Найти в Дзене
Любовь Белкина

📌 Итоговое сочинение в 11 классе — первый серьёзный экзамен, от которого зависит допуск к ЕГЭ

📌 Итоговое сочинение в 11 классе — первый серьёзный экзамен, от которого зависит допуск к ЕГЭ. Официальные критерии требуют, чтобы в работе были аргументы из литературы, а многие школьники пугаются: «Но я же ничего не читаю! Как быть?»

Не переживай — выход есть. Даже если ты не читаешь много книг, можно подготовиться и написать достойное сочинение.

Нужно ли вообще читать книги?📚

Да, идеально — знать классическую литературу в рамках школьной программы. Но на практике многие справляются с итоговым сочинением, имея лишь несколько готовых аргументов.

📍Важно понимать:экзаменатор проверяет не столько «глубину чтения», сколько умение связать тему с литературой и правильно, грамотно аргументировать свое мнение.

👉 Поэтому твоя цель — выучить 5–7 «универсальных» произведений, которые подойдут почти к любой теме.

Универсальные произведения для аргументов📙

Вот список, который реально выручает:А. С. Пушкин «Капитанская дочка» — тема чести, верности, выбора, справедливости.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» — судьба, характер, одиночество, конфликт личности и общества.

А. С. Грибоедов «Горе от ума» — общество, дружба, конфликт поколений.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — совесть, раскаяние, выбор.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» — конфликт поколений, любовь, ответственность.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» — добро и зло, искусство, верность, любовь.

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» — сила духа, свобода, человек и обстоятельства.

‼️Важно: Достаточно выучить краткие пересказы. Составляй читательский дневник, записывай в него имена и фамилии героев, краткую характеристику каждого из них.

✅Совет: не забывай указывать фамилию, имя и отчество автора, а также жанр произведения: роман, повесть ,рассказ и так далее.

Что делать, если книги совсем «не заходят»❓

Используй экранизации

Фильмы и сериалы по классике помогают быстро понять сюжет. Например, «Преступление и наказание» есть в нескольких адаптациях, а «Горе от ума» можно найти в постановках.

Смотри краткие пересказы

В YouTube полно видео формата «5 минут — и ты понял книгу». Это достаточно эффективно для быстрой подготовки.

Запиши готовые примеры

Сделай тетрадь или заметку в телефоне: на каждую тему — 1–2 произведения. Повторяй их перед сном, и они запомнятся.

Как строить аргумент, если «не читаешь»🆘

Шаблон универсален:

Тема сочинения: например, «Что такое честь?»

Тезис: «Честь — это умение поступать правильно, несмотря на трудности».

Пример из литературы: «В романе Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв остаётся верным присяге и отказывается служить Пугачёву. Он понимает, что нарушить слово — значит потерять честь». Помни: аргументов должно быть два! Это лишь пример того, как можно начать аргументировать свои мысли.

Вывод: «Таким образом, честь - это …..»

👉 Основные разделы есть в сети. Исходя из указанного, формулируются темы.

Можно ли использовать фильмы и личный опыт?⁉️

Да, но только как дополнительный аргумент.

Например:

«Эта мысль встречается не только в литературе. В фильме „Остров проклятых“ герой тоже стоит перед нравственным выбором».

«В моей жизни был случай, когда я видел, как друг не предал товарища — это подтверждает ценность верности».

⚠️ Важно: основным аргументом должна быть книга.

Шпаргалка для ленивых: 5 шагов к сочинению

Выучи 7 универсальных произведений .

Найди к ним по 2–3 ключевых эпизода.

Привяжи каждый эпизод к разным темам (честь, дружба, любовь, выбор, свобода).

Используй готовый шаблон (тезис → пример → вывод).

Перед экзаменом повтори свои записи.

Главный секрет успеха

Экзаменаторы прекрасно знают, что школьники не читают многотомные романы.

Но они ждут, что ты сумеешь связать тему с литературой и показать размышления. Даже один эпизод, рассказанный своими словами, но правильно вставленный в рассуждение, может спасти всю работу.

✅ Вывод:

Написать итоговое сочинение можно даже без детального изучения книг. Достаточно выучить 7 «универсальных» произведений, освоить схему аргумента и уметь применить её к теме.