Найти в Дзене

Письма графа Льва Толстого милому Митеньке...

В 2017 году в Библиотеке Голицына состоялась презентация книги воспоминаний графа Д.А. Олсуфьева. Ее представляли историк русской эмиграции в Италии Михаил Талалай и научный сотрудник музея Димитровский Кремль, генеалог рода Олсуфьевых Ян Прусский. В 1907 и 1910 гг. Л.Н. Толстой несколько раз обращался к Д.А. Олсуфьеву как к члену Государственного совета с просьбами содействовать освобождению Н.Н. Гусева и В.А. Молочникова. Личный секретарь Толстого Валентин Булгаков пишет: «Д. А. Олсуфьев – старый друг семьи Толстых (там не называли его иначе, как «Митя»)». Секретарь вспоминал, что по заказу Д. А. Олсуфьева художником Н. Н. Ге написан масляными красками портрет Льва Николаевича. Он находился в имении Никольское-Обольяниново вместе с другим портретом — И. С. Тургенева работы того же художника. Д. А. Олсуфьеву. 1907 г. Сентября 26. Я. П. Милый Дмитрий Адамович, Письмо это с просьбой к вам, и мне этого очень жаль, п[отому] ч[то] хотелось бы просто сказать вам, что я вас помню, люблю и уп
Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики! Вот уже несколько дней я пишу о графе Л. Толстом и его "близких" отношениях с с жителями нашего края! И это очень меня захватило: я читаю его дневники, дневники его супруги, чтобы понять, с кем, когда и зачем великий русский писатель дружил, сотрудничал, поддерживал.

В 2017 году в Библиотеке Голицына состоялась презентация книги воспоминаний графа Д.А. Олсуфьева. Ее представляли историк русской эмиграции в Италии Михаил Талалай и научный сотрудник музея Димитровский Кремль, генеалог рода Олсуфьевых Ян Прусский.

Олсуфьев Дмитрий Адамович, граф. Вечный ковер жизни: семейная хроника. М.: Индрик, 2016. 442 с.
Олсуфьев Дмитрий Адамович, граф. Вечный ковер жизни: семейная хроника. М.: Индрик, 2016. 442 с.

В 1907 и 1910 гг. Л.Н. Толстой несколько раз обращался к Д.А. Олсуфьеву как к члену Государственного совета с просьбами содействовать освобождению Н.Н. Гусева и В.А. Молочникова.

Личный секретарь Толстого Валентин Булгаков пишет: «Д. А. Олсуфьев – старый друг семьи Толстых (там не называли его иначе, как «Митя»)». Секретарь вспоминал, что по заказу Д. А. Олсуфьева художником Н. Н. Ге написан масляными красками портрет Льва Николаевича. Он находился в имении Никольское-Обольяниново вместе с другим портретом — И. С. Тургенева работы того же художника.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой

Толстой Л. Н. - Олсуфьеву Д. А., 26 сентября 1907 г.

Д. А. Олсуфьеву.

1907 г. Сентября 26. Я. П.

Милый Дмитрий Адамович,
Письмо это с просьбой к вам, и мне этого очень жаль, п[отому] ч[то] хотелось бы просто сказать вам, что я вас помню, люблю и упрекаю вас за то, что вы давно у нас не бывали. Пожалуйста, заезжайте к нам, когда будете в Москве, а то я ведь вот, вот умру, и мы уже больше не увидимся. Просьба у меня вот какая. Народный учитель Виктор Хорькин выслан из Саратовск[ий] губ. в Пензенскую. Это для него страшное бедствие: у него семья. Он уверяет, что он ни в чем или очень мала виноват, и обещается не подать впредь ни малейшего повода к обвинению его. Прилагаю его письмо. 1 Я начал на этой бумажке и не поместилось, буду продолжать на другой, так как у меня есть другая просьба.

Л. Толстой.

Другая моя просьба, милый Дмит[рий] Адамович, тоже о том, чтобы похода[та]йствовали у графа Татищева об освобождении из тюрьмы Гаврила Александровича Новичкова, к[отор]ый, судя по тому, что я знаю о нем, не может быть революционером и опасным человеком. Ему ж уже 59 лет. Я лично не знаю его, но, по мнению моих знакомых, он совсем не опасный для спокойствия человек. 4 Пожалуйста, милый Дм[итрий] Ад[амович], попросите от меня гр. Татищева. Я бы сам написал ему, да не знаю его имени и отчества.
Очень буду благодарен и вам и ему, если просьба моя исполнится.
Дружески жму вам руку.
Лев Толстой.
26 сент. 1907.

Печатается начало письма по копировальной книге N 7, л. 448 и 449, продолжение по автографу.

Толстой Л. Н. - Олсуфьеву Д. А., 8 ноября 1907 г.

Д. А. Олсуфьеву.

1907 г. Ноября 8. Я. П.

Милый Дмитрий Адамович,
Хоть и боюсь надоесть вам и Столыпину своими обращениями, не могу не просить. Не помню, при вас или после вас арестовали прекрасного, самого мирного и близкого мне человека, некоего Гусева, оставленного Чертковым в соседнем именьи дочери Саши для того, чтобы он помогал мне в моей переписке и поддерживал с молодыми крестьянами, ходившими к Ч[ерткову], установившиеся с ними отношения, самые чуждые2 революционному духу, христианского общения. Кто-то донес на него, что он ругает царя, у него сделали обыск и нашли мою брошюру «Единое на потребу» с написанными карандашом на полях грубо осудительными словами об Александре III и Николае II. Когда его еще содержали при становой квартире (у Звегинцевой),3 я ездил к нему и спрашивал станового, за что его взяли. Становой сказал мне: он ругал царя. Я сказал ему, что это для Гусева, к[оторого] я знаю, так же невозможно, как то, чтобы г-жа Звегинцева ругалась матерными словами, но становой настаивал и, наконец, чтобы убедить меня, принес мне эту мою несчастную брошюру с вписанными на ней словами о царях. Я совсем забыл, что это мои слова, и, придя к Гусеву, с удивлением стал спрашивать его: зачем он вписал эти слова.
— Да это ваши слова, — сказал он мне. — Я только в петерб[ургское] издание вписал из лондонск[ого] издания то, что было пропущено.
В этом, т. е. в моем преступлении, главный пункт обвинения Гусева, и за это его держат теперь скоро месяц в тюрьме, этого милого юношу, а не меня, к[оторый] один виновник. Я третьего дня был у него,4 и видеть этого милого, кроткого, доброго, чуткого молодого человека в ужасном Крапивенском мертвом доме, среди воров и убийц — и за мою вину, мне было ужасно тяжело. Событие это и посещение мое Гусева вызвало во мне целый ряд очень волнующих меня и кажущихся мне очень важными мыслей, к[отор]ые, если бог велит, собираюсь высказать. Покамест же очень, очень прошу вас попросить Столыпина велеть прекратить это дело и выпустить его. По теперешним временам среди безбожных революционеров, убийц хватать людей, христиан по убеждениям и жизни, обращающих революционеров в христиан, как это делал Гусев, уже слишком глупо. Не для того, чтобы вам сказать приятное, а п[отому], ч[то] это так есть, с каким-то чувством больше чем приятности вспоминаю о вас.
Хотя и не имею никакой надежды увидать в тот короткий промежуток остающейся мне жизни увидать разумное и неизбежное решение земельного вопроса, все-таки посылаю Столыпину книжку «Общественные Задачи» Генри Джоржа.
Поклонитесь ему от меня.
Любящий вас Лев Толстой.
1907.
8 ноября.
Д.А. Олсуфьев
Д.А. Олсуфьев

В ответном письме от 19 ноября Д. А. Олсуфьев сообщил: «Узнав из, донесения губернатора, что дело Гусева связано в известном Вам отношении с Вашим именем, Столыпин тогда же написал губернатору, чтобы дело это «затушить».

