Строго говоря, на Караколы нынче ходить и не принято. Это раньше машина довозила туристов до устья р. Тура, а дальше надо было подниматься пешком в гору 7 км. А сейчас "Алтай Вояж" завозит людей сразу наверх, к 5 озеру - и забирает оттуда...
Ну, вот, начала писать и поняла, что много нюансов, которые надо прояснить.
Вообще на Каракольские озёра (если добираться на автотранспорте) есть две основные дороги: одна с стороны Горно-Алтайска, а другая через с. Элекмонар. "Автотранспорт" в обоих случаях означает не любую машину, а с вездеходными способностями: ГАЗ, ЗИЛ или, если поменьше, такую, которая не увязнет.
По этой причине, только если вы не владелец квадроцикла, лучше искать заброску, что и делает подавляющее большинство туристов.
Крайне популярный способ посещения Каракольских озёр - через с. Элекмонар. Туристы (одни по собственному желанию, другие - поддавшись рекламе) активно покупают туры на 1 день, которые включают заброску туда-обратно, услуги экскурсовода и, по желанию, питание.
Наверху возле 5 озера стоит база (одна, других нет), обслуживающая только клиентов "Алтай Вояж". За дополнительную (и немалую) плату она предоставит домик либо место для палатки, а также баню. Получается, при желании можно остаться наверху и уехать когда захочется. Но основная отработанная схема - это визит за 1 день.
Есть ли кто-то сейчас кроме "Алтай Вояж", кто занимается подобным бизнесом, я не знаю - вряд ли. Разве что частные извозчики для походников, которых не интересует ни база, ни экскурсия - исключительно заброска.
На самом деле не так уж важно кто вас забрасывает: смысл в том, что в любом случае без этой услуги, если собрались на Караколы через с. Элекмонар, вам не обойтись (20 км топать по скучной автомобильной дороге, прежде чем достигнете подъема на Караколы - убийство времени и ног). А стоимость везде примерно одинаковая.
Летом 2025 частник был согласен довезти до устья Туры (т.е. без подъема к озёрам) за 2000 с чел., "Алтай Вояж" - за 2500 с чел., при этом заброска наверх стоила 3000, что гораздо выгоднее.
Итак, в прежние времена, когда мы с рюкзаками ползли от устья Туры вверх, мимо нас проходили десятки, если не сотни, людей налегке, чтобы подняться, походить по Каракольским озерам, а затем спуститься к машине самостоятельно.
Такой снимок я нашла на старых форумах:
"С ума сойти, - размышляла я тогда, - они хоть и без больших рюкзаков, но уматываются, наверное, жутко: это же какой километраж, а многие наверняка не привыкли к физическим нагрузкам".
Но честно, то, что сейчас - ещё хуже, угадайте почему.
Это только кажется, что чем дальше и выше тебя добросит машина, тем удобнее.
2,5 часа тряски от Элекмонара до устья Туры - само по себе испытание. Вы встали в 5 утра, скорее всего не позавтракали (если есть склонность к укачиванию, то в машине будет выворачивать наизнанку). Вас как будто прокрутило в стиралке. А впереди от условного устья Туры ещё 2-х часовой подъём... тут становится не только тошно, но и просто страшно - иногда машина наклоняется вбок под совершенно жутким градусом. Да мы сами видели фото, выше.
В общем, к тому времени, как вы оказались у 5 озера, нужно хотя бы полчаса на то, чтобы прийти в себя. Повезло, если хорошо переносите подобные испытания, а если нет? 4,5 часа непрерывной болтанки, рёва машины и запахов бензина - это вам не шуточки.
По мне - ну её, заброску наверх, лучше уж, как раньше, пешком подъем преодолевать, как на карте показано.
Но всё это можно вытерпеть - да, наесться таблеток от укачивания и пр., очухаться после высадки и отправиться гулять по озёрам - если бы не одно "но". Если вы выбрали 1-дневный тур, вы не можете позволить себе "гулять". Вы должны нестись, как рысь, галопом по Европам, поскольку к 16 часам надо быть у машины (она должна выехать на нормальную дорогу до того, как стемнеет). И опять прежний кошмар, только уже вниз...
Мы стояли на базе несколько дней и видели торопливо проходящих мимо туристов. Счастливыми они не выглядели.
