Закончим с дворцом почти в телеграфном стиле (ну попробуем, хотя кого я обманываю:)) и перейдем к саду.
Итак, граф Прованский бежал, дворец объявлен национальной собственностью, в 1793 г. пустующий Люксембург стал тюрьмой. День за днём Люксембургская тюрьма пополняется новыми заключёнными. Сначала условия их содержания были вполне сносными, консьерж Бенуа, судя по всему, был приличным человеком, заботился о заключенных как мог. Они гуляли, могли встречаться с родными, получали передачи и делились ими с теми, у кого ничего не было, даже концерты устраивали, т.е. все бы ничего, если бы не гильотина на выходе. Потом все сильно ухудшилось, условия стали очень суровыми да и консьержа арестовали. Треть из 800 заключенных была отправлена на эшафот. Некоторым удалось избежать этой участи, среди них художник Давид, продолжавший в Люксембурге писать.
Дальше все быстро меняется: с 1795 г. Дворец (и Малый Люксембург) является резиденцией Директории (высшего органа государственной власти первой Французской республики). Через 4 года ее сменит Первый консул Наполеон Бонапарт, также разместившийся в бывших покоях графа Прованского в Малом Люксембурге вместе с Жозефиной. Очень скоро они покинут его, переехав в Тюильри, королевскую резиденцию и с 1800 г. Люксембург полностью передается в ведение Сената (еще не сегодняшнего, но для начала), который и заседает здесь по сей день, хоть и с неприятными перерывами, вроде размещения во дворце штаб-квартиры Люфтваффе во время оккупации.
Конечно, для сенаторов большой Люксембург был значительно перестроен, от его хозяек мало что осталось, например галерею Медичи сменила парадная лестница. В дни культурного наследия (и только тогда) можно посетить Комнату, где хранилась Золотая книга пэров. В украшении помещения использованы детали старого дворца и апартаментов Анны Австрийской из Лувра; часть библиотеки, украшенную Делакруа в галерее, где располагался музей; саму библиотеку с серией картин «Знаки зодиака» Якоба Йорданса; кабинет вице-президента Сената; конференц-зал, бывший тронный, с убранством времен Второй империи; салон Гюго; приемную или Зал государственных посланников (на месте приемной королевы) и еще некоторое количество помещений, самое интересное из которых - бывшая часовня Сената, которая долгое время оставалась закрытой и заброшенной, сегодня ее отреставрировали и тоже какие-то заседания проводят. Ну и сердце сегодняшнего дворца- амфитеатр- главный Зал заседаний.
Важное, что в прошлом посте забыла сказать (уже скоро сад, вот сейчас в него выходим): вдоль улицы Вожирар, вот как располагаются фасады большого и малого отелей, еще стоял монастырь Дочерей Голгофы, тоже королевой здесь основанный. Монастырь снесли в 1846 г., но не полностью, часть клуатра накрыли стеклянной крышей и сделали зимний сад для председателя Сената в его резиденции в Малом Люксембурге. И личную часовню королевы в этом монастыре воссоздали в одном из боковых нефов старой монастырской церкви. В эти два помещения попасть нельзя, кажется, но часовня прекрасно просматривается с улицы через решетку сада.
Да, так вот пробежимся по саду, где юный Людовик XIII учился охоте на кабанов. Сад, конечно, был несколько раз перепроектирован, в частности, после революционного сноса монастыря картезианцев, который не позволял Андре ле Нотру еще в 1635 г. соблюсти желаемую симметрию. Известный восьмиугольный бассейн, в котором пускают кораблики сегодня, как и 50 лет назад и 100 - творение архитектора XIX в. Прочитала тут мнение, кстати, ну кораблики, что в них особенного, что все в восторге. Аргументов в пользу у меня не нашлось, просто милая традиция, которую хочется сохранить и дальше.
Открыт для публики сад был с 1650 г. и стал, наравне с дворцом, обязательным для посещения памятником парижской архитектуры XVII века, отмеченным в путеводителях того времени практически как must see. Бернини во время своего путешествия в 1665 году нашел его самым красивым, что он видел во Франции. Один путешественник упоминает сады как одно из лучших мест для прогулок в Париже:
«Прежде знатные особы нечасто прогуливались там, не вынося простого народа, который собирался там толпами, особенно по воскресеньям и праздникам: общество, не слишком приятное для почтенных людей. Но после того, как мадам де Берри поселилась в Люксембургском дворце, королевские приставы стали несколько лучше заботиться о входящих и выходящих, чем прежде: поэтому тогда там можно было увидеть много знатных людей, особенно когда мадам де Берри устраивала приемы. Но после смерти этой принцессы прежняя свобода была возвращена всем».
Да, герцогиня Беррийская закрыла сады для всяких, что сделало ее еще более непопулярной в столице. Позже, как мы уже знаем, граф Прованский продал часть земель, в частности Аллею философов в саду, по которой, как говорят, часто гулял Руссо и Аллею вздохов, где влюбленные тогда встречи назначали.
