Найти в Дзене
Слом Устоев

Закон Векторов

Пар клубился густыми волнами, окутывая горячие кедровые полки сэнто. Трое друзей, Акира, Кэнта и Хироши, сидели по пояс в горячей воде, распивая охлажденное саке из маленьких глиняных чашечек. Им было под тридцать, они окончили один университет десять лет назад и теперь, слегка навеселе, вели один и тот же спор, который длился уже год. — Нет, Акира, тебе просто повезло, — упрямо твердил Кэнта, вскидывая руки и разбрызгивая воду. — Повезло, что Рику вспомнил о тебе. Вот и весь секрет. Год назад их общий друг Рику, который сделал блестящую карьеру в крупной торговой компании и с которым они почти не общались, рекомендовал Акиру на вакансию в своем холдинге. Акира получил должность, о которой другие могли только мечтать, и теперь зарабатывал в разы больше них. — Повезло? — Акира покачал головой, его лицо было расслабленным, но глаза оставались серьезными. — Удача — это не лотерея. Это закономерность. Я называю это Законом Векторов. Хироши фыркнул:
— Опять твоя философия. Ладно, просвети н

Пар клубился густыми волнами, окутывая горячие кедровые полки сэнто. Трое друзей, Акира, Кэнта и Хироши, сидели по пояс в горячей воде, распивая охлажденное саке из маленьких глиняных чашечек. Им было под тридцать, они окончили один университет десять лет назад и теперь, слегка навеселе, вели один и тот же спор, который длился уже год.

— Нет, Акира, тебе просто повезло, — упрямо твердил Кэнта, вскидывая руки и разбрызгивая воду. — Повезло, что Рику вспомнил о тебе. Вот и весь секрет.

Год назад их общий друг Рику, который сделал блестящую карьеру в крупной торговой компании и с которым они почти не общались, рекомендовал Акиру на вакансию в своем холдинге. Акира получил должность, о которой другие могли только мечтать, и теперь зарабатывал в разы больше них.

— Повезло? — Акира покачал головой, его лицо было расслабленным, но глаза оставались серьезными. — Удача — это не лотерея. Это закономерность. Я называю это Законом Векторов.

Хироши фыркнул:
— Опять твоя философия. Ладно, просвети нас, о мудрый.

Акира сделал глоток саке, собираясь с мыслями. Пар придавал его словам вес и таинственность.

— Каждое наше действие, каждая, даже самая мелкая привычка — это вектор. Маленькая стрелка, направленная в какую-то сторону. Хорошая или плохая. Сам по себе вектор слаб. Проснуться на пятнадцать минут раньше — это плюс один микроскопический вектор к продуктивности. Съесть на обед вместо рамена салат — плюс один к здоровью. Позвонить старому другу просто так — плюс один к отношениям.

Он провел рукой по воде, рисуя невидимые линии.
— Плохие вектора — минус один. Опоздать на пять минут. Отложить мелкий ремонт. Нагрубить кассирше. Они тоже малы. Но суть не в этом. Суть в том, что эти вектора имеют свойство накапливаться и складываться. Если ты годами копишь хорошие вектора — рано или поздно они сойдутся в одну точку и дадут тебе огромный, красивый результат. Со стороны это будет выглядеть как ослепительная удача. А если копишь плохие...

— ...они складываются в катастрофу, — мрачно закончил Кэнта.
— Именно, — кивнул Акира. — Я понял это на своей шкуре. Помните мою первую машину? Старый Nissan Silvia?

Друзья кивнули. Они помнили эту обшарпанную, но любимую Акирой машину, на которой он лихачил по ночным улицам.

— Я ее обожал. Много гонял, холил и лелеял, но... забывал про обслуживание. Откладывал замену масла «на следующую неделю». Игнорировал посторонний стук в подвеске. Не обратил внимания на начавшуюся течь сальника. Каждая такая мелочь — это был маленький отрицательный вектор. Я их не замечал, не «обрубал». А однажды, когда я мчался по скоростной трассе, у нее заклинило двигатель. Полный капитальный ремонт. Стоимость — как полцены машины. Это не было «внезапной поломкой». Это была сумма всех моих векторов халатности, которые сложились в один ужасный результат. Вот тогда я и задумался. Я назвал это Законом Векторов.

— Это все красивые слова, — не сдавался Хироши. — Но твой «результирующий вектор» сработал только потому, что был Рику. А Рику... он просто зазнался. Зарабатывает кучу денег и давно не звонит старым друзьям. Тебе повезло, что он о тебе вообще вспомнил.

Акира внимательно посмотрел на друзей. В его взгляде было не торжество, а легкая печаль.

— Ребята, а вы не думали, почему он вспомнил именно обо мне? — спросил он тихо. — После университета у вас появились жены, свои заботы. Ваши миры разошлись. А я... я продолжал звонить ему. Выходил с ним выпить, когда он был свободен. Слушал его истории о работе, мы вместе попадали в дурацкие передряги. Это были мои вектора. Вектора дружбы.

Он помолчал, давая им осознать.
— А знаете, почему Рику «зазнался» и стал так много зарабатывать? Потому что он работал. Не просто ходил в офис. Он проводил по десять встрек в день с клиентами. Домой возвращался за полночь и дописывал отчеты. Он годами копил вектора профессионализма и трудолюбия, пока не стал лучшим в своей фирме. А теперь у него тоже появилась жена, свои заботы. Его вектора сейчас направлены в другую сторону.

Акира обвел взглядом своих друзей.
— А я... Я может, и не горел на работе как он. Но я никогда не халтурил. Всегда делал свою работу качественно и в срок. Никогда не подводил. Заработал себе имидж человека, на которого можно положиться. Это — мои вектора ответственности.

Он сделал последний глоток саке.
— И вот в один день все эти вектора — моей дружбы, его благодарности, моей репутации — сошлись в одной точке. И Рику порекомендовал меня. Со стороны это выглядит как удача. Но для меня это — закономерный итог. Удачей можно управлять. Нужно только каждый день выбирать, в какую сторону направить свои маленькие вектора.

В бане повисло молчание. Было слышно только, как с шипением капает вода с потолка. Кэнта и Хироши не смотрели на Акиру. Они смотрели на воду, в которой отражалась их собственная жизнь, состоящая из тысяч мелких, незначительных выборов, которые они делали каждый день. Выборов, которые они списывали на суету, а Акира возводил в философию.

И впервые за весь вечер им нечего было возразить. Они просто сидели в горячей воде, чувствуя, как жар проникает глубже кожи.