Найти в Дзене
Моторы и Легенды

«Пантера»: Подлодка, прошедшая сквозь три войны

Оглавление
Подводная лодка «Пантера» с экипажем
Подводная лодка «Пантера» с экипажем

В истории флотов мира есть корабли-победители, корабли-рекордсмены и корабли-символы. А есть корабли-долгожители, чья биография становится живой летописью целой эпохи. Подводная лодка «Пантера» из типа «Барс» — именно такой корабль. Ее служба длилась 27 лет — невероятный срок для субмарины начала XX века. Она стала единственной подлодкой в мире, которая приняла активное участие в трех крупных войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Ее история — это история стойкости, мастерства экипажей и инженерной надежности, заложенной в проекте.

Наследница «Барсов»

«Пантера» была заложена в 1914 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге как одна из подводных лодок типа «Барс» — самых современных и мощных субмарин Российского Императорского флота. Проект инженера Ивана Бубнова считался вершиной отечественной дореволюционной мысли. Лодки этого типа отличались:

  • Солидным вооружением: 12 торпедных аппаратов (8 в носу, 4 в корме, включая аппараты Джевецкого в надстройке), артиллерийское орудие на палубе.
  • Хорошей мореходностью: Они могли действовать в открытом море, что было редкостью для своего времени.
  • Дальностью плавания: До 3000 миль в надводном положении при скорости 15,5 узла.

Спущенная на воду в 1916 году, «Пантера» вступила в строй уже в разгар Первой мировой войны.

Подводная лодка «Пантера»
Подводная лодка «Пантера»

Первая мировая. Первая кровь и первая победа

Боевая служба «Пантеры» на Балтике была напряженной, но не слишком результативной. Основной задачей «Пантеры» и других подлодок типа «Барс» во время первой мировой войны была оборона Финского залива и подступов к столице, Петрограду.

31 августа 1919 года (уже после революции, в ходе Гражданской войны) лодка под командованием Александра Бахтина совершила свою легендарную атаку. В районе острова Сескар она обнаружила и с дистанции менее 4 кабельтовых (около 740 метров) торпедировала новейший британский эсминец «Виттория» (HMS Vittoria).

Эсминец, шедший в охранении другого корабля, затонул всего за 5 минут, унеся с собой жизни 18 моряков. Это была первая в истории советского флота победа подводной лодки. Атака была проведена виртуозно: Бахтин мастерски использовал условия видимости и вышел в атаку со стороны солнца, оставаясь незамеченным.

Эта победа имела огромный политический и психологический эффект. Она доказала боеспособность молодого Рабоче-Крестьянского Красного Флота и заставила британские корабли, поддерживавшие белых, быть гораздо осторожнее в водах Балтики.

Межвоенные годы. Модернизация и служба

В 1920-х годах «Пантеру», как и другие уцелевшие «Барсы», ждала серьезная модернизация:

  • Были демонтированы ненадежные и опасные торпедные аппараты Джевецкого.
  • Установлены новые дизельные двигатели.
  • Усилено артиллерийское вооружение.
  • Обновлено радио- и навигационное оборудование.

Лодка получила новое обозначение «Б-2» и продолжила службу в составе Морских сил Балтийского флота, став учебной платформой для подготовки новых поколений советских подводников. На ней отрабатывали задачи погружения, торпедные атаки и навигацию. Фактически, «Пантера» стала живым учебником и связующим звеном между царским и советским флотом.

Подводная лодка «Пантера»
Подводная лодка «Пантера»

Великая Отечественная. Ветеран снова в строю

Когда грянула Великая Отечественная война, «Пантере» было уже 25 лет — по меркам подводного флота это был глубокий старик. Новейшие советские подлодки серий «Щ» («Щука») и «С» («Сталинец») были на голову современнее.

Несмотря на это, старушка-«Пантера» была включена в состав действующего флота. Ее задачи в первые, самые трагические месяцы войны были крайне важны:

  • Разведка в Финском заливе.
  • Патрулирование подступов к Ленинграду.
  • Подготовка молодых подводников в условиях, когда каждая боеспособная единица была на счету.

Совершать дальние походы и атаковать вражеские конвои она уже не могла — не хватало скорости, маневренности и живучести. Но сам факт того, что корабль, спущенный на воду при царе, нес службу в самой страшной войне XX века, вызывает огромное уважение.

В 1942 году, исчерпав свой ресурс, «Пантера» была переклассифицирована в плавучую зарядовую станцию — использовалась для подзарядки аккумуляторов других лодок. В 1955 году, после почти 40 лет службы, ее исключили из списков флота и разобрали.

Подводная лодка «Пантера» во время парада
Подводная лодка «Пантера» во время парада

Наследие «Пантеры»

История «Пантеры» уникальна. Это история не одного корабля, а целой эпохи в истории российского флота.

«Пантера» стала мостом между Императорским, советским и современным российским флотом. Она доказала, что традиции, опыт и кадры — это основа военно-морской мощи. Опыт ее успешных атак лег в основу тактики советских подводников в годы Великой Отечественной войны.

Долгая служба лодки — это прямая заслуга русских инженеров дореволюционной школы, заложивших в проект огромный запас прочности. «Пантера» воспитала несколько поколений моряков-подводников, которые на ее примере учились мужеству и профессионализму.

«Пантера» не была самой большой или самой мощной подлодкой. Но ее имя навсегда вписано в историю золотыми буквами как символ стойкости, долголетия и невероятной судьбы корабля-легенды.