Найти в Дзене
Паисий Святогорец

Как несчастный иеромонах ответил бесу: «Войди в меня», стал бесноватым и не мог найти покоя. Рассказ святого Паисия Святогорца+мнение о кофе

Оглавление

В православной традиции беснование или одержимость нечистым духом понимается как состояние, когда личность человека оказывается под воздействием тёмной, демонической силы, отчасти лишающей его свободы.
Психология и психиатрия описывают подобные состояния по-своему. Чаще всего беснование определяется как тяжёлые формы истерических или диссоциативных расстройств, когда личность как будто «раздваивается» и человек говорит или действует не так, как в обычном состоянии. Иногда это выражается в неконтролируемых вспышках агрессии, судорожных припадках, криках, изменении голоса и даже в том, что человек не помнит всего, что с ним происходило.
Основное различие в том, что Церковь видит за внешними проявлениями страдания не только внутренние травмы и нездоровую психику, но, и прежде всего, прямое воздействие злого духа, как духовной реальности.
При этом, Церковь никогда не отрицает психических болезней. В одних случаях речь идёт о заболевании психики, в других — человек подвергается отрицательному духовному воздействию и становится одержимым нечистым духом. И там, и там человек нуждается не в осуждении, а в христианской помощи, сострадании, терпении и любви.
Очередной отрывок из третьего тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Духовная борьба" о том, почему не надо придавать значение словам бесноватого человека предлагаем вашему вниманию.

— Геронда, на что нужно обращать внимание, беседуя с бесноватым?

— Нужно творить Иисусову молитву и вести себя с таким человеком по-доброму.

— Геронда, а помнят ли бесноватые то, что они говорили в припадке беснования?

— Что помнят, что не помнят. Мы не знаем, как действует Бог. Иногда Он попускает несчастным помнить то, что они сказали в припадке одержимости, для того чтобы они смирились и покаялись.

Если бесноватый что-то просит, то нелегко понять, в каком случае он просит это, находясь под действием диавола, а в каком случае сам как человек испытывает в этом нужду.

Однажды я повстречался с одной бесноватой девушкой. Она начиталась книг Казандзакиса и верила тем богохульствам, которые были в этих книгах. В результате всего этого ею овладел нечистый дух. Когда мы с ней разговаривали, с ней внезапно случился бесовский припадок, и она начала кричать страшным голосом: «Я горю, я горю!» Родные держали её, чтобы я мог её перекрестить. Потом она закричала: «Воды, воды!» — «Принесите воды», — попросил я её родных. — «Нет, нет! — ответили они. — Один человек сказал нам, чтобы мы не слушались диавола». — «Сейчас, — сказал я, — несчастная хочет пить. Принесите воды».

Мне было понятно, когда жжение, которое она испытывала, происходило от диавола, а когда — от того, что она испытывала жажду. Несчастная выпила два стакана воды. «Во мне, — говорила она потом, — словно горящие угли, такое я чувствую жжение. Даже если бы я выпила целое ведро воды, то всё равно пламя, которое я чувствовала в себе, не погасло бы». Так её жгло!

— Геронда, а если бесноватый кричит, то как можно понять, в каком случае его устами говорит диавол, а в каком случае говорит он сам как человек?

— Когда говорит диавол, губы бесноватого движутся неестественно. Они шевелятся механически. А когда бесноватый говорит как человек, его губы шевелятся естественно.

Если над бесноватым читают заклинательную молитву и он кричит, это может происходить от того, что мучается сам человек и, к примеру, говорит диаволу: «Уходи, почему ты не уходишь?» А в другом случае сам диавол поносит человека или священника, который его отчитывает. Бывает, что диавол оскорбляет Христа, Пресвятую Богородицу и святых. Иногда диавол говорит ложь, а иногда сила имени Христова вынуждает его сказать правду.

