Найти в Дзене
Тонкости туризма

Бортовое питание в са­мо­ле­те бу­дут ли кормить?

Стоит ли рассчитывать на обед во время короткого перелета? Как получить кошерное питание? Нужно ли брать напитки с собой или стакан воды предоставит любой перевозчик? «Тонкости туризма» нашли ответы на главные вопросы о питании на борту. Бортовым питанием называют еду и напитки, которые пассажиры получают во время полета. Этой традиции больше 100 лет: первые обеды авиапассажиры получали еще в 1920-х гг. Поначалу перекусить можно было только бутербродами и снеками. После того, как в самолетах оборудовали духовые шкафы, в меню появилось горячее питание. В 1950–1960-е гг. среди блюд на борту были не только курица и рыба, но и лобстеры, икра, мясные деликатесы. Позднее появились касалетки — небольшие порционные контейнеры из фольги. Их используют до сих пор: цех питания при аэропорте готовит еду перед вылетом, затем ее фасуют в касалетки и загружают в самолет. Количество касалеток всегда строго соответствует количеству проданных на борт билетов. На оборотных рейсах питание обычно загружают
Оглавление

Стоит ли рассчитывать на обед во время короткого перелета? Как получить кошерное питание? Нужно ли брать напитки с собой или стакан воды предоставит любой перевозчик? «Тонкости туризма» нашли ответы на главные вопросы о питании на борту.

Что такое бортовое питание

Бортовым питанием называют еду и напитки, которые пассажиры получают во время полета. Этой традиции больше 100 лет: первые обеды авиапассажиры получали еще в 1920-х гг. Поначалу перекусить можно было только бутербродами и снеками. После того, как в самолетах оборудовали духовые шкафы, в меню появилось горячее питание.

В 1950–1960-е гг. среди блюд на борту были не только курица и рыба, но и лобстеры, икра, мясные деликатесы.

Позднее появились касалетки — небольшие порционные контейнеры из фольги. Их используют до сих пор: цех питания при аэропорте готовит еду перед вылетом, затем ее фасуют в касалетки и загружают в самолет. Количество касалеток всегда строго соответствует количеству проданных на борт билетов. На оборотных рейсах питание обычно загружают в аэропорту вылета в двойном объеме: на полет туда и обратно.

Arseniy Shemyakin Photo, Shutterstock
Arseniy Shemyakin Photo, Shutterstock

Когда кормят в самолете

Питание пассажиров на борту — право авиаперевозчика, а не обязанность. Это указано в Федеральных авиационных правилах. Каждая авиакомпания устанавливает свои правила. У кого-то питание включено в стоимость билета, у кого-то — предоставляется за отдельную плату. Большинство лоукостеров предоставляют в полете только напитки или воду.

Кормить в самолете начинают только после того, как борт наберет высоту 10 000–11 000 м, а командир отключит табло «Пристегните ремни». Бортпроводники нагружают тележку едой и напитками и начинают обслуживание пассажиров. На небольших самолетах работает одна тележка, на более вместительных — 2. Пассажиры могут выбрать напитки и получить еду бесплатно, если это входит в стоимость билета.

Питание пассажиров бизнес-класса организуют отдельно. Блюда сервируют на фарфоровых тарелках с металлическими приборами. Напитки подают в стеклянных бокалах, столики накрывают салфеткой или небольшой скатертью. Меню может быть как фиксированным, так и с возможностью выбора блюд — зависит от авиакомпании.

Если самолет попадает в зону турбулентности и командир включает табло «Пристегните ремни», то раздача питания прекращается до отключения табло.

Сколько раз кормят в самолете

Количество приемов пищи и состав порций зависит от длительности рейса.

  • Рейсы от 1 до 2 часов — без питания, только напитки. Обычно это вода, реже — чай и кофе, соки.
  • Рейсы от 3 часов — холодные закуски и напитки. Бортпроводники предлагают сэндвичи, йогурт, выпечку, шоколад или ореховые батончики, чай, кофе, соки или минеральную воду.
  • Рейсы 3–4 часа — предоставляется горячее питание. Меню зависит от времени суток: подают завтрак, обед или ужин. Обычно это мясо или рыба с гарниром, яйца, овощи и фрукты, шоколад и выпечка. Также бортпроводники наливают горячие напитки, соки и воду.
  • На рейсах от 6 часов кормят дважды. Это полноценный обед, завтрак или ужин, а также перекус со снеками.
  • Рейсы от 8 часов — дважды подают горячее питание и один раз перекус.

Федеральные авиационные правила предписывают предоставлять горячее питание на рейсах дольше 3 часов. Если полет длится дольше 6 часов, то кормить должны раз в 16:00 днем и каждые 6 часов ночью. Однако каждая авиакомпания вправе устанавливать свои правила по организации питания пассажиров.

Tyler Olson, Shutterstock
Tyler Olson, Shutterstock

Чем кормят в самолетах российских авиакомпаний

У каждой авиакомпании разное меню. Набор блюд зависит от времени суток, класса обслуживания и продолжительности рейса.

