "Интерстеллар", и направляют в иное русло.
Астронавты в восторге от космоса
В "Интерстелларе" практически не найти сцен, где члены экипажа "Рейнджер-1", работающие на НАСА, испытывают радость или восторг от их межзвёздной одиссеи. Картина даже жертвует личной жизнью и чувствами молодой героини ради этой экспедиции, оставляя зрителя с неприятным предчувствием ещё до старта.
Несмотря на глобальную миссию команды Нолана – поиск нового дома для человечества, величественные просторы космоса не вызывают у них ощутимого трепета.
Совсем другая атмосфера царит на борту "Арес III". Впечатляющий актёрский состав, включая Честейн, Пенью, Мару, Стэна и Хенни, передаёт широкий спектр эмоций: от изумления до благоговения перед красотой иных миров нашей системы. Ридли Скотт мастерски создаёт эту атмосферу благодаря умелой режиссуре и визуальному стилю.
"Марсианин" дарит зрителям и команде "Арес III" невероятные космические панорамы, возможно, одни из самых ярких и захватывающих за последнее десятилетие.
Фильм буквально купается в неземном великолепии и зачастую визуально превосходит нашумевший "Интерстеллар".
Мэтт Деймон
Бесспорно, последние пятнадцать лет ознаменовались своеобразным "возрождением" карьеры Мэттью Макконахи. Уроженец Техаса, известный своим выразительным акцентом, совершил впечатляющий скачок от ролей в легкомысленных романтических комедиях, вроде "Призраков бывших подружек", к глубоким и сложным образам, таким как в "Далласском клубе покупателей", принёсшем ему премию "Оскар", и в таких проектах, как "Киллер Джо" и "Настоящий детектив".
Игра Макконахи в "Интерстелларе", безусловно, является одним из ярких моментов картины, но Мэтт Деймон, стабильно демонстрирующий высочайший уровень мастерства с середины 90-х, в этой картине превосходит Купера. Деймона можно сравнить с Томом Крузом в плане его статуса "кинозвезды": он обладает обаянием, харизмой и располагающей к себе энергетикой, способной привлечь зрителей в кинотеатры.
В то же время он является выдающимся актёром: его присутствие на экране захватывает, а способность перевоплощаться поражает. Вспомните его роли в фильмах "Информатор", "Мы купили зоопарк" и "За канделябрами".
В "Интерстелларе" его персонаж одновременно привлекателен и вызывает напряжение, оставаясь при этом человечным и многогранным. Деймон с удивительным мастерством сочетает артистизм и образ знаменитости, создавая одного из самых запоминающихся мужских персонажей 2015 года.
Джессика Честейн
С тех пор как Джессика Честейн триумфально дебютировала на экране, эта актриса с огненными волосами утвердилась в статусе одной из самых выдающихся в современном кинематографе.
Она одинаково убедительна как в скромных независимых проектах, так и в блокбастерах с многомиллионным бюджетом.
Излишне усложнённый сценарий братьев Нолан, к сожалению, негативно сказался на игре Честейн в "Интерстелларе". Она по-прежнему хороша, но её персонаж кажется избыточным и малоподвижным, несмотря на его важность для сюжета.
Глубина и многогранность её таланта проявляются в других работах, чего явно не хватило в "Интерстелларе".
"Марсианин", напротив, — динамичный и захватывающий фильм, где каждый персонаж тщательно проработан, и Честейн по праву достаются самые интересные сцены. После страшной бури, оставившей Уотни в беде (что показано в трейлере), мы видим крупный план капитана Льюис, склонившейся над пустым креслом в шаттле. В этом коротком моменте мы видим горечь и боль, ощутимые сильнее, чем во всей её работе в фильме Нолана, в истории, где о ней забыли.
Прекрасный сценарий Дрю Годдарда раскрывает Льюис как сложного и многогранного персонажа: сильного, но в то же время ранимого и сомневающегося в своей способности руководить командой. Честейн блестяще воплощает все эти грани.
Поделитесь своими впечатлениями о фильме "Марсианин" в комментариях.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации. Предлагайте темы для последующих статей в комментариях.