Потребности человека — сложное и комплексное явление, затрагивающее биологические, психологические, социальные, экономические и культурные аспекты человеческой жизни. Изучением этой темы на протяжении истории занимались многие гуманитарные науки. РБК Life рассказывает, какие виды потребностей бывают, как отличить потребности от желаний, что относится к мнимым потребностям и как работает пирамида Маслоу.
Что такое потребности человека
Потребности — это осознание человеком необходимости в предметах, условиях и действиях, требуемых для поддержания им жизнедеятельности и развития его личности.
Психология рассматривает потребности человека во взаимосвязи с эмоциями и мотивацией и считает, что все действия человека направлены на удовлетворение тех или иных потребностей [1]. Развитие личности происходит благодаря разрешению противоречий между потребностями и возможностями их удовлетворения [2].
Виды потребностей человека
Существует множество классификаций потребностей. В психологической и философской литературе наиболее распространена та, в которой выделили три группы потребностей: биологические, социальные и духовные.
Биологические потребности
Биологические потребности — это потребности, необходимые для выживания, поддержания жизнедеятельности и воспроизводства. Они обусловлены физиологией и универсальны для всех людей. К ним относят:
- потребность в воде и пище;
- потребность в комфортных условиях окружающей среды;
- потребность в двигательной активности;
- потребность в сексе и продолжении рода;
- потребность в сне и отдыхе.
Психофизиолог и автор информационной теории человеческих потребностей Павел Васильевич Симонов разделял биологические потребности на потребности для себя и других. Последние проявляются в заботе о близких и членах семьи и их благополучии.
Социальные потребности
Социальные потребности связаны с взаимодействием с другими людьми и контролируются социальными нормами. Их удовлетворение необходимо для выживания личности в социуме. К ним относят:
- потребность в принадлежности к социальной группе;
- потребность в социальной активности и общении;
- потребность в любви и привязанности;
- потребность в социальной роли и значимости;
- потребность в признании и уважении.
В классификации Симонова социальные потребности также делят на потребности для себя и других. Последние включают заботу об интересах группы, страны, альтруизм и патриотизм.
Духовные потребности
Духовные потребности связаны с внутренним миром человека, его стремлении к гармонии и целостности, они необходимы для полноценной и осмысленной жизни. Именно они отличают человека от животного. К ним относят:
- потребность в смысле жизни;
- потребность в духовном общении;
- потребность в нравственных ориентирах;
- потребность в красоте и гармонии;
- потребность в единении с высшим;
- потребность в творчестве и самовыражении.
Отличие потребностей в разном возрасте
Немецкий и американский психолог Эрик Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности, согласно которой у каждого возраста есть ключевая потребность:
- в младенчестве (от рождения до года) — доверие;
- в раннем детстве (0–3 года) — автономия;
- в дошкольном возрасте (3–6 лет) — инициатива;
- в школьном возрасте (6–12 лет) — компетентность;
- в юношестве (12–20 лет) — идентичность;
- в молодости (20–25 лет) — близость;
- в зрелости (26–64 года) — продуктивность;
- в старости (65+ лет) — целостность.
По словам семейного психолога Александра Тимофеева, потребности меняются с возрастом следующим образом:
- В детстве и юности главное — безопасность и принадлежность. Ребенок ищет опору в семье, подросток — в группе сверстников. В этом возрасте человек формирует личность, и ему критически важно найти свое место.
- Для молодых взрослых (20–35 лет) главное — самореализация и достижения. В это время человек строит карьеру, создает семью, ищет финансовую стабильность. Потребности в признании и успехе становятся ключевыми.
- В зрелости (35–60 лет) фокус смещается с внешних побед на внутреннее благополучие и вклад. На этом этапе люди часто задумываются о том, что они оставят после себя. Появляется потребность в наставничестве, передаче опыта, а также в заботе о родителях и воспитании детей.
- В пожилом возрасте (60+ лет) ключевыми потребностями становятся здоровье, гармония и социальные связи. Человек больше ценит душевный покой, общение с близкими и чувство собственного достоинства.
Отличие потребностей разных социальных групп
Говоря о потребностях разных социальных групп, семейный психолог Александр Тимофеев выделяет в первую очередь их зависимость от финансовых возможностей.
