Марк Шагал и Казимир Малевич – два абсолютно разных художника одного течения. Как таковой «официальной», «прямой» вражды между художниками не было. Но в 1919 году произошло одно событие, которое послужило началом конфликта. Но обо всем по порядку.
Особенности творчества художников
В своем творчестве Шагал соединил традиции еврейской культуры, фольклора и авангарда. Привычные образы в его исполнении становятся поэтичными. Реальность и фантазия объединяются в его необычных и часто «летающих» композициях. В работах Шагала можно увидеть людей, животных и мотивы родного города художника – Витебска.
Малевич был основателем «супрематизма», философия которого заключалась в превосходстве цвета и формы. Большая часть работ художника представляет собой изображение геометрических предметов ярких цветов. Его творчество ознаменовало переход от предметного изображения к абстрактному искусству, изменив представления о живописи XX века.
Шагал всегда следовал за своими чувствами, эмоциями и переживаниями, что и отражают его работы. В то время как видение Малевича было более рациональным.
Здесь стоит упомянуть об отношении художников к революции 1917 года.
Политические взгляды
Большевистский переворот Шагал воспринял с энтузиазмом. В первые годы советской власти еврейское население получило значительные послабления, в частности была отменена черта оседлости. В эти годы Шагал занимал должность комиссара, возглавлял Художественное училище в Витебске и ставил авангардные спектакли.
Однако его искусство не нашло отклика и поддержки от нового режима, и художнику стало сложнее руководить училищем. Все дело в том, что после создания «комиссии по социальному обеспечению и трудовой повинности студентов» развитие творческой жизни города отошло на второй план. Тогда Шагал начал понимать, что развивать свое творчество в России стало намного тяжелее.
Малевич положительно относился к революции и смену власти. Он видел в них возможность радикально изменить искусство и общество, сбросить старые академические традиции и создать новые художественные формы, отражающие революционный дух времени. В первые годы советской власти Малевич активно участвовал в художественной жизни: преподавал в Витебском художественном училище, организовывал выставки и пропагандировал супрематизм как визуальное выражение нового общественного порядка.
Из двух предыдущих абзацев следует, что Витебское народное художественное училище играет заметную роль и в жизни Шагала, и в деятельности Малевича. Именно там познакомились художники и произошел разлад между ними.
Создание художественного училища в Витебске
Как мы уже отметили выше – Шагал возглавлял Художественное училище в Витебске. Для художника вопрос художественного образования в родном городе был личным, и открытие художественной школы было его мечтой. В 1918 году Шагал решил перейти к исполнению своей задумки и направил в Народный комиссариат записку следующего содержания:
Народное художественное училище в Витебске для нужд всего западного края является назревшей потребностью; тем более, что наше революционное время обязывает нас вообще с особенной силой взяться за подлинное развитие и воспитание дремавших до сих пор знаний и талантов народа.
Художественных же училищ в России, кроме столичных городов, в настоящее время почти нет, особенно после того, как мы оказались отрезанными от Вильны, Одессы, Киева и др. отдельных городов, где таковые училища фактически существовали. Нет возможности начинающему бедному из народа ехать учиться в большие города и столицы. Вследствие этого и вследствие причин материального характера многие народные дарования глохнут совершенно.
Этого не должно быть в настоящее время, раз сам народ является своим собственным хозяином.
Инициатива витебского мастера была принята положительно и вскоре училище было открыто, а Шагал стал его руководителем. В учебное заведение приезжали преподавать мастера из других городов: Эль Лисицкий, Юдель Пэн, Вера Ермолаева, Давид Якерсон и Нина Коган. Вскоре к преподавательскому составу присоединился Малевич.
В автобиографии Шагала «Моя жизнь» о Малевиче практически не упоминается, есть только такие строчки:
Еще один преподаватель, живший в самом помещении Академии, окружил себя поклонницами какого-то мистического «супрематизма». Не знаю уж, чем он их так увлек.
Возможно, это связано с тем, что Шагалу было неприятно вспоминать о коллеге, который не только увел у Шагала учеников, но и все училище.
Новое искусство
Будучи преподавателем училища, Малевич создал организацию УНОВИС («Утвердители нового искусства»), где и распространял идеи «мистического «супрематизма». Студенты один за другим присоединялись к объединению. В то время как для Шагала супрематизм был одним из направлений в искусстве, достойным изучения наравне с остальными, но не превосходящий их, супрематисты окрестили творчество Шагала устаревшим, а супрематизм – вершиной развития (мирового) искусства.
Постепенно студенты разбились на два лагеря: Шагал – Малевич, «устаревшее» искусство – супрематизм. История достигла апогея, когда Шагал, вернувшись из Москвы, «обнаруживает растяжку над входом в училище: «Супрематическая академия». Вскоре после этого Шагал покидает академию навсегда и уезжает за границу. Однако на посту руководителя его заменяет Вера Ермолаева, а не Малевич. Но именно с его подачи в училище произошли изменения.
После Витебска
Уход из училища оставил неприятный отпечаток в жизни Шагала. В «Моей жизни» художник вспоминает:
Однажды, когда я в очередной раз уехал доставать для школы хлеб, краски и деньги, мои учителя подняли бунт, в который втянули и учеников. Да простит их Господь! И вот те, кого я пригрел, кому дал работу и кусок хлеба, постановили выгнать меня из школы. Мне надлежало покинуть ее стены в двадцать четыре часа. На том деятельность их и кончилась. Бороться больше было не с кем. Присвоив все имущество академии, вплоть до картин, которые я покупал за казенный счет, с намерением открыть музей, они бросили школу и учеников на произвол судьбы и разбежались.
Несмотря на такой неприятный жизненный эпизод, Шагал прожил до 97 лет и добился мирового признания как один из крупнейших художников XX века, чьи работы сочетали поэзию, фантазию и глубокую эмоциональную выразительность. Его творчество не оставляет равнодушными и наших современников.
Справедливости ради стоит отметить, что каким бы «плохим» не казался Малевич в этой истории, нельзя умалять его влияние на современное искусство, ведь именно его эксперименты с абстрактными формами заложили основы для абстракции, минимализма и концептуальных практик XX–XXI веков.
Ранее в нашем тг-канале мы предлагали вам поделиться мыслями о «Черном квадрате» Малевича.