Найти в Дзене

5 правил финансовой грамотности, которые важно привить ребёнку до 10 лет, чтобы во взрослой жизни он не столкнулся с транжирством и долгами

Оглавление

Финансовая грамотность это вовсе не про деньги ради денег. Это про свободу. Про ощущение, что завтра ты не окажешься в тупике и сможешь спокойно дышать.

Представьте, что ваш ребёнок вырос, получил первую зарплату. Что он сделает? Побежит за телефоном в кредит? Прожжёт всё за неделю? Или всё-таки спокойно разложит: столько на жизнь, столько в копилку, а вот эта часть на мечту?

Грустная правда в том, что даже во взрослом возрасте многие так и не подружились с деньгами. Кто-то постоянно крутится в долгах, кто-то успевает спустить всю зарплату за пару дней, а кто-то живёт с вечным комом в груди:

"а что будет завтра?"

Знакомо?

А ведь всему этому можно было научиться заранее, ещё в детстве. Если ребёнок учится не спускать все карманные деньги за один день, а откладывать часть на что-то важное, он уже делает первые шаги к тому, как в будущем будет управлять своей зарплатой.

Экономисты и психологи говорят, что примерно к десяти годам у детей формируется базовое отношение к деньгам, свой маленький "свод правил", который потом незаметно работает всю взрослую жизнь.

Если в это время помочь ему увидеть в деньгах не только купюры, но и инструмент, то он вырастет увереннее и спокойнее. И речь тут вовсе не о миллионах. А о простых навыках (уметь подождать, отложить, спланировать, выбрать и поделиться).

Эта статья не про финансовые термины, а про обычные родительские шаги, которые меняют будущее. И не через лекции, а через игру, разговоры, внимание и примеры. Главное, вовремя начать.

Деньги не растут на деревьях. Даём понять, откуда они берутся

Для детей деньги это просто бумажки или цифры в телефоне, которые магическим образом появляются, когда надо. Задача родителей развеять эту магию. Объясните, что деньги это результат усилий. Покажите, как вы работаете. Расскажите, что вы делаете, зачем и что получаете взамен.

Важно говорить об этом спокойно, без жалоб, но честно. Например, сказать:

"Сегодня я задержалась на работе, потому что у меня был важный проект. За него мне заплатят, и мы сможем поехать в кино в выходные".

Такие детали делают деньги реальными в глазах ребёнка.

Можно предложить малышу "мини-работу" по дому. Не за каждую обязанность, а за особенные дела (помыть машину, разобрать старые игрушки, сделать открытку бабушке). Пусть он сам заработает первые деньги, почувствует, что это не просто дали, а он сам получил. Это совсем другое ощущение.

Сделайте небольшой "банк дел", из которого ребёнок может выбирать задания. Записывайте результаты. Введите понятие "заработал" и "отложил". Так ребёнок начнёт понимать, что деньги не валятся с неба, они приходят за усилия.

Когда ребёнок сам заработал пусть даже 20 рублей, то он к ним относится как взрослый. Бережнее, осознаннее.

Научить ждать и копить это научить управлять желаниями

Почти у каждого взрослого были спонтанные траты, о которых потом жалели. Вот пошёл за хлебом, и вышел с техникой. Умение ждать и копить не просто про деньги, а про контроль над собой. Про выбор. Про взрослость.

Сделайте из копилки волшебный проект. Назовите её, украсьте вместе. Пусть ребёнок сам решит, на что хочет копить. Вместе рисуйте шкалу накоплений, клеите стикеры, празднуйте каждый шаг. И главное, поддерживайте. Если он выдержал месяц накоплений это уже победа!

Добавьте элемент истории. Пусть это будет "сундук сокровищ" или "путешествие к мечте". Каждый отложенный рубль, как шаг к цели. Используйте визуальные инструменты: графики, наклейки, открытки. Делайте накопление увлекательным.

Обсуждайте, на что можно копить, а на что не стоит. Помогите сравнивать:

"Вот это стоит дорого, но быстро надоест. А это дольше, но полезнее".

Учите анализировать свои желания.

