11-12 сентября проходит конференция Smart Oil & Gas. Это хорошая, важная дискуссионная площадка для нефтегазовой отрасли. О чем удалось поговорить сегодня, в первый день.
Стоит ли России ориентироваться на тренды Гартнера?
Тренды Гартнера — это ежегодный отчет аналитической компании Gartner, в котором описаны ключевые технологии и тенденции, влияющие на бизнес и общество. Среди них — технологические тренды, защита данных и кибербезопасность. Раньше бизнес ориентировался на тренды Гартнера, объясняющие, почему компаниям следует потратить деньги на определенные технологии и что это может принести в перспективе.
Россия и оцениваемый Гартнером социально-технологический стек значительно разошлись, поэтому ориентироваться на них не следует. Следить надо за запросами отечественных заказчиков — в плане безопасности они крайне требовательны и хотят внедрения передовых технологий уже сейчас.
За какими трендами нужно следить?
Считаю, что в ИТ вообще нет смысла обсуждать тренды. Если станешь следовать за трендами — будешь вторичен. Пойдешь своим путем – появляется шанс на инновацию.
Например, в Китае сделали нейросеть DeepSeek, но не копируя заданный ChatGPT- тренд, а опираясь на гораздо более дешевый и доступный стек технологий. Результат сопоставим по качеству, но не по затратам.
Облачные технологии
Среди технологий, перспективность которых регулярно отмечают, в том числе Гартнер, — облачные технологии. Российская практика показывает, что использовать облака выгодно небольшим компаниям, но, когда они переходят определенный порог — выгоднее становится строить собственную ИТ-инфраструктуру.
Немаловажным фактором является безопасность: собственную ИТ-инфраструктуру можно эффективнее и надежнее защитить. Облачные провайдеры не берут на себя полной ответственности за защиту данных. В России за последние три года уровень атак вырос многократно, поэтому защите данных требуется уделять особое внимание. Работа по защите собственной ИТ-инфраструктуры в конечном итоге снизит ИБ-риски.
Разрозненность российских технологий
Настоящая катастрофа — это разрозненные и дублирующие друг друга российские технологии. Нашим компаниям следует объединить усилия — но не гоняться за модными трендами, а работать над тем, что действительно нужно рынку, скажем, в том же топливно-энергетическом комплексе.
Например, зачем нам собственный генеративный ИИ? Его ценность непонятна.
Для решения конкретных сложных задач, возможно, следует организовать работу через частно-государственное партнерство.
Дополнительной разрозненности ИТ-решений также способствует попытка сделать тиражируемое ПО силами отраслевых компаний. Идея, что внутри компании будет рождаться общий софт - неправильная и изначально обречена. Компании разрабатывают программное обеспечение для своих нужд, а не для рынка — в результате это ПО не подходит другим компаниям, не адаптируется, не имеет достаточной поддержки. Его никто не покупает.
Однако следует отметить, что специализированное, «узкое» ПО сами компании делают лучше, чем разработчики. Можно идти от специфики, но правильно идти от базы. Специфические решения сложнее объединять.
Можно ли объединить российские решения?
Отдельный вопрос — могут ли работать вместе и интегрироваться решения российских разработчиков, которые появились в последние годы. Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» уже много лет делает интеграционные пакеты. Один такой пакет — это заведомо совместимые и протестированные операционные системы, базы данных и наборы софта. К 2022 было 34 пакета, а сейчас таких пакетов более 1000.
Однако проблема «лоскутного одеяла» по-прежнему огромная. Реестр российского ПО устроен так, что туда кто хочет, тот и входит. Недавно появилось требование о совместимости с тремя любыми российскими операционными системами (ОС), но это не решает всей проблемы. Разработчикам сложно портировать свой продукт под много разных операционных систем, а под все существующие российские ОС сразу портировать софт невозможно.
Со своей стороны мы просили Минцифры России сократить число российских операционок, но там решили, что рынок должен саморегулироваться. Сейчас есть понимание, что основными являются 3-4 ОС, это уже хорошо.
Отдельно замечу, что разработка дублирующихся решений также приводит к кадровому голоду, росту расходов на постоянно растущие зарплаты, возникают и управленческие сложности.
Сейчас разработчики ПО сами договариваются о совместимости своих решений. Для заказчиков это неоптимально, это отвлекает ресурсы на тестирование. Да, можно ждать, пока рынок что-то решит, но в сложившейся ситуации, на мой взгляд, необходимо государственное регулирование.
С другой стороны, у Гартнера есть квадрант технологий — он же Гартнеровский магический квадрант (Gartner Magic Quadrant). Это метод анализа позиций поставщиков технологий на рынке, представленный в виде графика с двумя критериями: способность к исполнению и полнота видения. Таким образом, компании распределяются по четырем категориям: лидеры, визионеры, нишевые игроки и вызывающие сомнения.
Подобный метод анализа поставщиков российского программного обеспечения был бы полезен для определения более зрелых технологий, однако как раз тут отвечать за это должно не государство.
Экспорт российского ПО
Группа компаний InfoWatch много лет работает на зарубежных рынках, и мы видим объективные сложности для России. Западные страны ограничили работу российских компаний регуляторными требованиями, тогда мы пошли на Восток. Рынок азиатских компаний сложный, а к российским компаниям относятся предвзято, нас там не ждут. Поэтому приходится мимикрировать и маскироваться.
Другой важный вопрос — получение денег. Финансовые операции ограничены и это отдельная проблема в нынешних реалиях.
По этим причинам многие российские компании не выходят на экспортные рынки.
Государство, с другой стороны, продвигает идею экспорта ПО. Это правильно, но единой политики по продвижению наших решений с верхнего уровня нет. Межведомственные комиссии в этом плане не помогают, посыла «сверху» не слышно. Таким образом, российские компании выходят на экспортные рынки поодиночке. Иногда они объединяются в коалиции, например в нашей ассоциации разработчиков работает экспортный комитет. Там происходит обмен опытом и хитростями, однако компаний участников немного — всего 40. При этом не все из них по факту экспортеры.
С другой стороны, выходу на экспортные рынки часто мешает… быстро растущий внутренний рынок. Разработчикам ПО порой не хватает ресурса удовлетворить запросы российских заказчиков, что уж говорить про экспорт. Этот фактор будет влиять на экспортные активности еще 3-4 года.