Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Приговор Болсонару может прозвучать погребальным колоколом для бразильских левых

Верховный суд Бразилии приговорил бывшего президента Жаира Болсонару к 27 годам и трём месяцам тюремного заключения за участие в заговоре с целью отмены результатов выборов 2022 г.

Болсонару был признан виновным в пяти преступлениях: создание преступной организации, государственный переворот, насильственное свержение демократического правового государства, нанесение ущерба и уничтожение охраняемой государственной собственности.

Остальные семь подсудимых также получили длительные сроки. Бывший министр обороны и внутренних дел Вальтер Брага Нетто был приговорён к 26 годам, бывший министр юстиции Андерсон Торрес и бывший командующий ВМС Альмир Гарнье получили по 24 года. Бывший глава службы безопасности Аугусто Элено был приговорён к 21 году, а бывший министр обороны Паулу Сержиу Ногейра - к 19 годам, бывший директор разведки Александр Рамагем, который является действующим конгрессменом, получил 16 лет и был лишён депутатского мандата.

Суд отверг любую возможность применения амнистии, помилования или президентского индульгенциума за преступления против демократии. Судья Мораес, главный противник Болсонару, утверждает, что такие меры не могут применяться к лицам, пытавшимся совершить государственный переворот.

Оппозиционный блок в Палате депутатов, возглавляемый Лучано Зукко из Либеральной партии Болсонару, опубликовал заявление, в котором назвал это решение «одной из самых печальных страниц в истории бразильского правосудия».

Конечно, невозможно судить со стороны, виновен Болсонару или нет, но материалы обвинения свидетельствуют не о попытке переворота, а о всего лишь разговорах о перевороте. Представить себе, что действующий президент вместе с министром обороны, министром внутренних дел, директором разведки и командующим ВМС составили заговор, но не смогли даже попытаться устроить переворот – это неубедительно. Тем более, что в армии Болсонару был очень популярен, и не могло не найтись хотя бы нескольких подразделений, готовых выйти из казарм, и захватить государственные объекты. Но ничего похожего не было: значит, имел место не заговор, а разговоры о заговоре. Что, разумеется, не может караться огромными сроками.

Неубедительно и обвинение бывшего президента и главных силовиков Бразилии в «нанесении ущерба и уничтожении охраняемой государственной собственности», т.е. в штурме здания Конгресса толпами недовольных победой Лулы да Силвы. Президент с министрами обороны и внутренних дел организуют толпу безоружных людей, и посылают их на штурм Конгресса, что ли? Если можно было послать роту-другую из столичного гарнизона, или полицейский спецназ (а лучше тех и других вместе)? При этом никаких доказательств подстрекательства протестующих толп обвиняемыми суд не привёл. Да их и не могло быть: представьте себе эту троицу (президент и два силовых министра), то ли выступающих перед толпой с разрушительными призывами, то ли рассылающими им смс-сообщения с призывами штурмовать Конгресс. Т.е. опять же речь идёт всего лишь о разговорах, в которых допускалась (или даже приветствовалась) возможность народного возмущения и беспорядков. Но это опять же не 27, 24 и 21 год тюрьмы, а крайнем случае штраф или год-другой условно.

То, что приговор Болсонару – это не правосудие, а политическая расправа, сомнений быть не может. Левые во главе с Лулой да Силвой использовали судебную машину для того, чтобы лишить Болсонару возможности баллотироваться в президенты в 2026 г., на которых у него был бы отличный шанс взять реванш.

При этом использование суда в качестве механизма для политической расправы над главным оппонентом может сыграть с левыми и персонально с Лулой (он собирается вновь баллотироваться в президенты) злую шутку. Пока Болсонару не был приговорён, его сторонники не выдвигали других кандидатов в президенты, надеясь на то, что их лидер сумеет добиться отмены запрета на участие в выборах. При этом центристские партии, готовые «откочевать» от лагеря Лулы, и бизнес-сообщество давно делают ставку на губернатора штата Сан-Паулу Тарсизио де Фрейтаса. Но тот – всё-таки бывший военный – до объявления приговора «шефу» отказывался обсуждать возможность выдвижения в президенты. Сейчас обязательства Фрейтаса перед Болсонару аннулированы судом. И он, молодой (50 лет), энергичный и популярный, может стать сильнейшим конкурентом изрядно надоевшему, стареющему Луле (ему исполняется 80).

Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez