После посещения Шокши и Кварцитного я отправился далее на юг вдоль Онежского озера.
Юг Карелии, север Ленинградской области и Вологодская область - это район традиционного проживания одного из малочисленных народов России - вепсов.
Примерно на полпути до местечка, которое принято считать центром вепской культуры и где она поддерживается, сохраняется язык и традиции, мне встретилось небольшое село.
Вехручей
Как и Шокшу это село сложно назвать особо живописным, но в нём стоит немного задержаться. В отличии от Шокши там есть один объект, который может заинтересовать любителей архитектуры и истории.
Вехручей - это поселение из одной улицы, которое если не особо смотреть по сторонам, можно проехать насквозь и ничего не заметить.
Несколько старых домов и практически всё! Конечно, если захотеть, то можно ещё раз отметить особенности карельских домов, где есть два этажа. Невысокий первый, и более высокий второй.
Принято считать, что такое решение позволяло семьям зимой перебираться на второй, где теплее и так экономить тепло.
Какого-то особого декора - полотенец, наличников и красивых резных деталей почти не встречается. Всё очень простенько.
За настоящими памятниками надо ехать на Кижи, там дома уже заметно богаче и интереснее.
Кто-то нетерпеливый: Так, а что там за интересное-то? Что там может заинтересовать?
Село Вехручей не всегда был таким и о его лучших временах, когда дела шли удачнее сейчас напоминает объект, которые принято именовать заброшками.
Кто-то внимательный: Раз село, то значит должна быть и церковь.
Всё верно! И она есть.
Храм Рождества Христова, построенный в начале прошлого века (1912 - 1915 гг.), стоящий прямо возле дороги, был построен на собственные средства жителей села, что говорит о многом.
Храм был закрыт в 30-х годах, большой главный купол в виде луковки и верхняя часть колокольни не сохранились.
Состояние здания и его стен, по моему скромному мнению, оставляет надежду на то, что однажды найдутся средства и храм обретёт свой первоначальный облик. Пока ещё не поздно.
Едем дальше...
Шелтозеро
Это село на юге Карелии и есть тот самый центр вепской культуры, где усилиями и стараниями местных жителей и носителей языка поддерживаются традиции небольшого народа, численность которого согласно последней пересписи не превышает 5 тысяч человек.
Само село заметно крупнее и интереснее чем все предыдущие населённые пункты и в Шелтозеро стоит сделать остановку и немного задержаться.
Хотя бы, чтобы сфотографировать вот этот самый дом...
Тут уже более затейливая архитектура и декор, есть что поразглядывать и на что обратить внимание.
Дом Мелькина с ходу обращает на себя внимание и не зря. Построенный в начале ХIХ века, он был был отреставрирован в 70-х годах пролого века и превращён в музей.
Изначально дом зажиточных крестьян семьи Мелькиных стал музеем вепской культуры имени Рюрика Петровича Лонина.
Музей назван в честь местного писателя и краеведа, много сделавшего для сохранения вепского наследия.
Внутрь попасть очень хотелось, но, увы, не получилось. На момент моего визита музей был закрыт (июнь 2020 года).
Поэтому оставалось только походить вокруг и поснимать то, что попадёт в кадр.
Если вы бывали в Карелии и успели покататься по деревушкам, то, возможно, кое-где вам встречались вот такие заборчики из жердей.
Сейчас они попадаются всё реже и массовый турист их может встретить пожалуй лишь в Кижах.
Журавлиное крыло (kurrensiibine aida, по-карельски) - это одна из тех колоритных карельских фишек, которые делают картинки очень атмосферными и запоминающимися.
Пока гулял вокруг да около музея, обнаружил и ещё кое-что. Догадались?
Кто-то очень внимательный и наблюдательный: Догадались!
Буквально в нескольких шагах от местного этнографического музея и центра вепской культуры обнаружилась интерсеная деревянная резная штуковина.
Здесь бы очень кстати был рассказ экскурсовода о том что же означает этот самый истукан, но пришлось рыться и узнавать самому.
Так, мне удалось раскопать, что автор этого идола тот самый Рюрик (не варяг, другой, который Петрович).
Хотя вепсы были обращены в христианство ещё в период Новгрородской Руси, но какая-то часть их культуры сохранила остатки языческого наследия и верований.
В любом случае, истукан немного напоминающий гриб - это такая же местная знаменитость как и сам музей.
В остальном же Шелтозеро выглядит как обычная деревенька с характерными атрбутами и деталями сельской жизни.
В селе помимо музея есть ещё две церкви и часовня, взглянуть на которые мне тоже было интересно. Вдруг там что-то изящное и резное.
К сожалению, доступ к обоим церквям было немного затруднён, ковидные ограничения сделали своё дело. Поэтому опять пришлось снимать украдкой и издалека.