Чем раньше ребёнок почувствует, как круто достигать цели самому, тем крепче станет его внутренняя опора.

-2

Карманные деньги это мини-тренажёр взрослой жизни

Не бойтесь давать ребёнку деньги. Но не просто так, дайте с доверием и ответственностью. Пусть он знает, что на неделю у него есть определённая сумма, и распоряжаться ей он должен сам.

Да, вначале он может потратить всё на жвачки. И это нормально. Главное не вмешиваться сразу, не читать нотаций. Просто обсудите потом, доволен ли он тратами, что можно было бы сделать иначе? Это важнейшая часть процесса.

Можно даже завести маленький блокнот или табличку, туда записывать покупки, желания, идеи. Финансовый дневник, звучит серьёзно, а на деле, весело и полезно.

Попробуйте раз в месяц проводить "бюджетную встречу", обсуждать вместе, сколько он получил, на что потратил, на чём можно сэкономить. Не как контроль, а как совместный проект.

Ошибки в 8 лет на 100 рублей, это лучше, чем ошибки в 28 лет на 100 тысяч.

-3

Три копилки: учим делить и думать шире

Один из самых красивых и действенных методов - завести три копилки:

  • на повседневные радости (например, сладости или игрушки);
  • на мечту (велосипед, крутая настолка, поездка);
  • на добро (кому-то помочь, сделать подарок, перевести в приют).

Так ребёнок учится, что деньги, это не только про "себе", но и про "позже" и "другим". Это воспитывает щедрость, дисциплину и уважение к труду. К тому же, развивает мышление, что сегодня это не всё, завтра тоже важно.

Пусть копилки будут яркими и разными. Можно подписать:

"Сейчас"
"Потом"
"Для других"

Можно использовать прозрачные банки, чтобы ребёнок видел, как растёт сумма. Обязательно хвалите за осознанный выбор.

Иногда предлагайте детям делать "финансовые решения", на что потратить, от чего отказаться, куда направить часть добрых денег. Так формируется ответственность и внутренняя зрелость.

Трёхсекционный подход даёт ребёнку ощущение контроля. А контроль, это то, что в будущем превращается в уверенность.

Играйте в деньги всерьёз и с радостью

Учить ребёнка через игру это не просто эффективно, это весело. Поставьте на кухне "магазин": расставьте продукты, сделайте ценники, выдайте монетки. Один продавец, другой покупатель. Потом меняйтесь. Считайте, сдавайте, торгуйтесь!

Есть масса настольных игр: "Монополия", "Денежный поток", карточки с задачами. А можно придумать свои. Например:

"Если ты накопишь 300 рублей, мы добавим 200 и вместе купим тебе настолку".

Придумайте семейные "финансовые квесты". Например, купить всё для ужина на 500 рублей, спланировать праздник в пределах бюджета, собрать "антикризисную корзину". Это развивает воображение, смекалку и учит финансовому мышлению на практике.

Главное не превращать это в занудство. Пусть будет смех, азарт, обсуждения. Деньги это не только напряжение и расчёты. Это ещё и мечты, возможности и выбор.

Когда деньги это не табу, а часть жизни, ребёнок вырастает с ними на "ты", а не на "ой, я не умею".

-4

Самое важное из этой статьи

Финансовая грамотность это как навык катания на велосипеде. Если научился в детстве, то не забудешь никогда. А если не научился, потом будет сложно, страшно и часто больно.

Не нужно превращать семью в банк. Не надо читать лекции и держать таблицы. Но говорить о деньгах нужно. Понятно, спокойно, по делу. Показывать, как вы считаете, как выбираете, как копите. Быть примером. Делать вместе.

Если ребёнок с детства знает, что деньги это не зло и не волшебство, а просто инструмент, он вырастет человеком, у которого меньше тревоги и больше уверенности. А значит, больше свободы. Он не испугается финансовых задач, не попадёт в долговую яму и будет относиться к деньгам с уважением, без страха и иллюзий.

А вы уже говорили с ребёнком о деньгах? С чего начнёте? Или, может быть, уже начали? Напишите, интересно сравнить опыт!