Найти в Дзене
STEAM.RU

Как настроить графику в играх: что отключать, влияние на FPS и картинку

Современные игры предлагают множество графических настроек, которые могут как превратить игру в произведение искусства, так и заставить даже мощный компьютер работать с неприемлемой частотой кадров. Разобраться в том, какие параметры стоит снижать в первую очередь, а какие почти не влияют на производительность, — задача не из легких. Эта статья поможет вам найти идеальный баланс между визуальной красотой и плавностью игрового процесса. Каждый геймер хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда новая долгожданная игра запускается с удручающе низким FPS или, наоборот, выглядит значительно хуже, чем могла бы на вашем оборудовании. Понимание того, какие настройки за что отвечают, позволит: Добавьте эту статью в закладки, и вам больше не придется вспоминать, что такое анизотропная фильтрация или подповерхностное рассеивание — вся необходимая информация всегда будет под рукой. Что это: Количество пикселей, отображаемых на экране (например, 1920×1080, 2560×1440, 3840×2160). Влияние на производи
Оглавление

Современные игры предлагают множество графических настроек, которые могут как превратить игру в произведение искусства, так и заставить даже мощный компьютер работать с неприемлемой частотой кадров. Разобраться в том, какие параметры стоит снижать в первую очередь, а какие почти не влияют на производительность, — задача не из легких. Эта статья поможет вам найти идеальный баланс между визуальной красотой и плавностью игрового процесса.

Зачем разбираться в настройках графики?

Каждый геймер хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда новая долгожданная игра запускается с удручающе низким FPS или, наоборот, выглядит значительно хуже, чем могла бы на вашем оборудовании. Понимание того, какие настройки за что отвечают, позволит:

  • Повысить производительность на более слабых системах
  • Получить максимальное визуальное качество на мощных ПК
  • Найти оптимальный баланс между графикой и FPS для вашей конфигурации
  • Сфокусироваться на тех визуальных аспектах, которые важны именно вам
  • Сэкономить время на методе "тыка" при настройке игр

Добавьте эту статью в закладки, и вам больше не придется вспоминать, что такое анизотропная фильтрация или подповерхностное рассеивание — вся необходимая информация всегда будет под рукой.

Настройки экрана

Разрешение экрана

Что это: Количество пикселей, отображаемых на экране (например, 1920×1080, 2560×1440, 3840×2160).

Влияние на производительность: Колоссальное. Чем выше разрешение, тем больше пикселей должна обрабатывать видеокарта.

Рекомендации: Если ваша система не справляется с игрой, снижение разрешения — один из самых эффективных способов повысить FPS. Однако это заметно ухудшает качество картинки. Оптимально использовать родное разрешение вашего монитора, а для повышения производительности снижать другие параметры.

Вертикальная синхронизация (V-Sync)

Что это: Технология, синхронизирующая частоту кадров игры с частотой обновления монитора.

Влияние на производительность: Ограничивает максимальный FPS до частоты обновления монитора, может вызывать небольшие задержки ввода.

Рекомендации: Включайте, если наблюдаете эффект разрыва экрана (screen tearing). Выключайте в соревновательных играх для минимизации задержки ввода. Современные альтернативы V-Sync, такие как FreeSync или G-Sync, лишены большинства недостатков обычной вертикальной синхронизации.

Глубина резкости (Depth of Field)

Что это: Эффект, имитирующий работу настоящих камер, размывающий объекты на переднем или заднем плане для фокусировки на определенной области.

Влияние на производительность: Слабое. Требует дополнительных ресурсов для просчета.

Рекомендации: Эффект больше подходит для кинематографичных сцен. В динамичных играх его часто отключают, так как он может мешать видеть детали на периферии.

Размытие в движении (Motion Blur)

Что это: Эффект размытия изображения при быстром движении камеры или объектов.

Влияние на производительность: Небольшое в большинстве реализаций.

Рекомендации: Многие игроки предпочитают отключать этот эффект, так как он может затруднять восприятие важных деталей во время быстрого движения. Однако в некоторых играх качественная реализация размытия может помочь визуально сгладить низкий FPS.

Поле зрения (FOV — Field of View)

Что это: Угол обзора, определяющий, насколько широко вы видите игровой мир.

Влияние на производительность: Умеренное. Расширение поля зрения увеличивает количество объектов, которые нужно отрисовывать.

Рекомендации: В шутерах от первого лица многие предпочитают более широкое поле зрения (90-110 градусов) для лучшего обзора периферии. В сюжетных играх часто используется более узкое FOV (70-80 градусов) для кинематографичности.

