Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Соперничество Шагала и Малевича

Марк Шагал и Казимир Малевич – два абсолютно разных художника одного течения. Как таковой «официальной», «прямой» вражды между художниками не было. Но в 1919 году произошло одно событие, которое послужило началом конфликта. Но обо всем по порядку. В своем творчестве Шагал соединил традиции еврейской культуры, фольклора и авангарда. Привычные образы в его исполнении становятся поэтичными. Реальность и фантазия объединяются в его необычных и часто «летающих» композициях. В работах Шагала можно увидеть людей, животных и мотивы родного города художника – Витебска. Малевич был основателем «супрематизма», философия которого заключалась в превосходстве цвета и формы. Большая часть работ художника представляет собой изображение геометрических предметов ярких цветов. Его творчество ознаменовало переход от предметного изображения к абстрактному искусству, изменив представления о живописи XX века. Шагал всегда следовал за своими чувствами, эмоциями и переживаниями, что и отражают его работы. В то
Оглавление
Марк Шагал и Казимир Малевич
Марк Шагал и Казимир Малевич

Марк Шагал и Казимир Малевич – два абсолютно разных художника одного течения. Как таковой «официальной», «прямой» вражды между художниками не было. Но в 1919 году произошло одно событие, которое послужило началом конфликта. Но обо всем по порядку.

Особенности творчества художников

В своем творчестве Шагал соединил традиции еврейской культуры, фольклора и авангарда. Привычные образы в его исполнении становятся поэтичными. Реальность и фантазия объединяются в его необычных и часто «летающих» композициях. В работах Шагала можно увидеть людей, животных и мотивы родного города художника – Витебска.

«Над городом» Марк Шагал, 1918 г.
«Над городом» Марк Шагал, 1918 г.

Малевич был основателем «супрематизма», философия которого заключалась в превосходстве цвета и формы. Большая часть работ художника представляет собой изображение геометрических предметов ярких цветов. Его творчество ознаменовало переход от предметного изображения к абстрактному искусству, изменив представления о живописи XX века.

«Динамиический супремати́зм № 57» Казимир Малевич, 1916 г.
«Динамиический супремати́зм № 57» Казимир Малевич, 1916 г.

Шагал всегда следовал за своими чувствами, эмоциями и переживаниями, что и отражают его работы. В то время как видение Малевича было более рациональным.

Здесь стоит упомянуть об отношении художников к революции 1917 года.

Политические взгляды

Большевистский переворот Шагал воспринял с энтузиазмом. В первые годы советской власти еврейское население получило значительные послабления, в частности была отменена черта оседлости. В эти годы Шагал занимал должность комиссара, возглавлял Художественное училище в Витебске и ставил авангардные спектакли.

Марк Шагал со студентами училища
Марк Шагал со студентами училища

Однако его искусство не нашло отклика и поддержки от нового режима, и художнику стало сложнее руководить училищем. Все дело в том, что после создания «комиссии по социальному обеспечению и трудовой повинности студентов» развитие творческой жизни города отошло на второй план. Тогда Шагал начал понимать, что развивать свое творчество в России стало намного тяжелее.

Малевич положительно относился к революции и смену власти. Он видел в них возможность радикально изменить искусство и общество, сбросить старые академические традиции и создать новые художественные формы, отражающие революционный дух времени. В первые годы советской власти Малевич активно участвовал в художественной жизни: преподавал в Витебском художественном училище, организовывал выставки и пропагандировал супрематизм как визуальное выражение нового общественного порядка.

Из двух предыдущих абзацев следует, что Витебское народное художественное училище играет заметную роль и в жизни Шагала, и в деятельности Малевича. Именно там познакомились художники и произошел разлад между ними.

