Ее лицо с идеальными чертами и пронзительным взглядом могло бы украшать собой главные фильмы советской эпохи. Ее талант был отмечен на Каннском кинофестивале в самом начале пути. Казалось, судьба приготовила для Елены Добронравовой лавры первой звезды советского кинематографа. Но вместо ослепительной карьеры ее ждало забвение и одиночество. Что сломало жизнь одной из самых красивых и загадочных актрис XX века? Расскажем в статье.
Елена Добронравова родилась в 1932 году в Москве, в семье, где творчество было не профессией, а самой жизнью. Ее отец, Борис Добронравов, был легендой МХАТа, народным артистом СССР. Мать, Мария Добронравова, играла на сцене и пела. Судьба девочки была предопределена с самого детства.
Будущая актриса не просто шла по стопам родителей — она стремилась быть лучшей. Окончив школу с золотой медалью, она без колебаний поступила в Школу-студию МХАТ. Однако уже здесь проявился ее непростой, бунтарский нрав. Конфликты с педагогами, нежелание идти на компромиссы привели к тому, что Елена покинула студию и перевелась в Театральное училище им. Щукина.
Окончив «Щуку» в 1954 году, Добронравова была принята в театр им. Вахтангова. Здесь ее ждала настоящая любовь — творческая. Художественный руководитель театра, мэтр Рубен Симонов, разглядел в молодой актрисе не только красоту, но и огромный драматический дар. На протяжении 15 лет он буквально носил ее на руках, утверждая на главные роли. Добронравова стала примой и одной из ведущих актрис театра.
Но со смертью Симонова эпоха благосклонности закончилась. Театр возглавил его сын, Евгений Симонов, и звезда Добронравовой начала стремительно закатываться.
Ее перестали вызывать на пробы, а некогда главная актриса стала довольствоваться ролями второго плана. Театральное сообщество заговорило о сложном характере Елены, который она больше не могла компенсировать покровительством великого режиссера.
Кинодебют Добронравовой был оглушительным. Роль Кати Травниковой в драме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954) принесла ей не только всесоюзную славу, но и специальный приз Каннского кинофестиваля в 1955 году.
В 1959 году Елена блистательно сыграла Надю в приключенческом фильме «Золотой эшелон». Казалось, перед ней открыты все двери.
Но именно в кино ее принципиальность и неуступчивость проявились с разрушительной силой.
- «Летят журавли» (1957): Режиссер Михаил Калатозов видел именно Добронравову в роли Вероники — одной из ключевых ролей в истории советского кино. Но на пробах актриса вступила с мэтром в спор о трактовке образа, настаивая на своем видении. Калатозов, не терпевший неподчинения, мгновенно заменил ее на Татьяну Самойлову. Фильм стал мировым шедевром и вознес Самойлову на олимп.
- «Офицеры» (1971): История повторилась. Режиссер Владимир Роговой изначально предлагал роль Любови Трофимовой Елене. Но во время обсуждения сценария актриса вновь вступила в конфликт, пытаясь переписать текст и навязать свою правду. Роговой, недолго думая, пригласил на роль Алину Покровскую, чей образ стал эталоном верности и любви для миллионов зрителей.
Коллеги и режиссеры начали открыто говорить о ее «странностях» и сложностях в работе. Постепенно Добронравову перестали приглашать на крупные проекты. В 60-70-е годы она снималась, но в основном во второстепенных ролях («Щит и меч», «Москва, любовь моя», «Портрет Дориана Грея»).
К 80-м годам о ней практически забыли.
На личном фронте также не случилось счастья. Елена вышла замуж за известного писателя и драматурга Эдуарда Шима. Их брак со стороны казался спокойным и крепким, но детей у пары так и не появилось. Со временем супруги тихо и без публичных объяснений развелись. Истинная причина их расставания осталась тайной.
Последние годы жизни Елена Добронравова провела в полном забвении и одиночестве. У нее проявились проблемы с психикой. От нее отвернулись друзья, ее не замечали бывшие коллеги. Яркая звезда, вспыхнувшая так ярко в начале пути, угасла почти бесследно.
Не стало актрисы в 1999 году. Ей было всего 66 лет. Ее история — это не просто биография, а настоящая драма о том, как гениальный талант может быть разрушен собственным, непокорным характером. Она могла бы стать настоящей легендой, но выбрала путь принципов, заплатив за это цену всей своей жизнью и карьерой.
Спасибо, что интересуетесь советскими фильмами и судьбами актеров вместе со мной. Вести этот блог — мое увлечение, но оно требует времени и средств (книги, архивы, платный доступ к материалам). Если вам нравится то, что я делаю, и есть возможность поддержать проект, буду благодарен за скромный взнос. Это поможет уделять блогу больше внимания. Спасибо за понимание! Ссылка:
ВСЕ ФОТО — из Яндекс.Картинки