Качество освещения

Тени

Что это: Определяет качество и разрешение теней от объектов и источников света.

Влияние на производительность: Значительное. Высококачественные тени — один из самых ресурсоемких элементов современных игр.

Рекомендации: Для повышения FPS снижайте качество теней в первую очередь. Разница между ультра и высокими настройками часто почти незаметна, но может дать существенный прирост производительности. На низких настройках тени могут выглядеть зернистыми или вовсе отсутствовать.

Глобальное затенение (Ambient Occlusion — SSAO, HBAO+, HDAO)

Что это: Технология, улучшающая реализм теней в местах, где объекты соприкасаются или находятся близко друг к другу. Существует несколько реализаций:

  • SSAO (Screen Space Ambient Occlusion) — базовый вариант
  • HBAO+ (Horizon-Based Ambient Occlusion Plus) — улучшенная версия от NVIDIA
  • HDAO (High Definition Ambient Occlusion) — версия от AMD

Влияние на производительность: Высокое, особенно в продвинутых вариантах.

Рекомендации: Если нужно повысить FPS, можно снизить до базового SSAO или выключить полностью. Разница между отсутствием и наличием замечается сильнее, чем между разными типами этого эффекта.

Свечение, лучи света и лучи солнца (Bloom, Light Shafts, God Rays)

Что это: Визуальные эффекты, имитирующие рассеивание света вокруг ярких источников и прохождение световых лучей через преграды.

Влияние на производительность: Умеренное, зависит от количества источников света в сцене.

Рекомендации: Эти эффекты создают атмосферу и улучшают восприятие глубины сцены. Рекомендуется оставлять включенными при возможности, но в случае проблем с производительностью их можно снизить или отключить.

Отражения (Reflections)

Что это: Настройка, отвечающая за качество отражений на глянцевых поверхностях. Варианты включают:

  • SSR (Screen Space Reflections) — отражение только объектов, видимых на экране
  • Planar Reflections — высококачественные отражения на плоских поверхностях
  • Кубические карты (Cubemaps) — предварительно просчитанные статические отражения

Влияние на производительность: Высокое, особенно для динамических отражений.

Рекомендации: На слабых системах можно снизить качество до кубических карт или отключить SSR. В играх с большим количеством воды и зеркальных поверхностей качественные отражения важны для визуального впечатления.

Подповерхностное рассеивание (Subsurface Scattering)

Что это: Имитация прохождения света через полупрозрачные материалы (кожа, воск, листья).

Влияние на производительность: Умеренное, зависит от количества использующих этот эффект объектов в кадре.

Рекомендации: Заметно улучшает реалистичность персонажей и природных объектов. Если не критично для восприятия, может быть снижено или отключено на более слабых системах.

Текстуры

Качество текстур

Что это: Определяет разрешение и детализацию текстур объектов.

Влияние на производительность: Умеренное влияние на FPS, но сильное влияние на использование видеопамяти.

Рекомендации: Если у вашей видеокарты достаточно VRAM, старайтесь держать текстуры на высоких настройках — это сильно влияет на визуальное качество при относительно небольшом снижении производительности. При нехватке видеопамяти низкое качество текстур может привести к заиканию (stuttering).

Анизотропная фильтрация (Anisotropic Filtering)

Что это: Технология, улучшающая качество текстур при просмотре под углом (дороги, стены, поверхности, уходящие вдаль).

Влияние на производительность: Минимальное на современных видеокартах.

Рекомендации: Рекомендуется всегда устанавливать максимальное значение (16x), так как этот параметр значительно улучшает визуальное качество при минимальном снижении FPS.

Тесселяция (Tessellation)

Что это: Технология, добавляющая геометрическую детализацию 3D-моделям в реальном времени.

Влияние на производительность: Значительное, особенно на более слабых GPU.

Рекомендации: Особенно заметна на неровных поверхностях (камни, земля, вода). Можно снизить уровень или отключить на слабых системах, так как влияние на визуальное качество не всегда пропорционально снижению производительности.

Постобработка (Post-Processing)

Что это: Набор эффектов, применяемых к уже отрендеренному изображению: фильтры цветокоррекции, виньетирование, хроматическая аберрация и другие.

Влияние на производительность: Варьируется от незначительного до умеренного в зависимости от количества эффектов.

Рекомендации: Большинство эффектов постобработки можно отключить без существенной потери визуального качества, если требуется повысить производительность. Некоторые из них (например, хроматическая аберрация) многим игрокам не нравятся и отключаются даже на мощных системах.

