Найти в Дзене
Евгений Барханов

«Полякам вход воспрещается!»

Оглавление

Напомнить им о шестилетнем мальчике, повешенном за «дерзость» немецкому офицеру, и о публичной порке провинившихся польских железнодорожников, о тысячах польских граждан, расстрелянных немцами перед отступлением. Напомнить!

Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 29 июля 1944 г., суббота:

На польской земле

В Польше идут ожесточенные бои. Преодолевая упорное сопротивление северо-западнее и западнее Люблин, наши части продвигаются вперед и каждый день освобождают большое количество польских городов и сёл.

Навстречу нам начинают попадаться люди на повозках и шарабанах, груженных домашним скарбом. Это жители возвращаются в свои города и сёла. Многие
едут на велосипедах, другие толкают перед собой детские коляски, заваленные узлами.

Идем по уличкам освобожденного населенного пункта. Вот круглая, похожая на шахматную ладью башня старинного замка, обращенного немцами в тюрьму, облепленного деревянными пристройками бараков с решетчатыми окнами и бело-черно-красными вышками для часовых. Видим здесь то, что видели во
множестве немецких тюрем в наших городах: сотни трупов узников, расстрелянных немцами перед отступлением. Родственники расстрелянных, растрепанные, рыдающие, с воспаленными, точно обожженными гарью глазами, бродят среди этой горы мертвых тел, переворачивая их, вглядываясь в них, стараясь узнать в этих искаженных предсмертной судорогой лицах знакомые, дорогие черты.

-2

Маленькая девочка в розовеньком свитере, в туго натянутых коричневых чулочках ходит здесь рядом с нашим бойцом. Она ищет свою мать. Она долго не может ее найти. Она заглядывает в лица десятков трупов своими детскими, отчаянными глазенками. И каждый раз говорит:
— Нет, то не она! Нет, то не она!

И вдруг находит.
— Ой, мамо, мамо, мамо!..
И долго еще бьется, рыдает, стонет ее голосок среди этих старинных готических
стен, под гром артиллерийских залпов, этот страшный, хриплый, отчаянный детский крик среди горы трупов.

На западной окраине населенного пункта идет еще упорный бой. Действуют штурмовые отряды, бьет прямой наводкой артиллерия. У немцев «Фердинанды», танки, пушки, им дан приказ держаться за каждый дом, за каждый выступ дома, за каждую груду кирпича, и всё же их шаг за шагом отбрасывают на запад.

-3

Улица за улицей постепенно переходит в наши руки. Плетутся вереницы пленных — егеря, солдаты охранной дивизии, пехотинцы, артиллеристы, минеры. Балконы и окна остались раскрытыми, в том виде, в каком их настигла война. Едва стихает перестрелка, как население вылезает из подвалов. И букеты цветов переходят в руки наших бойцов, и летят из окон громкие, ликующие крики приветствий, и слышатся бесконечные, такие страшные в своем задушевном единообразии рассказы о том, что происходило здесь, в этом
населенном пункте, во время пятилетнего пребывания немцев. Да, многое из того, что рассказывают в Польше, мы слышали в других освобожденных от врага городах, но ведь каждый рассказывает то, что пережил, и всякий раз его рассказ по-новому волнует, по-новому ужасает, по-новому взывает к мести. Вы узнаете и о страшной майданской тюрьме, из которой не возвращались, и о шестилетнем мальчике, повешенном за «дерзость» офицеру, и о публичной порке провинившихся польских железнодорожников в офицерском казино, и
о городских автобусах, где не имел права быть пассажиром никто, кроме немцев, и о кино, где висела надпись: «Полякам вход воспрещается»...

-4

И поляки говорят нашим бойцам те же слова, которые говорили им в освобожденных селах под Москвой, в городах Приднепровья, под Сталинградом, на Кавказе: «Бейте врага, гоните его, мстите за нас...». Да, трагедия, но и величие, но и несокрушимая мощь в этом одинаковом призыве всех, кого освободила Красная Армия, в этом единстве мыслей, единстве чувства людей, отделенных друг от друга столькими тысячами километров, столь разных по образу воззрений, по роду деятельности, по воспитанию.

Возвращаются те, кто уходил из городов на время боев. Тянутся шарабаны, повозки. Вот идет пожилой человек с портфелем подмышкой. Это учитель польской гимназии. Он рассказывает нам, что немцы позакрывали в городах все польские средние учебные заведения. «Поляки должны работать, а не учиться», — говорили они. Учитель говорит: «Вы наши освободители, каждый из вас даже не может понять, что вы для нас сделали».

Жители Люблина и бойцы РККА на одной из улиц города.
Жители Люблина и бойцы РККА на одной из улиц города.

А по улицам бесконечной лавиной идут машины, устремляясь на шоссе, куда отодвинулся бой и где полыхают отблески пожарищ. Майор Е. ГАБРИЛОВИЧ.
1-й БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ.

Габрилович Евгений Иосифович, советский писатель, драматург и сценарист. Герой Социалистического Труда, Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты КРАСНАЯ ЗВЕЗДА. Профессор ВГИКа. Руководил сценарными мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссёров.
Габрилович Евгений Иосифович, советский писатель, драматург и сценарист. Герой Социалистического Труда, Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты КРАСНАЯ ЗВЕЗДА. Профессор ВГИКа. Руководил сценарными мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Всем желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027

P.S. Для тех, кто не знает, что на все наши публикации введено ограничение видимости контента в поисковых системах.

Публикации не показываются в лентах, рекомендациях и результатах поиска. Горевать от этого не нужно, мы и не такое проходили. Нравится? - оставайтесь глухими, нет - комментируйте статью, делитесь. Просьба, естественно, к тем, кто прочитал эти строки.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 179 (5859) 29 июля 1944 г., суббота.
КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР № 179 (5859) 29 июля 1944 г., суббота.

Несмотря, на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1944 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.