Найти в Дзене

Забытое купеческое кладбище в Енисейске

Пока туристы были на экскурсии, я, наконец, добралась, до старого Енисейского кладбища. Это, я вам скажу, еще посильнее стыд, чем на Красноярском Троицком. Здесь не просто время и бесхозяйственность внесли свой отпечаток в историю сибирского купечества, здесь еще и руками помогали добивать былое величие.  … Заткнуть меня сложно, когда речь идет о сохранении наследию людей, которые строили школы, разбивали парки, возводили храмы в условиях Сибири будучи здесь изначально гостями, но решившими жить на постоянной основе, растить своих детей и развивать бизнес, двигать торговлю с Китаем и Западом и запускать пароходы по Енисею. … Поэтому пойдем те со мной в старый Енисейск, не на туристическую набережную, а на тихое, заброшенное кладбище на севере города. Это место — молчаливый, горький упрек нашей памяти. Здесь, лежат те, кто создавал величие этого города — енисейские купцы. … Это были не просто богатые люди. Это были отцы-основатели, меценаты, которые вкладывали свои состояния не в яхт

Пока туристы были на экскурсии, я, наконец, добралась, до старого Енисейского кладбища. Это, я вам скажу, еще посильнее стыд, чем на Красноярском Троицком. Здесь не просто время и бесхозяйственность внесли свой отпечаток в историю сибирского купечества, здесь еще и руками помогали добивать былое величие. 

Заткнуть меня сложно, когда речь идет о сохранении наследию людей, которые строили школы, разбивали парки, возводили храмы в условиях Сибири будучи здесь изначально гостями, но решившими жить на постоянной основе, растить своих детей и развивать бизнес, двигать торговлю с Китаем и Западом и запускать пароходы по Енисею.

Поэтому пойдем те со мной в старый Енисейск, не на туристическую набережную, а на тихое, заброшенное кладбище на севере города. Это место — молчаливый, горький упрек нашей памяти. Здесь, лежат те, кто создавал величие этого города — енисейские купцы.

Это были не просто богатые люди. Это были отцы-основатели, меценаты, которые вкладывали свои состояния не в яхты, а в будущее. Они строили не только для себя. Они строили храмы, которые до сих пор определяют силуэт города, пусть даже эти храмы были частью искупления небезгрешных людей. Они открывали школы и библиотеки, принимали великие географические экспедиции и создавали первый в крае музей. Их капиталы превращали Енисейск из острога в столицу сибирского золота, в культурный и экономический центр.

-2

А потом они уходили. И их хоронили здесь, на главном городском кладбище, с почестями, подобающими тем, кто прожил жизнь не зря. Их надгробья и семейные склепы создавали настоящий некрополь-музей под открытым небом, где мрамор, гранит или литой чугун были произведением искусства и символом вечной памяти.

Какие здесь династии, приговоренные к забвению в забытом богом месте. 

-3

-4

Кытмановы. Самое яркое имя Енисейска. Не просто золотопромышленники, а интеллектуалы. Александр Иннокентьевич Кытманов — создатель краеведческого музея, летописец, сердце и душа енисейской истории. Он сохранил память о тысячах людей, а мы едва можем найти его могилу. После национализации эта фамилия не сбежала из города, это понятно по надгробиям, датируемым серединой XX века, кто-то из их потомков до сих пор живут здесь. Наследники музея - сотрудники, которые живут купеческой историей, получили грант и привели часть с захоронениями Кытмановых в достойное состояние. Но это единственная реконструкция.

-5

-6

-7

Дементьевы. Именно на деньги Федора Дементьева был возведен главный символ Енисейска — величественная Успенская церковь. Они жертвовали на всё: на образование, на приюты, на храмы. Их склеп был одним из самых монументальных, показывая, как горожане чтили своих благодетелей. Но сохранность его под вопросом, я не нашла его остатков. 

-8

Захаровы. Могущественные золотопромышленники, чей великолепный каменный дом до сих пор украшает город. Их состояние было колоссальным, но и их вклад в благоустройство Енисейска был огромным. Такое ощущение, что фамилия и даты смерти на их надгробиях были сбиты до нечитаемости. 

-9

Кузнецовы. Еще один знаменитый род, чье имя гремело в Сибири. Иннокентий Кузнецов — крупнейший судовладелец, пароходчик, который буквально «запустил» жизнь на Енисее, связав удаленные поселения регулярным сообщением. В Красноярске ему конкурентом был Николай Герасимович Гадалов со своими первыми судами. Его пароходы были технологическим чудом того времени. Он тоже вложил в город огромные средства, а его семья нашла упокоение на этом кладбище.

История вандализма: как память стирали с лица земли.

-10

После Революции для новых властей эти могилы стали символом ненавистного прошлого. Началось планомерное, узаконенное уничтожение памяти. 1920-1930-е: Кладбище объявили пережитком. Началось мародерство: сбивали кресты, с плит — бронзовые буквы, ажурные ограды сдавали на металлолом. Чугунные памятники, отлитые на собственных заводах купцов, шли на переплавку для нужд индустриализации. Это был страшный символ — память о тех, кто строил промышленность, пустили на гвозди.

Кладбище предали забвению. Его перестали охранять, содержать, о нем перестали помнить. Склепы, которые стояли веками, стали растаскивать на кирпичи. Надгробия раскалывали морозом и временем. Могилы зарастали бурьяном и уходили под землю. А со временем могилы купцов начали занимать «товарищи», а после и их потомки. Сейчас это стандартное кладбище, не музей. Купеческие надгробия зачастую валяются, поросшие травой, либо их обломки в куче мусора вместе с бочками и прочим хламом. 

-11

Некоторые энтузиасты-краеведы пытаются описать то, что осталось, но это капля в море. Люди, на чьи деньги строился город, лежат в безымянных, заброшенных могилах. Мы гуляем по мощеным ими улицам, любуемся построенными ими храмами, водим детей в созданный ими музей — и не помним их имен. Мы пожинаем плоды их труда, но сочли недостойным даже сохранить их прах.

Пусть будут пафосом орать мои слова, но это молчаливое напоминание о том, как легко мы отрекаемся от своих корней и как жестоко можем обойтись с теми, кто заслужил от нас самую простую человеческую благодарность. Будете в Енисейске, пропустите попсовые экскурсии в музей рубанка или гонку по всем церквям, забредите на Кладбище, пройдитесь по центральной аллее, с нее видны все надгробия былых правителей города. нет ничего важнее памяти для умерших. Самый удобный вход со стороны улицы Перенсона, ориентир - дом 122.

 #енисейск #кладбищеЕнисейск #купечество #сибирь #историясибири #историякрасноярскогокрая #историяенисейскойгуюернии #енисейскаягуберния #кульрноенаследие