Бывают случаи, когда бесноватый выкрикивает что-то из прочитанных им духовных книг и тому подобное. Что тут сказать? Всё это очень запутано. Поэтому, беседуя с одержимым человеком, будьте очень внимательны. Не придавайте значения его словам. К примеру, он может сказать: «Ты меня жжёшь». Если ты правда его жжёшь и, согласившись с этим, скажешь: «Я его жгу», то всё — ты погорела. Если же ты поверила в то, что жжёшь диавола, тогда как на самом деле ничего подобного не происходит, то ты погорела дважды.

Или, например, бесноватый кричит: «Ах вы, гадкие бабы!» — а какой-то одной монахине может сказать: «А вот ты — чистая». Если эта монахиня поверит сказанным диаволом словам, то всё — она пропала. Поэтому не надо проводить с диаволом экспериментов.

Как-то в один монастырь привезли бесноватого. Игумен собрал братьев в церкви, чтобы они молились о нём по чёткам. В этом монастыре хранилась глава святого Парфения, епископа Лампсакийского. Благодать Божия стала очень теснить беса. Братия молилась за одержимого по чёткам, и одновременно игумен поручил одному монастырскому иеромонаху прочитать над бесноватым заклинательные молитвы.

Этот иеромонах представлялся благоговейным внешне, однако внутри имел скрытую гордость. Он подвизался, исполнял всё, что положено уставом. Он был образованным и давал другим духовные советы. Однако сам не получал помощи ни от кого — потому что другие братья, видя, как он делает что-то не так, от уважения к нему не решались ему об этом сказать. У этого человека начались иллюзии о себе. Он считал себя самым добродетельным насельником обители и взращивал другие помыслы такого рода.

В этот день лукавый нашёл благоприятную возможность сделать этому иеромонаху зло. Он приложил всё своё лукавство для того, чтобы у несчастного сложилось впечатление, что это он изгоняет беса из бесноватого.

Итак, когда он начал читать над одержимым заклинательные молитвы, бес закричал: «Я горю! Куда ты меня загоняешь, немилосердный?» Иеромонах стал думать, что бес горит, потому что молитвы читает именно он, тогда как на самом деле беса изгоняли молитвы других братьев. Несчастный иеромонах ответил бесу: «Войди в меня».

Да, из жития святого Парфения известно, что в одном подобном случае он действительно сказал бесу такие слова. Но ведь это был святой! Действительно, однажды со святым Парфением произошёл такой случай. Он изгонял беса из одержимого, и бес кричал: «Я горю, горю! Куда мне идти?» Тогда святой Парфений ответил ему: «Войди в меня». И бес ответил святому: «И одно лишь имя твоё опаляет меня, Парфений!» — и вышел из одержимого человека, которого он мучил.

И вот этот иеромонах, о котором идёт речь, захотел изобразить из себя святого Парфения — и стал бесноватым сам. С этого момента бес получил над ним власть. Целые годы потом несчастный мучился и нигде не мог найти покоя. Он постоянно кружил, не сидел на одном месте: то кружил по миру, то по Святой Афонской Горе. Что же он, несчастный, вытерпел!

Состояние, в котором он находился, привело его к душевному истощению и телесному изнурению. Его трясло, как в лихорадке. Посмотрите, ведь когда-то он был хорошим священником, а находясь в таком состоянии, уже не мог служить Божественную Литургию. Видите, что творит диавол?

— Геронда, а есть ли какая-то связь между употреблением кофе и поведением бесноватого?

— Когда нервная система человека взбудоражена и он пьёт много кофе, то его нервы расшатываются ещё больше, а тангалашка этим состоянием пользуется. Не то чтобы в кофе было что-то бесовское — нет, но тангалашка использует действие кофеина на нервы, и потом бесноватому становится ещё хуже.

Слова святого старца Паисия на Вайлдберриз

Слова святого старца Паисия на Озон

Электронные и аудио книги святого Паисия на Литрес

-2