Владимир Епифанцев – человек, чье имя неизменно вызывает сильные эмоции: от восхищения до осуждения. В последние годы для россиян он скорее провокатор, чем актер.
Неоднократно он позволял себе громкие и эпатажные высказывания. Особый резонанс вызвало его заявление в 2023 году, когда он красноречиво обрушился с критикой на "страну-кормилицу".
Эта реплика стала своего рода кульминацией: тот, кто когда-то был маленьким мальчиком из "Ералаша", потом – любимцем зрителей в сериалах вроде "Жуки" и "Просто Михалыч", вдруг стал человеком, от которого многие шарахаются.
Итак, кто же он? Гениальный провокатор или, как он сам нередко себя характеризует, "конченый двоечник и аутист"?
Как судьба, характер и обстоятельства сформировали образ Епифанцева – противоречивый, сложный, в чем‑то трагический? Подробнее – в материале РЕН ТВ.
Формирование характера: детство и юность
Епифанцев родился 8 сентября 1971 года в Москве, в семье, глубоко связанной с театральным и киноискусством. Его отец, Георгий Епифанцев, был актером советской школы, известным по картинам "Угрюм-река" и "Фома Гордеев".
Мать Татьяна была художником сцены – человек творческий, но живущий в тени славы мужа.
Судьба семьи оказалась трагичной. В 1992 году отец Владимира погиб под поездом после того, как начал злоупотреблять алкоголем.
Несколько лет спустя, в середине 1990-х, умер старший брат Михаил от передозировки наркотиков. Эти потери оставили отпечаток – и на молодой семье, и на характере сына.
Еще в детстве Владимир дал понять, что не собирается следовать правилам. Его собственные заявления – "школа делает людей подонками" – легко могли быть восприняты как подростковый вызов, но за ними стояло нечто большее: отторжение формальностей, рамок, системы, которая, по его мнению, душит.
Он нередко пропускал уроки, не желал учиться по стандартным программам. До выпускного класса дошел лишь благодаря усилиям матери, которая, понимая, что иначе сын аттестат не получит, принесла в школу липовую справку об умственной отсталости, чтобы преподаватели уже отцепились от юного бунтаря.
С раннего возраста у Епифанцева проявился интерес к сцене: когда Вове было пять лет, он уже участвовал в спектаклях МХАТа – "Утиная охота", "Сталевары".
Однако первый опыт съемок в "Ералаше" в 1981 году не принес удовлетворения: медлительность, утомительный темп, "тягомотина" процесса – все это раздражало юного артиста.
Он понимал, что хочет не просто повторять чьи‑то роли, а бросать вызов, создавать что‑то свое, живое и резкое.
Позже он поступил в знаменитое Щукинское училище, где полностью раскрылась его бунтарская натура. Там он уже не просто экспериментировал, а устраивал откровенные провокации.
Учебный процесс воспринимал как борьбу: за свежесть, за отказ от шаблонов, за стиль, который будет резонировать.
Искусство как манифест: провокация и театр
Для Владимира Епифанцева театр всегда был не просто профессией, а формой протеста. Он заявлял, что искусство – это война с пошлостью и затхлостью.
Он приходил на занятия босиком, нарушал условности, демонстрировал то, что большинство считало излишним или неприличным.
Не все преподаватели понимали его: один из мастеров – народный артист СССР Владимир Этуш – даже грозился исключить студента из-за постоянной оголенности на сцене. Но были и те, кто увидел в нем талант.
Так, театральный педагог Владимир Иванов поддержал Епифанцева и направил его на режиссерский факультет ГИТИСа, где он смог расширить рамки своего творчества.
К 24 годам он уже имел собственный театр, созданный на территории заброшенной картонной фабрики.
Воплощая идеи, Владимир использовал найденные и краденые декорации, экспериментировал с освещением, реквизитом, звуком. Его постановки "Иисус плакал", "Ромео и Джульетта" шокировали зрителей.
Там, где был классический текст, оставались лишь вырванные из пьес фразы. Все чаще и чаще он увлекался страданием, кровью, неуправляемыми эмоциями.
Как говорили критики, в его "Ромео" не было юного любящего героя – был агрессивный, ревущий монстр, искалеченный страданиями.
Театр стал пространством, где Епифанцев мог быть максимально честным. Но с течением времени он стал востребован и в более популярных формах медиа – на телевидении, в кино. Он начал вести музыкальные передачи.
Одна из них – "Дрема" с Анфисой Чеховой – стала примером того, как привычный музыкальный хит‑парад можно превратить в провокацию и маленький авангард.
Еще одним значимым, и пожалуй самым скандальным, опытом стала роль Братишки в фильме "Зеленый слоник"* – картине, признанной многими шокирующей и спорной. Фильм породил массу мемов, обсуждений, хейта.
А сам Епифанцев заявил, что чувствовал стыд после просмотра, объясняя, что принял участие, чтобы помочь режиссеру, видя в проекте художественный вызов.
Тем не менее даже в такие периоды эпатажа он не терял способности быть понятным широкому зрителю.