26 апреля 1906 года, давний и добрый друг Олсуфьева Петр Аркадьевич Столыпин был назначен министром внутренних дел. 8 июля 1906 года, после роспуска I-ой Государственной думы, П. А. Столыпин стал главой Совета министров России, сохранив пост министра внутренних дел.

Толстой Л. Н. - Олсуфьеву Д. А., 15 декабря 1907 г.

Д. А. Олсуфьеву.

1907 г. Декабря 15. Я. П.

15 дек. 1907.

Милый Дмитрий Адамович, получив это письмо, пожалуйста, подавите в себе естественно вызванное им неприятное чувство. Прилагаемое письмо объяснит вам, в чем дело. Можете через кого-нибудь сделать то, о чем просит Бодянский, сделайте, не можете, неудобно вам, не делайте. А я все-таки рад случаю общения с вами, п[отому] ч[то] не для того, чтобы задобрить вас, а п[отому], ч[то] это так есть, скажу вам, что всегда с самым не принципиальным, а естественным чувством любви вспоминаю о вас.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 7, л. 32. Вероятно, было послано письмо А. М. Бодянского или его сына, И. А. Бодянского, по поводу ареста за книгу «Духоборцы». Письмо это в архиве не сохранилось. Среди сохранившихся подлинников писем Толстого к Д. А. Олсуфьеву нет подлинника комментируемого письма. Очевидно, он остался у П. А. Столыпина.

В письме от 28 декабря Д. А. Олсуфьев сообщил, что письмо Толстого и все материалы он передал П. А. Столыпину через его жену. Бодянский вскоре был освобожден.

Толстой Л. Н. - Олсуфьеву Д. А., 21 декабря 1907 года

Д. А. Олсуфьеву.

1907 г. Декабря 21. Я. П.

Милый Дмитрий Адамович,
На днях писал вам с робостью — мне совестно было надоедать вам просьбами, а сегодня пишу с просьбой, и мне не только не совестно, но думается, что вы мне должны быть благодарны за то, что даю вам случай сделать то, что радует больше всего всякое человеческое, а тем более должно радовать ваше доброе сердце. Прилагаю письмо.1 Вы сами увидите, почувствуете и сделаете.
Со всегдашней любовью жму вам руку.
Лев Толстой.
21 дек. 1907.
-4

Печатается по копировальной книге № 8, л. 44. Толстой послал Д. А. Олсуфьеву копию письма к нему Т. Н. Ветвиновой. См. прим. к письму № 329. Среди сохранившихся подлинников писем Толстого к Д. А. Олсуфьеву комментируемого письма нет. В архиве нет и ответа Олсуфьева. Это дает основание предположить, что Д. А. Олсуфьев письма не получил.

Толстой Л. Н. - Олсуфьеву Д. А., 1 сентября 1910 г.

Д. А. Олсуфьеву.

1910 г. Сентября 1. Кочеты.

Что делать, милый Дмитрий Адамович, не могу не утруждать вас. Сделаете — хорошо, не сделаете, значит, не могли. Одно могу прибавить — то, что пишущий мне о Звягинцевой очень почтенный человек и не революционер.
Посылаю вам его письмо. Красным подчеркнуто всё, касающееся дела.
Не знаю, где вы, а все-таки посылаю письмо.
Dans le doute abstiens toi. Серьезно, от души любя вас, повторяю сказанное. На днях здесь была Маша, и много говорили про вас любящие вас.
Дружески жму руку
Лев Толстой.

Письмо к Олсуфьеву было вызвано письмом к Л.Н. Толстому из Екатеринодара от 26 августа 1910 г. народной учительницы, знакомой Толстого Е. А. Юшко, которая хлопотала за сосланную в Архангельскую губ. учительницу Софью Ивановну Звягинцеву, заболевшую горловой чахоткой.

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор общества "Знание", Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед, экскурсовод

БЛАГОДАРНА ТЕМ, КТО НАХОДИТ ВОЗМОЖНОСТЬ В НАШЕ НЕПРОСТОЕ ВРЕМЯ ЖЕРТВОВАТЬ ДОНАТЫ НА ОЦИФРОВКУ ИЗДАНИЙ!