Они – главные фанаты цирка, переживают за всех артистов и готовы помочь в любую минуту. Без них представление не начнется, потому что зрители будут очень долго искать свои места. Капельдинеры встречают вас на входе и помогают решить все возникающие вопросы. Но их главная забота – чтобы зрителям было хорошо.
Один за всех и все за одного
За все, что касается зрителей, отвечает главный администратор Казанского цирка – Альбина Абдуллаева. Вход в цирк и зрительный зал, просмотр представления, работа гардероба – все должно пройти гладко и комфортно. С этой задачей успешно справляется слаженная команда капельдинеров – тех самых приятных, улыбающихся людей, которые с радостью встречают зрителей и помогают занять места в зале.
«Спокойствие, только спокойствие!»
Главные качества, которые обязательно должны быть у капельдинеров – общительность и… стрессоустойчивость.
«Люди бывают разные – кто-то доброжелательный, кто-то приходит не в настроении. Ко всем нужно подстроиться, проявить отзывчивость», – говорит Альбина Абдуллаева.
Нужно быстро реагировать на происходящее, чтобы сразу вспомнить, где какое место находится, помочь зрителям, не запутаться.
Очень важно, чтобы человеку нравилась его работа и приносила радость. Бывало такое, что люди пробовали себя в роли капельдинеров, но постоянный шум, толпы людей, мигание света не лучшим образом влияли на самочувствие – тут уж ничего не поделаешь.
Самому младшему из капельдинеров, Анне Прониной – 37 лет. В основном здесь работают люди не слишком юного возраста. Хотя, по словам Альбины Абдуллаевой, была и 17-летняя девочка, но оказалось, что это «не ее». Как такового возрастного ценза нет, берут и молодежь, и тех, кто постарше – динамичные, активные, коммуникабельные, добро пожаловать в капельдинеры!
«Все флаги в гости будут к нам»
Зрители из Казани и республики постоянно с восторгом говорят капельдинерам о первом татарском национальном спектакле-фэнтези «Мирас» - что программа шикарная и они испытывают настоящую гордость за родной Татарстан. Некоторые ходят на представления по нескольку раз, спрашивают, будет ли повтор. А туристы ждут, когда программа приедет к ним. Приезжали из Томска, Якутии, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Москвы – отовсюду. Зрители из других регионов страны рассказывали капельдинерам, что о «Мирасе» в Казанском цирке знает уже весь Сургут, вся Башкирия. Бывали здесь и гости из других стран – Индии, Турции, Арабских Эмиратов, Китая.
«Однажды зритель, который приехал из Китая, не мог найти свой билет на внешней платформе, где он его купил. Мы общались через переводчик с китайского в телефоне и в итоге решили проблему – человек с удовольствием посмотрел представление», – рассказывает Альбина Абдуллаева.
«И никуда нам не деться от этого»
Цирк притягивает. Кто-то работает капельдинером давно, как Замира Шамсутдинова – уже в течение 15 лет, кто-то уходил, а потом возвращался обратно, как например, Резеда Салтыкова.
"Я очень люблю цирк – его атмосферу, закулисье. Интересно видеть "кухню", как люди готовятся, костюмы, работу гримера – нам очень-очень нравится всё это наблюдать", – признается Резеда Салтыкова.
"Мы все буквально «заболели» цирком, любим его праздничную атмосферу. Такое ощущение, что и мы это всё создаём", – говорит Замира Шамсутдинова.
Как говорит главный администратор Альбина Абдуллаева, здесь всегда происходит что-то новое, интересное – меняется программа, артисты.
«До этого я работала в театре, и когда сюда пришла, получила все виды искусства – и танцы, и музыку, все, что угодно, как сейчас в «Мирасе». Я попала в свою стихию», – говорит капельдинер Лилия Хасанова.
А почему бы и нет?
Работая в цирке, сложно не представить себя на манеже или под куполом. Глядя на лихих наездниц в конном номере «Мираса», хочется так же на полном скаку собирать платки с манежа. И больше всего восторгов вызывает у капельдинеров воздушный полет – о нем говорит и главный администратор Альбина Абдуллаева, и главный фанат цирка из всей дружной команды – Елена Чуркина. В каждом городе, где бывает, она обязательно посещает цирк – была в Сочинском, в цирке Никулина, планирует посетить Нижегородский.
«Раньше я работала в кинотеатре «Родина» контролером, так что похожий опыт уже был, но он все-таки немного другой. В цирке я хотела работать давно, можно сказать, всю жизнь, лет с 17 – хоть кем. Просто раньше не было возможности», – рассказывает Елена Чуркина.
Со сцены на манеж
Конечно, опыт работы в театре помогает тем, кто приходит работать капельдинерами в цирк. В театре они меньше контактируют со зрителями – нужно их проводить, посадить, возможно, пообщаться во время антракта, и всё. В цирке капельдинеры – это первые, кого видит зритель, они продолжают оставаться рядом во время всего представления. А еще они взаимодействуют со всеми подразделениями – руководством, администраторами, инспекторами, униформистами.
«Главное – чтоб костюмчик сидел»
В октябре прошлого года капельдинеры Казанского цирка получили новые костюмы. Выбирали их вместе с руководством – материал, цвет, качество. Сейчас у всех костюмы красного цвета, а у главного администратора – сиреневый.
Смех и слезы
Самое ценное – это реакция зрителей на представлении, которую замечают капельдинеры. Кто-то сидит практически все представление с открытым ртом от восторга, кто-то прыгает или танцует вместе с артистами, а кто-то плачет – не только женщины, но и мужчины, которые выходят из зала со слезами на глазах от переполняющих их радостных эмоций. И как не разделить со зрителями чувство гордости за Казанский цирк, не почувствовать свою причастность к происходящим здесь чудесам. И все как один капельдинеры говорят о совершенно невероятном, искреннем детском смехе, который наполняет зал, когда выступают клоуны – удержаться от улыбки просто невозможно.
Главное – зрители!
По правилам во время представления капельдинеры должны находится в зрительном зале . Каждый из них отвечает за определенный сектор и должен следить за зрителями и помогать при необходимости, чтобы никто не бегал по залу, не сидел на лестнице, чтобы все было в порядке. Капельдинеры всегда сосредоточены на зрителях, и если они не хлопают во время представления, то только по этой причине. Хотя по их словам – хлопать хочется всегда.
Даже если зрители пришли не в самом хорошем настроении, капельдинеры всегда улыбаются и ни в коем случает не раздражаются, если что-то идет не так, умеют пошутить в нужный момент. Как они говорят, "люди пришли отдыхать и получать удовольствие, а наша задача – помочь им в этом". И если возникают какие-то недоразумения, главное – не копить в себе негатив, тогда и стресс снимать не придется.
«Я всегда говорю: из 2 000 человек в зале – все равно большинство хорошие. Они говорят нам: «Спасибо!», а я им говорю: «Спасибо вам, что вы такие благодарные зрители», – признается Резеда Салтыкова.