На фоне громкой презентации концепции «Речного фасада Волгограда», прошедшей 5 сентября в ГДЮЦе, волгоградский архитектор Сергей Сена — человек, чьё имя давно стало синонимом бережного отношения к градостроительной памяти, — выступил с неожиданным, но архивным по точности напоминанием: почти сто лет назад у города уже был план, в котором Волга была не фоном, а стержнем.
Как пишет ИА "OBLVESTI", речь идёт о генеральном плане 1931 года, разработанном ленинградским Гипрогором под руководством Виктора Семёнова. Тот самый план, который победил в конкурсе 1928 года, объявленном президиумом Сталинградского горсовета, но был отложен из-за присвоения городу статуса краевого центра, а затем и вовсе отменён войной.
Семёнов предложил не разрастаться стихийно, а выстроить вдоль реки пять линейно связанных «соцгородов» — каждый на 50 тысяч жителей, самодостаточный, со своей специализацией и визуальной доминантой. С севера на юг: «Металлгород» (Тракторозаводский и Краснооктябрьский районы), «Центрогород» (Центральный и Ворошиловский), «Лесной город» (Советский), «Электрохимгород» (Кировский), «Город судостроителей» (Красноармейский).
В каждом из них должна была быть центральная эспланада, выходящая прямо к Волге, — с переправами на противоположный берег, к зонам отдыха. Люди на пароходах должны были узнавать свой район по силуэту. Для этого в центре агломерации проектировались небоскрёбы — Дома Советов, банков, профсоюзов. На западе — совхозы. На востоке — река как главный ориентир.
Частично идеи воплотились: например, ДК завода «Красный Октябрь» построен у самой воды. Но главное — даже цвет фасадов, хоть и не регламентировался, сложился стихийно, но закономерно: красный — в промышленных районах, жёлтый — в центре, коричневый, фиолетовый, синий — в функциональных зонах. Это не фантазия, а факт, зафиксированный в сохранившихся материалах.
«Презентация речного фасада выиграла бы, если бы в ней хотя бы вскользь упоминался этот пласт», — говорит Сена.
Он не против новых концепций. Но против того, чтобы их создавали так, будто история города началась вчера.
«Красивые картинки — это иллюстрация коллективной мечты. Но мечта без памяти легко превращается в декорацию», — добавил он.
По его мнению, смысловая связь 1930-х с 2020-ми ещё проявится. И тогда проект, возможно, придётся скорректировать. Но это нормально — градостроительство всегда развивается через переосмысление. Главное — не разрушать фундамент, заложенный до нас.