И что получается - 9 часов в машине ради 3,5 часов прогулки (плюс ещё где-то полчаса до и после прогулки на бытовые дела в виде перекуса и остального вроде топтания возле машины в ожидании опаздывающих)? Деньги потрачены - 6000 руб (без питания), но что запомнится больше: Каракольские озёра или изнурительная поездка?
Для "Алтай Вояжа" 1-дневные туры - это налаженный бизнес, ничего личного, только вот далеко не все представляют как это все на самом деле сумбурно происходит
Самое обидное: Караколы стоят того, чтобы задержаться дольше, чем несколько часов. Дело не только в бессмысленно потраченных деньгах и невыносимости описанного перемещения на автомобиле туда-обратно, дело в том, что места прекрасные, дивные, только зачем сюда ехать, если собираешься тут же повернуть назад?
Издевательство какое-то. Это примерно как прилететь в Париж, чтобы только взглянуть на него из иллюминатора, и улететь обратно.
Моё личное мнение: чтобы был хоть какой-то смысл в данном путешествии, надо задержаться на Караколах хотя бы на 1 ночь.
Как?
Способы разные.
Самый дешевый и сердитый - договориться с машиной о том, когда она вас заберет, и остановиться с палаткой не на территории базы. Такие места есть, и они очень удобные - например, между 6 и 7 озером, по обеим сторонам от ручейка. Дров кругом полным-полно, главное, чтобы погода хорошая была, лучше заранее смотреть прогнозы.
Собственно, если погода на Караколах плохая, вас и домик не особенно обрадует.
Поставить палатку на территории базы обойдется в 1000 руб. за ночь, но вам дадут дрова и обеспечат костровищем с навесом. Имейте только в виду, что для этого надо быть клиентом "Алтай Вояж" (то есть, через них осуществлять заброску).
Наконец, можно снять комнату в домике или домик целиком. Три ночи в 5-местной комнате обойдутся примерно в 15000, при этом домики старые, внутри темно, сыро и как-то тоскливо - хотя если развести огонь, становится веселее. Дровами щедро снабжают.
Но когда группа детского похода там останавливалась, я всё равно чувствовала себя гораздо комфортнее, уходя на ночь в палатку. Полагаю, домики нужны, если с вами куча детей, а снаружи совсем уж Апокалипсис творится - что, надо признать, на Караколах случается.
И вот когда, оказавшись на Караколах, вы понимаете, что никуда сломя голову бежать вам не надо, жизнь начинает играть совсем другими красками.
Вы неторопливо обедаете и так же неторопливо отправляетесь на прогулку по озёрам. Все они разные, возле каждого захочется остановиться, сделать фотографии... а может, просто посидеть спокойно, глядя вокруг и сознавая, что такая красота окружает вас не каждый день.
Добраться до Первого озера (к нему надо подняться, местами напрягаясь, и зуб даю, что многие туристы 1-дневного тура отказываются туда лезть - потому что времени не так много и пытаться всё успеть, делая над собой физические усилия - лишний стресс).
Другое дело, когда можно отдыхать сколько угодно и идти своим шагом. Главное - до темноты вернуться.
На другой день можно подняться на перевал Багаташ и добраться до смотровой площадки, откуда открывается вид на озера сверху.
Можно просто погулять рядом с Пятым, Шестым и Седьмым озером - места такие красивые, что всюду приятно. В конце июля и августе можно собирать грибы и чернику.
Нам - участникам группы детского 4-дневного похода - было так хорошо на природе, что когда настал день отъезда, большая часть группы решила спускаться до устья Туры пешком. Пеший спуск вдоль реки несравнимо приятнее, чем съезд на машине по раздолбанной дороге. Так что пусть везет рюкзаки, а не нас, подумали мы.
Таким образом, в машине пришлось провести всего лишь 2-2,5 часа вместо 4,5, и вернулись домой мы уж точно куда более свежими, чем те, кто пытается уместить всё в 1 день.
Выше я с некоторой критикой высказывалась об "Алтай Вояже", но я вовсе не хочу опустить их ниже плинтуса. Это неплохая фирма, мы воспользовались их услугами и в принципе были довольны (хотя деньги заплатили большие). Об этом я хотела бы скоро написать отдельный пост, потому что опыт (в частности, проживания на базе) вышел интересный и, может, кому-то пригодится.
P.S. На своём канале я делюсь подробностями своих путешествий по России (а иногда и за её пределами, описываю опыт общения с носителями других культур, а иногда просто рассказываю о своём родном городе. Если вам нравится, ставьте лайк, подписывайтесь:)