Одному из главных режиссеров эпохи Нового Голливуда, мастеру саспенса Брайану Де Пальме исполнилось 85 лет. Он родился 11 сентября 1940 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в семье итало-американцев и в детстве о кинематографе не помышлял — вместо этого собирал компьютеры. После окончания школы он поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке на факультет физики, но, посмотрев фильмы «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса и «Головокружение» Альфреда Хичкока, влюбился в кино. Окончив бакалавриат, поступил в колледж свободных искусств на театральный факультет.
Первыми фильмами Брайана Де Пальмы были документальные и независимые ленты (в нескольких из них снялся никому тогда не известный Роберт Де Ниро). Себя он видел американским Жан-Люком Годаром: в фильмах Де Пальмы нередко используются новаторские приемы режиссера французской Новой волны.
Рассказываем о десяти самых важных картинах Брайана Де Пальмы.
«Наваждение» (1976)
Автором сценария к фильму, вдохновленному хичкоковским «Головокружением», стал Пол Шрейдер — он создал его на основе рассказа, написанного им в соавторстве с Де Пальмой.
Картина рассказывает о благополучном застройщике Майкле Кортланде из Нового Орлеана, в жизни которого происходит несчастье — его жена и дочь похищены. В ходе полицейской операции, когда похитителей предполагалось взять с поличным, начинается автомобильная погоня — женщина и девочка погибают. Через 16 лет Кортланд встретит женщину, как две капли воды похожую на его жену.
«Кэрри» (1976)
Один из самых известных фильмов ужасов в мире задумывался как низкобюджетная независимая кинолента на основе первого опубликованного романа Стивена Кинга. Блокбастером он стал неожиданно — при бюджете $1,8 млн лента собрала $33,8 млн и получила две номинации на «Оскар»: Сисси Спейсек (Кэрри) могла стать лучшей актрисой, а Пайпер Лори (ее жестокая мать Маргарет) — лучшей актрисой второго плана.
Сисси Спейсек сыграла в картине девочку-подростка, над которой издеваются в школе. Ее мать, религиозная фанатичка, убеждает дочь, что менструация — наказание за грехи. Когда Кэрри обнаруживает в себе способности к телекинезу, она начинает мстить.
«Прокол» (1981)
Фильм вдохновлен картиной еще одного любимого режиссера Де Пальмы — Микеланджело Антониони. Если в его «Фотоувеличении» («Blow Up») невольным свидетелем убийства становится фотограф, то в «Проколе» («Blow Out») — звукорежиссер, монтирующий низкобюджетный фильм-слэшер.
Главную женскую роль в картине исполнила Нэнси Аллен — будущая первая жена режиссера, которая уже сыграла у него в «Кэрри». Образ звукорежиссера воплотил на экране Джон Траволта (тоже снимавшийся в этом фильме ужасов). Через много лет Квентин Тарантино в одном из интервью признался, что «Прокол» — один из его самых любимых фильмов, а игра Траволты его так поразила, что он пригласил актера сниматься в «Криминальном чтиве» в роли Винсента Веги, что дало новый виток его затухавшей карьере.
«Лицо со шрамом» (1983)
Идея снять картину принадлежала Аль Пачино. В одном из кинотеатров Лос-Анджелеса он увидел «Лицо со шрамом» 1932 года и решил, что это отличная основа для ремейка. Изначально режиссером картины должен был стать Сидни Люмет — однако его заменили на Де Пальму. Автором сценария стал Оливер Стоун: он работал над картиной, сражаясь с собственной наркозависимостью.
Фильм о кубинском эмигранте, который, идя по трупам, становится боссом наркомафии в США, изначально получил рейтинг X из-за избытка насилия и потока нецензурной брани. Именно к этой категории относят порнофильмы. Брайана Де Пальму просили сократить противоречивые сцены, однако он отказывался это сделать. Когда после монтажа фильму присвоили более мягкий рейтинг R, он тайно отдал в кинотеатры оригинальную версию. Он сознался в этом через несколько месяцев после премьеры.
Еще одним своевольным решением Де Пальмы стал выбор музыки к фильму. Студия Universal настоятельно просила выбрать для саундтрека рэп. Однако режиссер настоял, что в «Лице со шрамом» должна звучать музыка пионера электронной танцевальной музыки итальянца Джорджо Мородера.
«Неприкасаемые» (1987)
В основе этой криминальной драмы лежат реальные событие времен «сухого закона» в США: картина рассказывает историю противостояния специального агента министерства финансов Элиота Несса и главы чикагской мафии Аль Капоне. «Неприкасаемыми» называлась группа агентов, которую собрал Несс, чтобы посадить неуловимого гангстера.