  • «Аэрофлот» во время коротких рейсов (до 2 часов) в экономклассе предлагает напитки, сэндвич, шоколад, йогурт или яблоко. На рейсах длительностью от 3 часов можно рассчитывать на горячий завтрак с кашей или блинчиками, обед или ужин с мясными блюдами и гарниром. На длинных рейсах (от 7 часов) горячее питание предоставляют дважды. Еще на рейсах «Аэрофлота», которые длятся дольше 3 часов, вылетающих из Шереметьева, пассажиры старше 18 лет могут получить в дополнение к горячему питанию вино или пиво.
  • S7 не кормит на коротких рейсах. На средних (до 5 часов) предлагает пассажирам сэндвичи и злаковые батончики, а горячее подает только на рейсах дольше 5 часов.
  • «Уральские авиалинии» предлагают холодные закуски во время рейсов от 3 часов и горячее питание на рейсах дольше 4 часов.
  • «Россия» выдает холодные или горячие закуски на коротких рейсах. При полете до 6 часов — горячее питание. Во время длинных перелетов (от 7 часов) предлагают горячие завтраки и обеды или обеды и ужины, а также холодные и горячие закуски.
  • Авиакомпания Nordwind предоставляет горячее питание в экономклассе только во время средних и дальних рейсов дольше 5,5 часа.
  • «ЮТэйр», «Победа» и Smartavia пассажиров не кормят.

В бизнес-классе питание предоставляют даже на коротких рейсах. Обычно это напитки, ассорти закусок и горячее блюдо по меню на выбор.

Чем кормят в самолетах зарубежных авиакомпаний

Сейчас рейсы в Россию совершают около 40 зарубежных авиакомпаний: Turkish Airlines, Air China, «Белавиа», Georgian Airways, Uzbekistan Airways и другие.

tawan75, Shutterstock
tawan75, Shutterstock
  • Белорусская «Белавиа» на коротких рейсах предлагает пассажирам сэндвичи с горячими или холодными напитками или зефир с чаем или кофе. На рейсах в Стамбул, Шарджу и Сочи в экономклассе накормят горячим обедом: это курица или говядина с гарниром.
  • У грузинской Georgian Airways в экономклассе пассажиры получают бутерброды с сыром или ветчиной и напитки. В бизнесе: салаты, сырная тарелка, горячее из мяса, птицы или рыбы, хачапури и грузинское вино.
  • Китайская Air China во время долгих перелетов кормит завтраком из овсянки, мясным обедом с рисом или лапшой. На коротких рейсах в экономклассе пассажиры получают китайский пирог или сэндвич, а также йогурты и фрукты. Также на рейсах разливают пуэр, улун, жасминовый, зеленый и белый чай.
  • Турецкая Turkish Airlines во время международных рейсов подает пассажирам завтрак из яиц, кашу и сыр или ужин из турецких закусок, блюд на гриле и пасты. На коротких внутренних рейсах пассажиры экономкласса получают напитки и сэндвичи.
  • Узбекская Uzbekistan Airways кормит на рейсах от 2 часов. Пассажиры получают овощной салат, горячее из мяса, выпечку и напитки. На рейсах от 6 часов к рациону добавляется мясная закуска, а на рейсах от 8 часов — десерт.

Что такое специальное питание и как его выбрать

Специальное питание — это меню, разработанное в соответствии с религиозными убеждениями, медицинскими ограничениями и личными предпочтениями пассажира в питании. Например, есть наборы еды для мусульман, диабетиков, вегетарианцев.

Заказать такой набор может любой пассажир, вне зависимости от вероисповедания и наличия ограничений.

Специальное питание готовят под заказ и обычно приносят до того, как бортпроводники начинают обслуживать других пассажиров. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) разработала 20 видов специального питания, в том числе без молочных и мясных продуктов, без специй и пряностей, детское (для грудничков и малышей), халяль и кошерное. Специальное питание обычно можно заказать только на рейсах, которые длятся дольше 3–4 часов. Чаще всего это бесплатная услуга.

В «Аэрофлоте» на рейсах из Москвы доступны все виды специального питания без доплаты. На рейсах из других городов — ограниченный ассортимент. Кроме того, авиакомпания предлагает на заказ особый тип питания — «Русское», в котором пассажиру предложат традиционные блюда русской кухни. Nordwind предлагает только детское и вегетарианское питание. S7 — вегетарианское, детское, рыбное и мясное меню за отдельную плату. У «Уральских авиалиний» заказ специального питания — тоже платная услуга. Можно выбрать детское, вегетарианское, рыбное меню или сеты блюд национальной кухни.

Заказывать специальное питание нужно на сайте авиакомпании или позвонив в поддержку. Важно, чтобы до вылета оставалось не менее 24 часов. В некоторых авиакомпаниях заказы принимают не позже чем за 48 часов.

Milkovasa, Shutterstock
Milkovasa, Shutterstock

Частые вопросы

Как узнать, будут ли кормить в самолете?

Уточнить, будет ли питание, можно на горячей линии или на сайте авиакомпании. Лоукостеры («Победа», Smartavia, «Азимут») бесплатно предлагают пассажирам только воду. Однако питание можно заказать за отдельную плату во время онлайн-регистрации или при покупке авиабилета.

Можно ли взять в самолет свою еду?

Правила авиаперевозок запрещают брать с собой жидкости и гели в таре объемом более 100 мл. С собой можно взять овощи и фрукты, ореховые батончики, сладости, сухарики или домашние бутерброды. Все продукты должны быть упакованы или находиться в пищевых контейнерах. Это касается также фруктов и овощей. Детское питание чаще всего можно брать в самолет без ограничений, но лучше уточнить на сайте авиакомпании, нет ли у нее особых требований к провозу детского питания в ручной клади.

Можно ли попросить добавку во время раздачи питания?

Да, такая возможность есть в случае, когда питание включено в стоимость билета. Если кто-то из пассажиров не явился на рейс или отказался от еды, пассажир может получить добавку.