- Люди с низким доходом сосредоточены на удовлетворении фундаментальных потребностей: жилье, питание, безопасность. Обычно в условиях выживания долгосрочное планирование и саморазвитие недоступны.
- Люди со средним доходом, обладая финансовой устойчивостью, могут инвестировать в образование, здоровье, досуг и личный рост. Материальное положение позволяет им путешествовать, заниматься хобби, приобщаться к культурным практикам.
- Люди с высоким доходом в меньшей степени озабочены материальными проблемами. Их потребности смещаются в сторону самоактуализации: поиск интеллектуальных и профессиональных вызовов, реализация в творчестве, участие в социальных и благотворительных проектах.
Пирамида потребностей Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) — один из основателей гуманистической психологии, признавшей человека как целостную личность, и автор теории иерархии потребностей. Впервые свои идеи он представил в статье «Теория психологической мотивации» в журнале Psychological Review в 1943 году, а 1954-м он выпустил книгу «Мотивация и личность», в которой более подробно рассказал о разработанной модели.
Согласно Маслоу, потребности бывают физиологические и психологические и делятся на пять уровней:
- Физиологические потребности: сон, пища, вода. Маслоу считал, что физиологические потребности доминируют над остальными, но при этом могут маскировать потребности других уровней: «Человек может ощущать голод, но на самом деле это может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности» [3].
- Потребности в безопасности. Сюда относят защищенность, стабильность, отсутствие страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях, силе покровителя.
- Потребность в любви и принадлежности. Сюда психолог отнес отношения с семьей и родственниками, дружбу, доверие к другим и принятие человека окружающими.
- Потребность в уважении. Она включает силу, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность, независимость и свободу, статус, известность, славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства.
- Потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией Маслоу подразумевал стремление человека к выявлению и раскрытию собственных способностей, какими бы они ни были. Чтобы достичь этого уровня, необходимо полностью или частично удовлетворить остальные потребности.
Самоактулизация — это не конец пути развития, а постоянный процесс и движение к реализации своих талантов. Выйти на этот уровень способны немногие. По наблюдениям Маслоу, самоактуализирующаяся личность обладает следующими качествами:
- адекватное восприятие реальности и правильное отношение к ней;
- принятие себя, других, природы;
- непосредственность, простота, естественность;
- центрированность на задаче, а не на себе;
- потребность в уединении;
- самостоятельность, отсутствие конформизма, относительная независимость от среды;
- постоянная свежесть оценки;
- мистичность, опыт высших состояний;
- чувство сопричастности, единения с природой;
- глубокие межличностные отношения;
- демократическая структура характера;
- различение средства и целей, добра и зла;
В дальнейшем последователи Маслоу, опираясь на его труды, расширили модель. Они добавили еще два уровня потребностей, которые психолог рассмотрел отдельно от модели, и расположили их перед уровнем самоактуализации:
- Когнитивные потребности. К ним относят интерес к науке, философии, обучению, желание понимать мир;
- Эстетические потребности. Сюда относят стремление к красоте, гармонии и искусству.
Маслоу предполагал, что люди удовлетворяют потребности не одну за другой, а одновременно. При этом уровень удовлетворенности распределяется следующим образом: физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности — на 70%, в любви и принадлежности — на 50%, в уважении — на 40%, в самоактуализации — на 10% [1]. Иерархичность потребностей, по мнению психолога, заключается в том, что после удовлетворения одной потребности у человека неизбежности появляется другая, часто более высокая, а за ней — еще одна, далее — еще одна — и так до бесконечности [3].
Пирамида Маслоу — это визуальное представление теории об иерархии человеческих потребностей. Вопреки распространенному мнению, ее придумал не Маслоу. Первая попытка графически представить модель Маслоу была предпринята Китом Дэвисом в 1957 году: в учебнике по менеджменту он изобразил теорию потребностей в виде ступеней, где верхнюю ступень занимал человек в деловом костюме и с поднятым флагом. Такое представление теории не получило широкого распространения. Однако в 1960 году психолог Чарльз Макдермид в статье «Как деньги мотивируют людей» в журнале Business Horizons презентовал модель Маслоу в виде пирамиды, вероятно, вдохновившись ступенями Дэвиса. Макдермид утверждал, что пирамиду можно использовать для достижения «максимальной мотивации при минимальных затратах» [5].
Пирамиду Маслоу часто используют в маркетинге и бизнесе для описания потребностей целевой аудитории, а также в сфере управления персоналом для понимания мотивации сотрудников. Сама модель, будучи основанной исключительно на наблюдениях, а не научных исследованиях, многократно подвергалась критике, в том числе со стороны психологического сообщества.
Ложные и мнимые потребности
Понятие ложных потребностей ввел Герберт Маркузе (1918–1979), немецко-американский философ из Франкфуртской школы критической теории. Впервые он использовал термин в работе «Одномерный человек» в 1964 году. Согласно ему, такие потребности навязаны обществом, в том числе рекламой, а их удовлетворение приводит к «эйфории в условиях несчастья» [6], [7].
По словам Анастасии Менн, мнимые потребности — это потребности, удовлетворение которых направлено на снятие психологического напряжения, избавление от боли или компенсацию психологических ресурсов. К таким потребностям относят различные виды зависимостей: алкоголизм, табакокурение, наркоманию, порнозависимость, интернет-зависимость.
Психолог считает, что мнимые потребности могут возникнуть по следующим причинам:
- Травмирующий детский опыт. Если потребности ребенка в любви, принятии и безопасности систематически не удовлетворяли, он формирует защитные стратегии и развивает деструктивные способы саморегуляции.
- Социальные факторы. Сюда относят образы успеха и счастья, навязанные рекламой и массовой культурой: роскошная жизнь, дорогие гаджеты, постоянное признание в соцсетях.
- Стресс и усталость. При хроническом стрессе человек склонен прибегать к деструктивным способам снятия напряжения: употребление алкоголя, эмоциональное переедание или бесцельное потребление цифрового контента.
- Недостаток навыков самоподдержки. Если человек не умеет справляться с эмоциями и стрессом здоровыми способами, он пытается утешить себя быстрыми и нездоровыми.
Потребности и желания: в чем разница
Желание — это внутреннее стремление к достижению какого-то состояния или обладанию каким-либо объектом.
По словам экзистенциально-ориентированного психолога и кандидата философских наук Дмитрия Дементьева, желания формируются на основе потребностей. Их основное отличие друг от друга в том, что потребность — это нужда в том, что необходимо для человеческого существования, а желание — это форма переживания той или иной потребности, стремление, в котором конкретизированы потребности и возможные пути их удовлетворения.
Вопросы экспертам
Что происходит, когда человек игнорирует собственные потребности ради социального одобрения или карьеры?
Как цифровая среда (соцсети, гаджеты, онлайн-сервисы) трансформирует человеческие потребности?
Главное о потребностях человека
- Потребности человека — это осознанная необходимость в условиях, действиях или предметах, необходимых для жизни и развития.
- Различают три вида потребностей: биологические (еда, вода, сон, безопасность, продолжение рода), социальные (принадлежность, признание, уважение) и духовные (смысл жизни, гармония, творчество).
- В разные периоды жизни приоритетны разные потребности — от доверия и безопасности в детстве до самоактуализации и внутренней гармонии в зрелости.
- Уровень дохода влияет на фокус потребностей: малообеспеченные озабочены удовлетворением базовых потребностей, обеспеченные больше занимаются саморазвитием и творчеством.
- Пирамида Маслоу — графическое изображение модели иерархии потребностей, которую на самом деле создал психолог Чарльз Макдермид. Сам Маслоу никогда не изображал модель в форме пирамиды.
- Ложные потребности могут навязать общество, окружение и реклама, также их может сформировать травмирующий детский опыт. Зачастую они прикрывают эмоциональные дефициты.
- Потребность — объективная необходимость, желание — субъективная форма ее проявления. Важно развивать осознанность, чтобы их различать.
- Игнорирование потребностей ради одобрения или карьеры может привести к эмоциональной зависимости от чужого мнения и выгоранию.
Читайте также:
ЦБ снизил ставку до 17%
Песков предостерег от «розовых очков» по переговорам с Киевом
ЦБ объяснил решение не снижать ставку ниже 17%