Роль Несса исполнил Кевин Костнер, Аль Капоне сыграл Роберт Де Ниро. Роли второго плана достались Шону Коннери и Энди Гарсиа. Сценаристом картины выступил знаменитый Дэвид Мэмет, однако Брайан Де Пальма внес изменения в сценарий, чтобы добавить новые локации для съемки. Одну из сцен он перенес на железнодорожный вокзал Чикаго, чтобы снять проход по лестнице, как в «Броненосце Потемкине» Эйзенштейна.
«Военные потери» (1989)
В фильмографии Брайана Де Пальмы есть и военная драма о Вьетнаме. Правда, не такая известная, как «Взвод» или «Апокалипсис сегодня» — возможно, потому, что она по-настоящему жуткая. Особенно страшно то, что основана она на реальных событиях.
Сценарий картины написан по статье журналиста Дэниэла Янга, опубликованной в 1969 году в The New York Times — позже она разрослась до книги. Она рассказывает об инциденте 1966 года, когда несколько американских солдат похитили вьетнамскую девушку в деревне, изнасиловали ее и убили. Из пятерых военнослужащих только один пытался это остановить. От его имени ведется повествование в фильме.
Главного героя — солдата, который противостоит сослуживцам-преступникам, — сыграл совсем молодой Майкл Джей Фокс. Роль его антагониста, который спровоцировал других на злодеяние, — исполнил Шон Пенн.
«Путь Карлито» (1993)
Через десять лет после выхода эпохального «Лица со шрамом» Аль Пачино вновь оказался на съемочной площадке криминальной драмы Брайана Де Пальмы. Идея картины вновь принадлежала актеру. В 1973-м он познакомился с нью-йоркским судьей Эдвином Торресом, автором романов «Путь Карлито» и «Сверхурочные» о наркобароне из Нью-Йорка Карлито Бриганте, пытающемся уйти на покой. В тот момент романы еще были в работе, Аль Пачино стал одним из первых, кто их прочел и оценил. Особенно ему понравился образ Карлито Бриганте.
Идею снять о нем кино Аль Пачино смог реализовать лишь в начале 90-х с помощью продюсера Мартина Брегмана (в свое время именно он продюсировал «Лицо со шрамом»). Брайан Де Пальма не хотел снимать еще одно кино об испаноговорящих гангстерах, но согласился прочесть сценарий. Оказалось, что история совсем не похожа на «Лицо со шрамом». У Де Пальмы получился один из лучших его фильмов.
«Миссия: невыполнима» (1996)
Фильм на основе одноименного сериала 1960-х годов стал дебютным проектом продюсерской компании Тома Круза, фаната этого телешоу. Брайана Де Пальму пригласил в проект сам актер — они познакомились на ужине у Стивена Спилберга. Несмотря на то, что картина была успешно снята в срок и даже с экономией бюджета, ходили слухи, что Круз и Де Пальма не сработались. Эти сплетни подогрел отказ режиссера участвовать в интервью перед премьерой.
Славу картине принесли, в основном, трюки: их постановкой занимался Де Пальма, а выполнял сам Том Круз (даже самые опасные, чтобы выглядело убедительнее).
Премьера картины о шпионе Итане Ханте, который после гибели всей своей команды ищет предателя в ЦРУ, состоялась 22 мая 1996 года — в первый же день проката картина собрала $11,8 млн.
«Глаза змеи» (1998)
Темной ночью в тропический шторм коррумпированный детектив полиции Атлантик-Сити Рик Санторо приходит на боксерский матч. Он встречает друга детства Кевина Данна, бывшего военнослужащего ВМС США, который теперь работает в охране министра обороны. Во время поединка министра убивают — Рик пытается найти виновного, обнаруживает заговор и оказывается в опасности.
К концу 90-х в творчестве Де Пальмы наметился кризис, но в этой картине он не так уж и заметен. Тягучие медленные сцены, разделенные экраны, удушающее ощущение тревоги, — все на месте.
Главного героя сыграл Николас Кейдж. Изначально Де Пальма предлагал сняться в картине и Аль Пачино, но тот отказался.
«Роковая женщина» (2002)
Эротический триллер Де Пальмы с Антонио Бандерасом и Ребеккой Ромейн был показан впервые вне программы на Каннском кинофестивале и принят критиками прохладно: типичному нео-нуару Де Пальмы, в котором прослеживается влияние Хичкока, потребовались годы, чтобы вызреть и получить статус культового.
Это история папарацци, который случайно фотографирует в Париже жену нового американского посла — и попадает в переплет. Женщина оказывается бывшей участницей преступной группировки, обманувшей своих подельников. Теперь они вышли из тюрьмы и жаждут мести (и украденных бриллиантов). А женщина вынуждает несчастного папарацци подстроить ее похищение.
_______________
📢 Самое важное в одном месте — «Газета.Ru» теперь и в MAX.