Создание художественного училища в Витебске

Как мы уже отметили выше – Шагал возглавлял Художественное училище в Витебске. Для художника вопрос художественного образования в родном городе был личным, и открытие художественной школы было его мечтой. В 1918 году Шагал решил перейти к исполнению своей задумки и направил в Народный комиссариат записку следующего содержания:

Народное художественное училище в Витебске для нужд всего западного края является назревшей потребностью; тем более, что наше революционное время обязывает нас вообще с особенной силой взяться за подлинное развитие и воспитание дремавших до сих пор знаний и талантов народа.
Художественных же училищ в России, кроме столичных городов, в настоящее время почти нет, особенно после того, как мы оказались отрезанными от Вильны, Одессы, Киева и др. отдельных городов, где таковые училища фактически существовали. Нет возможности начинающему бедному из народа ехать учиться в большие города и столицы. Вследствие этого и вследствие причин материального характера многие народные дарования глохнут совершенно.
Этого не должно быть в настоящее время, раз сам народ является своим собственным хозяином.

Инициатива витебского мастера была принята положительно и вскоре училище было открыто, а Шагал стал его руководителем. В учебное заведение приезжали преподавать мастера из других городов: Эль Лисицкий, Юдель Пэн, Вера Ермолаева, Давид Якерсон и Нина Коган. Вскоре к преподавательскому составу присоединился Малевич.

Преподаватели Витебского народного художественного училища Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм.
Преподаватели Витебского народного художественного училища Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм.

В автобиографии Шагала «Моя жизнь» о Малевиче практически не упоминается, есть только такие строчки:

Еще один преподаватель, живший в самом помещении Академии, окружил себя поклонницами какого-то мистического «супрематизма». Не знаю уж, чем он их так увлек.

Возможно, это связано с тем, что Шагалу было неприятно вспоминать о коллеге, который не только увел у Шагала учеников, но и все училище.

Новое искусство

Будучи преподавателем училища, Малевич создал организацию УНОВИС («Утвердители нового искусства»), где и распространял идеи «мистического «супрематизма». Студенты один за другим присоединялись к объединению. В то время как для Шагала супрематизм был одним из направлений в искусстве, достойным изучения наравне с остальными, но не превосходящий их, супрематисты окрестили творчество Шагала устаревшим, а супрематизм – вершиной развития (мирового) искусства.

Члены УНОВИС в Витебске в 1920 г.
Члены УНОВИС в Витебске в 1920 г.

Постепенно студенты разбились на два лагеря: Шагал – Малевич, «устаревшее» искусство – супрематизм. История достигла апогея, когда Шагал, вернувшись из Москвы, «обнаруживает растяжку над входом в училище: «Супрематическая академия». Вскоре после этого Шагал покидает академию навсегда и уезжает за границу. Однако на посту руководителя его заменяет Вера Ермолаева, а не Малевич. Но именно с его подачи в училище произошли изменения.

После Витебска

Уход из училища оставил неприятный отпечаток в жизни Шагала. В «Моей жизни» художник вспоминает:

Однажды, когда я в очередной раз уехал доставать для школы хлеб, краски и деньги, мои учителя подняли бунт, в который втянули и учеников. Да простит их Господь! И вот те, кого я пригрел, кому дал работу и кусок хлеба, постановили выгнать меня из школы. Мне надлежало покинуть ее стены в двадцать четыре часа. На том деятельность их и кончилась. Бороться больше было не с кем. Присвоив все имущество академии, вплоть до картин, которые я покупал за казенный счет, с намерением открыть музей, они бросили школу и учеников на произвол судьбы и разбежались.

Несмотря на такой неприятный жизненный эпизод, Шагал прожил до 97 лет и добился мирового признания как один из крупнейших художников XX века, чьи работы сочетали поэзию, фантазию и глубокую эмоциональную выразительность. Его творчество не оставляет равнодушными и наших современников.

Справедливости ради стоит отметить, что каким бы «плохим» не казался Малевич в этой истории, нельзя умалять его влияние на современное искусство, ведь именно его эксперименты с абстрактными формами заложили основы для абстракции, минимализма и концептуальных практик XX–XXI веков.

Ранее в нашем тг-канале мы предлагали вам поделиться мыслями о «Черном квадрате» Малевича.

Читайте также: