Эта история началась еще в конце 19 века назад. Путешествуя по южной оконечности территории, которая называется сейчас Республикой Тыва, сотрудник Минусинского музея Дмитрий Александрович Клеменц обнаружил в горах, в непосредственной близости с границей Монголии живописное озеро Тере-Холь, посреди которого, на острове находились развалины некой древней крепости.
Крепость на острове местные жители называют «Пор-Бажын», что в переводе с тувинского языка означает «глиняный дом». Хотя местные жители не знают, что же это за объект: торговый пост, крепость, буддийский монастырь или летняя резиденция какого-то местного правителя. Отсюда до сих пор одни лишь версии и легенды, которые часто противоречат объективным фактам.
В середине прошлого века советский археолог Севьян Вайнштейн провёл на острове первые раскопки и предположил, что крепость Пор-Бажын была якобы построена в середине VIII века по приказу главы Уйгурского кагана Элетмиш Бильге-кагана. В 750 году каган якобы пришел с войсками на территорию нынешней Тувы с целью ее захвата. Для того чтобы закрепиться на завоеванной территории он и возвел тут крепость.
В 2018 году российские ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова и Института географии РАН обратились за помощью в одну из главных мировых лабораторий радиоуглеродного анализа, расположенную в Гронингенском университете. Они отправили три спила лиственницы из стен крепости Пор-Бажын в Нидерланды и вскоре получили ответ: дерево было срублено в 777 году.
После сопоставления данного исторического контекста и датой строительства учеными объявили, что на острове была не крепость, а монастырь 8 века. Вроде бы все! Точка! Историки праздную победу в раскрытии тайны Пор-Бажына. УРА!!!!
Но я бы не спешил радоваться. И вот почему!
Я не буду сейчас поднимать вопрос о достоверности радиоуглеродных анализов древесины, и как в наглую подгоняют результаты под конкретные запросы. Как срубленное дерево 19 века объявляется средневековым или даже античным. Об этом у меня на канале не раз рассказывалось.
Я не могу понять, как по куску дерева можно судить о древности самой крепости? Ведь, рабочие могли использовать для строительства крепости деревянные бруски от какого-то другого более древнего строения, чьи останки находились где-то неподалеку. Для примера, если я сейчас сооружу сарай на даче из досок брошенного деревенского дома 19 века, это же не значит, что мой сарай тоже 19 века постройки. Но ученые считают иначе! Далее!
Историки уверяют нас, что история Пор-Бажына начинается с карты знаменитого русского картографа Семена Ремезова, который якобы сам обнаружил в конце 17 века эти развалины крепости и сделал о них специальную запись на карте. «Город каменный старой, две стены целы, две развалили, а котора города — того не знаем».
Но сразу хочется возразить эти историкам: А с какого перепуга эта надпись на карте Ремезова относится к Пор-Бажыну? Про Пор-Бажын там ни слова. У Ремезова есть лишь упоминание о руинах некого строения и не более.
Тем более, в Пор-Бажине, обнаруженном в конце 19 века, были целыми все четыре стены, а не две, как написано на карте Ремезова, что явно указывает, что речь у него идет точно о другой крепости. Но многие исследователи упорно не замечают этого или не хотят, иначе, как потом подтянуть к ней тувинскую легенду и рассказывать байки о древности этих развалин.
Но кто же построил эту крепость и главное, когда?
Многие исследователи почему-то сразу же ухватились за "уйгурский" след в истории крепости, хотя Пор-Бажын в уйгурских источниках нигде не упоминается.
Впервые серьезно крепость была обследована в 1891 году этнографом и археологом, участником русской Орхонской экспедиции в Среднюю Монголию Дмитрием Клеменцом. Ученый отметил внешнее сходство развалин на озере Тере-Холь с остатками древнего города Кара-Балгасун на реке Орхон в Монголии и предположил, что время строительства этой крепости относится к 8 веку, но при этом добавил, что «Строителями Пор-Бажына были точно не монголы, не китайцы, и вряд ли кидане или джурджени».
Удалось выяснить, почему крепость вдруг оказалась на острове. Благодаря исследованиям группы геоморфологов и почвоведов из МГУ им. Ломоносова и Института Географии РАН удалось установить, что за всю свою историю существования озеро Тере-Холь несколько раз исчезало практически полностью. Происходило это в результате того, что землетрясения, которые в прошлом достаточно часто происходили в этих местах, время от времени приводили к исчезновению подземных ключей, питающих данный водоем. По-видимому, в один из таких периодов «осушения» Тере-Холь и была построена крепость.
Многие исследователи, когда говорят об "уйгурском" следе, всегда обходят стороной неудобный факт того, что на территории крепости было найдено захоронение мужчины европейской внешности в деревянном гробу. Но уйгуры никогда не хоронили в деревянных гробах.
И напоследок! Многие исследователи забывают упомянуть один важный факт: Помимо крепости в Тере-Холе, в Туве известны развалины и других 14 подобных крепостей, построенных по той же технологии. Но почему про них никто особо не рассказывает? И почему? А все просто! Они признаны всеми исследователями поздними постройками, так как были построены не ранее начала 19 столетия.
Для примера, русский этнограф и археолог 19 века Дмитрий Александрович Кле́менц, обследовав Пор-Бажын и другие подобные крепости в Туве, не обнаружил в них никакого древнего культурного слоя, а только обломки керамической посуды, железные гвозди и другие артефакты 19 века.
Этот неудобный факт подтвердил известный советский историк и археолог, член-корреспондент Академии наук СССР Сергей Владимирович Киселёв. Больше всего археолога удивил чрезвычайно тонкий культурный слой Пор-Бажына. В некоторых местах были найдены кости баранов (это опровергает версию о том, что Пор-Бажин якобы был буддистским монастырем, поскольку буддийские монахи не едят мясо), несколько женских украшений и кузнечных заготовок.
Более, он выдвинул версию, что многие, якобы древние тувинские крепости, скорее всего, были построены в 19 веке русскими казаками-переселенцами, используя местных рабочих и совместную технологию строительства. Отсюда и восточная черепица на крышах зданий крепости.
Яркий пример с русской албазинской крепостью, что была на Амуре в 17 веке. На крышах зданий русского Албазина тоже можно было увидеть китайскую черепицу. Об этом упоминали московские послы, когда приехали подписывать Нерченский мирный договор 1689 года. Но никто не называет Албазин древним китайским городом.
И еще один важный момент, о котором мало кто знает из исследователей. Крепость Пор-Бажын находится на линии сибирских оборонительных укреплений 19 столетия. Эта сибирская линия проходила не только в Западной Сибири на границе с казахскими степями, но и вдоль всей Монголии, вплоть до Амура.
Особенно много было построено крепостей, форпостов и острогов на юге Красноярского края, в первой половине 19 столетия. Как раз в том месте, где и была обнаружена крепость Пор-Бажын. Так как на границе с Монголии лесов было мало, что крепости строили, в основном, из глины и камня, по восточному образцу.
А во второй половине 19 века, многие из этих казачий застав и военных крепостей-городков были просто брошены и превратились в развалины.
Совпадение? Не думаю!
Но многие исследователи не хотят слушать про 19 век, все равно слепо верят в древность этой крепости-монастыре, и придумывают все новые и новые байки о древней истории уйгурского народа и Тувы. Так и сочиняется современная история!
А вы что обо всем этом думаете? Напишите мне в комментариях!!!