Работая с некоторыми франшизами и партнерами, понимаю что для каждого человека слово «франшиза» несет за собой разные понятия.
Многие воспринимают это как «партнерство» в то время, как в действительности это нечто другое. На деле - это наработанные материалы бизнеса передаются другим людям и не обязательно даже чтобы это было что-то супер-сверх-крутое и грандиозное, как большинство это представляют. Из «наработанных материалов» может быть и даже просто листок с А4 где пару пунктов прописаны обычной информации которую легко даже найти в интернете. При покупке франшизы даже не обязательно обучать партнеров и не обязательно что-то секретное передавать. Это всегда выбор владельца бренда и покупателя, а также не всегда владельцы бренда дают ознакомиться с материалами перед покупкой, многим это показывается как «сюрприз» или «неожиданность».
- Также владелец сам вправе решать что он будет бонусом давать партнеру и будет ли это платно или будет входить в роялти.
Роялти - это ежемесячный взнос за то что владелец бренда дал разрешение пользоваться франшизой (те названием бренда и всей внутрянкой которую он предоставил). А также получение свежих обновлений в бизнесе, например: свежий дизайн меню, визиток, прайсов, срм и многое другое что нужно обновлять с переменами на рынке. Но опять же, это решает сам владелец бренда и заранее оговаривается и прописывается в договоре, который нужно внимательно читать покупателю франшизы, чтобы после подписания и работы не было недопониманий. По поводу суммы роялти - обычно это от 1% до 10\20 и выше. Опять же - владелец бренда сам решает какая сумма будет оптимальна для него и для покупателя бренда. В редких случаях случается так что роялти не берут владельцы бренда, но ведь компания должна на чем-то зарабатывать, не правда ли?
Поэтому предоставляют какие-то обязательные услуги, от которых новоиспеченный владелец бизнеса не сможет отказаться, так как это очень сильно повлияет на его доход либо он просто не сможет работать. В таких случаях делают наценку х2 от рынка, либо владелец строит склад\офис\производство, где будет делать продукцию в больших объемах и соответственно это будет выгодно для компании — стабильный поток заказов от партнеров.
Также есть «паушальный взнос» - это разовая фиксированная сумма которая вносится будущим владельцем бизнеса по франшизе, получает разрешение на пользование брендом а также получает все наработанные материалы и обучение, если же оно конечно имеется.
Что заметила при работе, где владелец бренда продает франшизу: многие кто покупает франшизу думают «ну вот я купил франшизу, теперь попрет, настоящая кнопка бабло и можно ничего больше не делать» — но это не так. Перекладывать ответственность и всю работу на владельца бренда - не лучший выбор, это 100%-й крах бизнеса. И из-за незнания людей, огромное количество процента так оно и происходит — «покупатель франшизы» открывает локацию\бизнес и думает «ну все, вот она, пассивная кнопка бабло» и скидывают все на владельцев, ведь это якобы «в их интересах чтобы мой бизнес тянул», но на самом деле по большей части это не так, за «покупателя» никто тащить не будет.
Это теперь его бизнес, да, под другим брендом, да, под определенными правилами, но если это адекватная франшиза - покупатель получает хорошее обучение и нормальную бизнес модель. Которую он может при согласовании с владельцем модернизировать. Но лишь при разрешении владельца, обсудивши все нюансы - это можно будет делать, потому что во многих договорах есть ограничивающие и штрафные санкции, при которых можно попасть в просак, если «покупатель» не достаточно внимателен. Если не готов полноценно тащить и развивать франшизу - не покупай. Если не нравится позиционирование и это тебе не близко - не лезь в это. Ты закроешься через год. Но самое главное помни - если ты перекинул все на владельца бренда, не платил своевременно роялти, либо вообще не однократно нарушал договор - ты закроешься, либо с помощью владельца бренда либо из-за своей же упертости и лени.
Что должна представлять из себя хорошая, адекватная франшиза?
Как понять что «вот он, нормальный бизнес при котором можно зарабатывать»
Адекватный владелец бренда - это всегда залог роста компании. Но это все абстрактно, давайте обсудим боле реальные моменты:
- Есть чек-листы как для руководителей, владельцев, директоров, сотрудников. Где каждый знает свою зону ответственности.
- Просчитана бизнес модель и под каждый город владелец бренда ее помогает подсчитать.
-Имеется обучающая система, и огромный плюс если она хорошая и подробная. Это можно узнать на встрече с владельцем бизнеса, чтобы хоть как-то мельком показал как выглядит. Чем больше информации, тем круче по факту франшиза, так как там все уже обкатано и пройдено и ты получаешь самую рабочую схему с учетами всех рисков в процессе работы и всех моментов и как их решать.
- Большая команда - всегда огромный плюс. А особенно если Владельцы могут предоставить за доп плату (в идеале по рынку) своих обученных в этой нише сотрудников.
- У владельца франшизы должно быть четко просчитано что входит в «паушальный взнос» и «роялти» именно в его нише. И это он должен передавать открыто и ты должен понимать что и за сколько ты покупаешь.
-Будет ли помощь и обратная связь на протяжении работы бизнеса по франшизе. (Это важный момент)
Это самый стандартный список того, что бы понять хорошая ли это франшиза, либо просто бизнес для владельца который пачками продает их лишь бы заработать на покупателе и забыть о его существовании.
Есть очень много знаменитых франшиз которые так и делают: открывают бизнес, и сразу начинают продавать франшизы без отточенной работы, без обучения и каких-либо наработках, просто передается обучалка-презентация на 20-50 страниц (чаще даже и 5 страниц не набирается).
- Самый огромный плюс - если владелец бренда верит в свой бизнес и сам владеет одной или несколькими точками, если они у него прибыльные и успешные, значит то, что он говорит - нужно делать под копирку и тогда у тебя тоже будет прибыль и успех. Потому что согласись, странно если у владельца бренда все получается и все супер, а у тебя все плохо? Скорее всего что-то делаешь не так, прислушайся к словам что тебе говорит команда и владелец, они ведь имеют опыт, а также хотят чтобы локация покупателя была такой же прибыльной и это был прекрасный кейс, которым он будет гордиться.
По опыту заметила, что бывает приходят «самые умные» покупатели и начинают гнуть свою линию, говорить что нужно, что не нужно и полностью игнорировать знания и опыт в нише, в которой «владелец бренда» сделал и делает успех. Такие тоже быстро закрываются в убытках лишь потому что они считали что у них больше знаний потому что они «опытнее, старше, образованнее, умнее и тд». Но к сожалению, бренд который который давно на рынке, имеет большую базу - они уже обкатали все моменты и нюансы и в конкретно этой нише - они как не крути — знают больше.
Также большинство «покупателей» когда закрывают свой бизнес думают что во всем виноват «владелец бренда». Но обратите внимание, насильно никто не заставляет покупать франшизу, это такой же бизнес как и другие, только в франшизах хороших есть огромные плюсы:
— Наработанные, обучающие материалы
— Опытная команда которая может помочь
— Знакомый людям бренд, к которому есть доверие, а значит - они будут ходить именно туда и пользоваться этими услугами.
— Рабочая система
— Связь с владельцем бренда который может дать совет, если конечно нужно будет и попросит сам «покупатель»
При правильном выборе покупки франшизы можно очень круто заработать, а если необдуманно покупать..можно сильно влететь на огромные деньги.
Тогда вопрос « а зачем мне тогда покупать франшизу, если все так плохо?»
- Ответ прост — если сами открываете бизнес - это ноунейм, которому нужно долго вызывать доверие покупателей, а также много вкладывать на тесты рекламные, изучать нишу. А это значит что ты 90% всего бюджета сольешь в течении 1-2х лет. А также поиск и подбор подрядчиков, не всегда они работают и выполняют качественно задачи.
А при покупке франшизы по факту ты экономишь и имеешь базу поставщиков, базу клиентов и полную поддержку от команды и самого владельца бизнеса.
Не надейся что твой личный бизнес стрельнет только потому что у тебя «гениальная идея которой нет нигде», у тебя может стрельнуть на много быстрее при покупке франшизы, с первого месяца сделать х2-3 от ожидаемых цифр из открытии собственного без опыта.