Уже на выезде из села попалось на глаза нечто забавное и непонятное, что захотелось рассмотреть.
Резьба по дереву для меня не менее привлекательна чем чугунное литьё или красивая ковка.
В странноватом на вид здании магазинчика, который почему-то был густо увешан деревянными детальками как новогодняя ель, находится музей-мастерская местного умельца - Ивана Ивановича Марценюка.
Обязательно загляните внутрь, вдруг захочется приобрести какой-нибудь сувенир.
После краткого знакомства с содержимым этого деревянного мирка, я отправился далее на самый краешек Карелии.
Рыбрека и Другая Река
В этих насеённых пунктах времени провёл совсем мало и чего-то особо интересного там кроме пары памятников я не нашёл (возможно, что плохо искал).
Если вы читали мою статью про поездку в Пряжу, то быть может помните памятник Марии Мелентьевой, который я вам показывал.
В Рыбреке установлен памятник другой девушке-партизанке, которая участвовала в операции по доставке важных сведений в штаб фронта - Анне Лисицыной.
Как и в честь Марии Мелентьевой в Петрозаводске также есть улица, названная в честь этой героини.
Всего на мемориале в селе выгравировано 240 фамилий участников боевых действий, что для такого населённого пункта просто огромная цифра.
Изначально имён было около 70, но в 80-ые годы список дополнили именами всех сельчан кто уходил на фронт и не вернулся.
В местечке под названием Другая Река обращают на себя внимание не памятники, интересные домики или церквушки, а нечто другое рукотворное. Если быть точнее, то результат хозяйственной деятельности.
Огромная груда камней мигом ответит на вопрос, который у вас непременно возникнет по пути из Петрозаводска в этом направлении.
На всём протяжении дороги на юг вам регулярно будут встречаться шаланды тянущие огромные глыбы камня на последующую обработку.
Карелия известна своими запасами многочисленных минеральных ресурсов и огромного множества всевозможных пород камня, который идёт на декоративную отделку (ценные и редкие породы), строительство зданий и дорог.
Карельский камень отличают высокие потребительские свойства, в частности твёрдость.
Маленькое уточнение: Как я и упоминал в прошлой статье описываемые события относятся к июню 2020 года. На тот момент асфальт заканчивался на подъезде к Рыбреке. Далее дорога была уже укатанной грунтовкой.
Ехать было, в целом, комфортно, не трясло, но вот пыли было много. Очень. Возможно, что сейчас на этом участке уже асфальт. Надо уточнять. В любом случае, ехать можно.
Далее меня поджидал самый краешек Республики.
Каскесручей
Этот населённый пункт последний перед Ленинградской областью. На этом можно было бы и закончить мой рассказ и закругляться, но была пара моментов, которые заставили меня отсрочить возвращение обратно в Петрозаводск.
Каскесручей тоже не блещет обилием достопримечательностей, хотя само местечко очень симпатичное. Даже если не брать во внимание прекрасную погоду, которая благоволила мне в тот день.
Есть в этой крохотной деревушке одна штука, которая меня очень удивила. И эта штука на фото выше.
Кто-то: И где она? Чего тут такого? Озеро что ли?
Не совсем. Онежское озеро я уже видел с разных сторон и объезжал почти всё (остался небольшой краешек, который надеюсь тоже однажды закрыть).
Самое удивительное кроется в том какой в этом месте берег. Он необычный.
Практически на всём своём протяжении береговая линия нашего горячо любимого озера представляет из себя низкий песчаный берег, этакий бесконечный пляж с узкой полоской вдоль кромки воды.
Где-то дно у берега каменистое, где-то песчаное. Встречаются тихие заводи, заросшие тростником, есть скальные выходы с отшлифованными поверхностями, которые именуют лбами за их гладкость.
Иногда на таких лбах встречаются знаменитые петроглифы с изображениями оставленными первобытным человеком тысячи лет назад.
В деревушке Каскесручей берег совершенно иной.
Он высокий! В этом бы не было ничего удивительного если бы такие обрывистые берега встречались где-то в других местах (мне они не попадались).
Опять же удивляет не сама высота, я видел берега рек и озёр повыше, но для Онего это прям редкость. Нетипичная картина.
Стоя на высоком берегу вид на озеро открывается шикарный, во всю мощь и безграничную синь.
Приехав Каскесручей ощутил какое-то особое состояние, которое в то время в городе как-то утратилось со всеми этими масками и прочими ограниченими.
Можно было бы съездить только ради этого ощущения и возможности насладиться красивыми видами.
Идея устроить подобный марш-бросок из душного города в этой деревушке заиграла новыми красками.
Оказавшись в Каскесручье тогда так и хотелось задать себе вопрос, который хочется задать вам.
Хватит или продолжать? Может обратно в город?
ПС. У меня и из Петрозаводска фотокарточек и открыточных видов в архиве полно. Есть что показать)))