Его образ постепенно, но устойчиво переносился из узкого театрального контекста в более массовый: сериалы, популярные фильмы, роли, которые хотят видеть, и главное, за которые платят.
От эпатажа к массовой популярности: путь в кино и сериалы
С образованием семьи и рождением детей Владимир столкнулся с необходимостью в стабильности.
Он стал участвовать в обычных кастингах, соглашаться на те роли, которые раньше, возможно, считал неподходящими для себя. Такие решения явились изменением стратегии: от полного бунта к смешению бунта и компромисса.
Его внешность и манера общения сразу определили категорию ролей: спецагенты, полковники, милиционеры.
Именно эти характеры стали визитной карточкой, и с начала 2000‑х Епифанцева начали активно приглашать в проекты вроде "Антикиллер", "Непобедимый", "Шпион", "Побег". Он воплощал образы силы, авторитета, иногда жесткости, но всегда – характера.
Особо выделилась роль Вавилена Татарского в экранизации романа Виктора Пелевина "Generation П". Это была не просто роль, она требовала внутреннего надрыва.
Настоящий взлет в карьере пришел с появлениями в комедийных сериалах. Сначала – в "Жуках", потом – в "Просто Михалыче".
Эти проекты сделали его узнаваемым, доступным, причем именно как актера, с которым не только сложно, но и смешно, и интригующе.
Он говорил, что роль в "Просто Михалыче" – "жирная, наваристая" и признавался, что только дурак мог бы от нее отказаться.
К настоящему моменту в фильмографии Епифанцева – свыше 130 картин.
Личная жизнь и философия отношений
Если в профессии Владимир научился лавировать между крайностями, то в личной жизни оставался человеком принципов, нередко отказываясь от общепринятых норм.
Первая жена – студентка ГИТИСа Юлия Стебунова. Как раз в институте они и познакомились. Епифанцев неоднократно рассказывал, что в этом браке он был "тираном и деспотом".
Юлия, по его признанию, пыталась соответствовать его ожиданиям, подстраиваться. Спустя три года они все-таки развелись.
Второй брак с актрисой Анастасией Веденской оказался более устойчивым. Вместе они прожили 14 лет, у них родились двое сыновей.
Но и этот союз не оказался без проблем: причиной распада стала измена – Епифанцев вступил в отношения с лучшей подругой жены Анной Цукановой‑Котт.
Веденская узнала об этом случайно – по сообщениям в телефоне – и приняла решение уйти.
В 2022 году Владимир снова женился – тайно, на своей поклоннице Юлии Семеновой, моложе его на 27 лет.
Ради этих отношений девушка изменила свой стиль, сбросила около 30 килограммов, отказалась от стереотипного образа "скромной", стала более яркой. Для них этот брак – новый этап.
Епифанцев сам открыто говорил о том, что практикует "свободные отношения". Он признавался, что живет не с одной женщиной. Актер считает, что каждая из них – часть его самого, и что общество просто не готово такое принять.
Он не скрывает, что его взгляд на любовь, семью, верность и отношения не совпадает с привычными представлениями.
Скандалы, убеждения и критика России
Епифанцев давно уже не просто артист – он активный участник публичных дискуссий, особенно когда речь заходит о свободе, идентичности, формах самовыражения.
В 2023 году ключевым стал скандал, связанный не с ролью, а с его личными убеждениями.
Поводом стало принятие Госдумой закона, который запрещал сбор и хранение грибов с содержанием псилоцибина. Епифанцев выразил свое негодование резко и остро.
"У нас на все статьи. На грибы статьи! Нельзя грибы, все самое хорошее у нас нельзя! Можно только убивать людей по команде. Мы живем в фашистском военном государстве", – заявил актер в прямом эфире.
Эти слова вызвали мгновенную реакцию общественности.
Затем он выступил с видеообращением, где был одет в полицейскую форму.
"Я далеко не патриот. Не отношу себя к россиянину. Эти все слова – названия. Я просто живу... Вот эта идентификация себя как "я живу где" уже абсурдна сама по себе!" – сообщил он.
После таких заявлений в полицию поступило заявление от граждан, требующих проверить его слова на предмет оскорбления государства или отдельных групп людей.
Однако, несмотря на весь резонанс, Епифанцев не уехал из страны, а остался в Москве, продолжил жить и работать в столице, даже при всех конфликтах и репутационных рисках.
Бунтарь, живущий в системе
Парадоксально, но Владимир, постоянно критикующий устои, одновременно является продуктом той же системы, в которой живет.
Именно она дала ему образование, площадки, театры, роли и возможность выйти на экран, получить признание.
Он владеет несколькими дорогими квартирами в центре Москвы. Одна из них – просторная "трешка" на Патриарших прудах, чья стоимость, по оценкам, составляет не менее 77 миллионов рублей.
Живет он комфортно и от критики, эпатажа, свободы высказываний отказываться не планирует.
Владимир Епифанцев – не просто актер, он артистический провокатор. Будет ли он признан великим художником или вечным агрессором – зависит от тех, кто слушает его слова, смотрит фильмы с его участием и следит за его жизнью.
* – запрещен в России.