К XIX веку элегантная дама не выбрала бы сад местом для прогулки, там в основном гуляли няньки с детьми и окрестные жители: "Люксембургский сад - это место свиданий скучной, чудаковатой старости и несносного, крикливого детства. Здесь поминутно натыкаешься то на трость, то на ватный капор; это Элизиум подагриков, отечество кормилиц",- по словам Бальзака. Но и свой распорядок у сада тоже был: до 14.00 - гризетки и старые девы, няньки после, одновременно с доморощенными политиканами, вечером приходили студенты с подружками (В. Мильчина. Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь)
Сад находится в ведении Сената с 1879 г., он отвечает за управление и надзор. Он же ответственен и за стулья, знаменитые зеленые стулья Люксембургского сада, дизайна 1923 г., без которых уже невозможно представить аллеи и тропинки, зависание у бассейна, чтение в тени, туристический ланч с багетом. Интересно, что бесплатными эти стулья стали только в 1974 г., а до этого за зеленые сиденья взималась определенная сумма, небольшая, но у Модильяни и ее не было. Иногда жаловались, что стулья стоят так, что детская коляска не проедет или на то, что заставляли платить 2 раза за один день. А иногда и смотрители стульев возмущались небедными гражданами, приходившими отдыхать со своей складной мебелью. Сегодня стулья 3-х видов не только бесплатные, но и очень тяжелые с двойной целью: чтоб не унесли и чтоб не улетели.
Главный объект Люксембургского сада - это, безусловно, фонтан Медичи. В детстве, задолго до первой поездки, его плохая фотография в путеводителе, вся в зеленых тонах, в тени, с бликами света на мутной воде обещала, без сомненья, тритонов и русалок. Сейчас, возможно, кого-то постигнет разочарование: Мария Медичи хотела в своем саду устроить гроты, бассейны, террасы с фонтанами, но вот именно эта конструкция фонтаном не была, это был просто грот, водные, как и скульптурные дополнения - работы XIX века. Кроме того, грот XVII века, уже оборудованный бассейном, перенесли из первоначального места.
Какие еще объекты, явные и не очень можно наблюдать в саду? Конечно вот это длинное здание из кирпича и камня с большими окнами 1839 г. постройки . Это оранжерея Сената (не зимний сад председателя). Там хранятся растения, которые выставляют в саду, вроде пальм и цитрусов, самым старым из которых, горьким апельсинам, как утверждают, около 300 лет.
Это здание примыкает к Люксембургскому музею. Мы же помним, что в большом дворце открылся музей в 1750 г. Позднее, в 1818 г. музей открылся вновь, как "музей ныне живущих художников", т.е. современного искусства. Там были представлены работы того же Давида, Энгра, Делакруа.
К 1886 г. было построено вот это, отдельно стоящее здание музея, выходящее на ул. Вожирар. После смерти Гюстава Кайботта в 1895 по его завещанию коллекция пополнилась произведениями импрессионистов, впервые в государственном музее, положив начало собранию музея д'Орсэ.
Еще имеются теплицы, да, (не путать с предыдущими объектами с растениями), там с 1838 выращивается коллекция орхидей Люксембурга, возникшая из партии растений, отправленных врачом императора Бразилии на медицинский факультет в Париже, который тогда располагался на месте бывших питомников картезианцев. Здесь выращивают растения для сада и украшения дворца.
Теплицы расположены близко к отелю Вандом, который одним фасадом выходит на бульвар Сен-Мишель, а другим - в сад. Неплохой такой, немаленький отель, построенный в 1710 для одного из картезианцев (нестяжательство, говорите?). Имя получил по одному из арендаторов, герцогине Вандомской, сегодня там Горная школа, готовят инженеров, и минералогический музей.
Кроме всего этого в Люксембургском саду мы найдем павильон Давиу, работавший в XIX столетии как ресторан, сегодня там проходят бесплатные курсы по садоводству,
самую старую действующую карусель в Париже в тени каштанов, созданную, как утверждается, в 1879 г. по эскизам Шарля Гарнье, архитектора Оперы (почему-то тут я сомневаюсь, но такие штуки в Париже вполне могут быть)
кукольный театр с 1862 г.
пасеку, фруктовые деревья, кафе, пальмы, апельсины, розарий, платановые аллеи, корты, шахматные столы, пони, скульптуры. Есть расписание бесплатных экскурсий с местным садовником (с апреля по октябрь, встреча в 9:30, на площади Андре Оннора, перед воротами сада).
И тут появляются вопросы без ответов. Почему зеленые стулья сада стали чуть ли не брендом? (вообще стали брендом, фирма, их выпускающая, получила право торговать стульями "Люксембург" на сторону, так скажем, выпускает их в разных цветах) Почему там так приятно ничего не делать летним утром, когда еще не слишком жарко, и пить кофе из проклинаемых эстетами бумажных стаканчиков, или солнечным октябрем, когда хризантемы на клумбах пахнут осенью, можно с красным?
Почему сад входит в список обязательных для посещения мест в городе с момента основания? Почему признан по опросам самым красивым в Европе? Потому что очень известен? А почему он так известен? Сады Боболи во Флоренции, в палаццо Питти, где провела детство королева Мария, разбиты раньше, не менее живописны, но что-то кажется, менее известны. Почему мало найдется тех, кто жил или бывал в Париже и не писал о нем, в стихах или прозе. Или в письмах. Почему эмигранты, вынужденные или добровольные, упоминают его, как место отдохновения или грусти? Про парижан, по крайней мере про тех, чье детство прошло в Париже, пожалуй, придумала ответ: потому что сад неразрывно связан с этим детством, раз полгорода последние 200 лет гуляло там с детьми. Несколько раз попадалось мнение, что город меняется, а Люксембургский сад ровно такой, каким запомнился, узнаваемый, как в детстве. Но и все, кроме этой теории других не нашлось.
С Люксембургом - всё, приходите в телеграм, там другие истории.