Найти в Дзене
Капсула Рока

Шестьдесят лет «HELP!». Как альбом-саундтрек The Beatles стал криком души и музыкальной вехой.

Эта пластинка, спродюсированная незаменимым Джорджем Мартином, стала не просто саундтреком к одноимённой комедийной шпионской ленте Ричарда Лестера, но и мощным отражением эпохи, запечатлевшей The Beatles на пике «битломании» и в то же время стоявшей на пороге их грандиозной творческой эволюции. Оригинальная британская версия «Help!» содержала четырнадцать треков, чётко разделённых на две стороны винила: первые семь песен, включая заглавный трек «Help!» и не менее знаменитый сингл «Ticket to Ride», прозвучали в фильме. На второй стороне разместились ещё семь композиций, среди которых сияла будущая вечная классика – «Yesterday» Пола Маккартни. Обложка альбома, созданная фотографом Робертом Фрименом, где музыканты изображают семафорные флажки, мгновенно стала иконой. Фримен позже пояснял, что изначально задумывалось написать название пластинки, но в итоге было выбрано «наиболее удачное графическое расположение рук». Американская версия от лейбла Capitol считается более аутентичным саундт

6 августа 1965 года, в Великобритании на лейбле Parlophone увидел свет пятый студийный альбом легендарной ливерпульской четвёрки «Help!».

Эта пластинка, спродюсированная незаменимым Джорджем Мартином, стала не просто саундтреком к одноимённой комедийной шпионской ленте Ричарда Лестера, но и мощным отражением эпохи, запечатлевшей The Beatles на пике «битломании» и в то же время стоявшей на пороге их грандиозной творческой эволюции.

Оригинальная британская версия «Help!» содержала четырнадцать треков, чётко разделённых на две стороны винила: первые семь песен, включая заглавный трек «Help!» и не менее знаменитый сингл «Ticket to Ride», прозвучали в фильме. На второй стороне разместились ещё семь композиций, среди которых сияла будущая вечная классика – «Yesterday» Пола Маккартни. Обложка альбома, созданная фотографом Робертом Фрименом, где музыканты изображают семафорные флажки, мгновенно стала иконой. Фримен позже пояснял, что изначально задумывалось написать название пластинки, но в итоге было выбрано «наиболее удачное графическое расположение рук».

The Beatles на съёмках фильма HELP
The Beatles на съёмках фильма HELP

Американская версия от лейбла Capitol считается более аутентичным саундтреком, так как включает только семь песен из фильма, дополненных оркестровыми интерлюдиями композитора Кена Торна. Именно в этой партитуре Торна впервые в истории поп и рок-альбомов прозвучал индийский ситар.

Музыкально «Help!» стал водоразделом. В нём сочетались последние кавер-версии группы (кантри-хит Бака Оуэнса «Act Naturally и бодрый рок-н-ролл Ларри Уильямса «Dizzy Miss Lizzy) и смелые шаги вперёд. Заглавная песня Джона Леннона, которую он позже называл искренним криком о помощи  в период удушающей славы, задала тон личной откровенности всей пластинке. «You’ve Got to Hide Your Love Away» того же Леннона выдавало сильное влияние Боба Дилана и обогащалось звучанием флейт. Аранжировка «Ticket to Ride» казалась участникам группы «тяжёлой» и «довольно радикальной» по сравнению с их прежними работами.

Но истинным прорывом стала «Yesterday» Пола Маккартни. Записанная акустически с одним лишь струнным квартетом под управлением Джорджа Мартина без участия других битлов, она не просто стала одной из самых популярных песен в истории, но и совершила революцию, доказав, что сложные аранжировки имеют место в поп-музыке. Песня Маккартни «I’ve Just Seen a Face» отличалась необычным для группы кантри-оттенком. Джордж Харрисон как автор впервые после дебюта «Don’t Bother Me» в 1963 году, представил в альбоме две собственные композиции – «I Need You» и «You Like Me Too Much», акцентируя свой рост. Технически группа активно использовала возможности четырёхдорожечной записи: Харрисон экспериментировал с педалью громкости и сложными аккордовыми приёмами, Леннон и Маккартни чаще и заметнее играли на  клавишных и  Леннон перешёл на акустическую гитару, отложив свой знаменитый Rickenbacker.

-3

Альбом хранит следы нереализованных замыслов. Песни «If You’ve Got Trouble» и «That Means a Lot» (предназначавшиеся для фильма «HELP») были забракованы группой и отданы другим исполнителям. Режиссёр Лестер не взял в фильм «You Like Me Too Much» и «Tell Me What You See», хотя они вошли в альбом, а  трек «Wait» записали для «Help!», но завершили и включили лишь в «Rubber Soul».

Спустя шесть десятилетий «Help!» воспринимается не просто как саундтрек к весёлой комедии, а как ключевая и переходная работа. Это документ, запечатлевший напряжение между невероятной популярностью и творческим ростом, между поп-форматом и стремлением к глубине и экспериментам. В нём прозвучал искренний крик Леннона, проросли семена будущих открытий  и он навсегда остался яркой вехой в истории музыки, где гениальность The Beatles, даже под прессом славы, пробила себе дорогу к новым горизонтам.