Сглаживание (Anti-aliasing)

Что это: Технологии, устраняющие "зубчатость" (лестничный эффект) на краях объектов. Распространенные типы:

  • FXAA (Fast Approximate Anti-Aliasing) — быстрое и нересурсоемкое сглаживание, но может размывать текстуры
  • SMAA (Subpixel Morphological Anti-Aliasing) — лучший баланс качества и производительности
  • TAA (Temporal Anti-Aliasing) — использует информацию из предыдущих кадров, может создавать призрачные следы при движении
  • MSAA (Multisample Anti-Aliasing) — качественное сглаживание, но очень требовательное к ресурсам
  • SSAA (Supersample Anti-Aliasing) — самое качественное и самое ресурсоемкое

Влияние на производительность: От низкого (FXAA) до очень высокого (MSAA, SSAA).

Рекомендации: На слабых системах используйте FXAA или SMAA. На средних и мощных — TAA или сочетание нескольких технологий. MSAA и SSAA рекомендуются только для очень мощных ПК или в старых играх.

Трассировка лучей (Ray Tracing)

Что это: Продвинутая технология рендеринга, имитирующая реальное поведение световых лучей для создания сверхреалистичного освещения, теней и отражений.

Влияние на производительность: Экстремально высокое. Требует специальных GPU с аппаратной поддержкой (NVIDIA RTX или AMD RX 6000/7000 серии).

Рекомендации: Если у вас подходящая видеокарта, можно включить для значительного улучшения визуального качества. Обычно доступно несколько опций:

  • RT Reflections — реалистичные отражения
  • RT Shadows — физически корректные тени
  • RT Global Illumination — реалистичное распространение света
  • RT Ambient Occlusion — улучшенное затенение

Каждую опцию можно включать отдельно в зависимости от предпочтений и производительности.

DLSS, FSR и XeSS

Это технологии апскейлинга, позволяющие рендерить игру в более низком разрешении с последующим масштабированием до нативного с помощью ИИ или продвинутых алгоритмов.

NVIDIA DLSS (Deep Learning Super Sampling)

Что это: Технология масштабирования от NVIDIA, использующая ИИ для повышения разрешения.

Влияние на производительность: Существенно повышает FPS при минимальной потере качества.

Режимы:

  • Качество — минимальная потеря качества, умеренный прирост FPS
  • Сбалансированный — оптимальное соотношение качества и производительности
  • Производительность — максимальный прирост FPS, заметная потеря качества
  • Ультра производительность — экстремальный прирост FPS с существенными компромиссами в качестве

Требования: Видеокарты NVIDIA RTX серии (2000, 3000, 4000).

AMD FSR (FidelityFX Super Resolution)

Что это: Аналог DLSS от AMD, но не требующий специального оборудования.

Влияние на производительность: Аналогично DLSS, но с несколько меньшим качеством на режимах высокой производительности.

Требования: Работает практически на любых видеокартах, включая NVIDIA и даже интегрированную графику.

Intel XeSS

Что это: Технология масштабирования от Intel, сочетающая подходы DLSS и FSR.

Влияние на производительность: Сравнимо с DLSS и FSR.

Требования: Оптимизирована для видеокарт Intel Arc, но работает и на GPU других производителей.

Как отслеживать производительность

Для мониторинга FPS и других показателей производительности можно использовать:

  • MSI Afterburner с RivaTuner — самое функциональное решение с гибкими настройками
  • NVIDIA GeForce Experience — для владельцев видеокарт NVIDIA
  • AMD Radeon Software — для видеокарт AMD
  • Встроенные счетчики Steam — удобно для игр из библиотеки Steam

Подробную инструкцию по настройке мониторинга FPS можно найти в нашей статье: Как узнать FPS в играх.

Что в итоге?

При настройке графики в играх важно помнить, что нет универсального рецепта — всё зависит от вашего железа и личных предпочтений. Если нужно быстро повысить производительность, снижайте в первую очередь:

  1. Качество теней
  2. Эффекты освещения (ambient occlusion, объемное освещение)
  3. Постобработку
  4. Разрешение экрана (как последнее средство)

Параметры вроде анизотропной фильтрации лучше оставлять на максимальных значениях, так как их влияние на FPS минимально.

А для владельцев современных видеокарт рекомендуем использовать технологии масштабирования вроде DLSS или FSR — они дают отличный прирост производительности при минимальной потере качества.

На портале Steam.ru вы найдете множество других полезных гайдов и материалов для оптимизации вашего игрового опыта. Сохраняйте эту статью в закладки, и настройка графики в любой игре больше не будет для вас проблемой!